Иван Фоминых: «Мы нацелены на поддержку малого и среднего бизнеса» 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #28 (966) от 22 июля 2020

Иркутск — город купеческий. Сформированное еще в XIX веке торговое ядро и сегодня остается одним из основных направлений развития столицы Восточной Сибири. Что сейчас представляет отрасль и куда она движется, в преддверии Дня торговли рассказал начальник департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Иркутска Иван Фоминых.

Иван Борисович, какими предприятиями на сегодня представлена торговая отрасль Иркутска? 

— Сфера городской торговли в Иркутске состоит из разветвленной сети магазинов, современных универсальных торговых центров, супермаркетов, рынков, ярмарок и нестационарных торговых объектов, способных обеспечить растущие потребности жителей города. Всего у нас насчитывается 2358 стационарных торговых объекта, в том числе 1 розничный рынок, 110 торговых центров, 4 гипермаркета, 1 центр мелкооптовой торговли METRO, 89 супермаркетов, 2152 магазина, из которых 298 универсальных, 603 продовольственных и 1251 непродовольственный. Работают также 1092 нестационарных: 425 киосков и металлопалаток, 571 павильон и 96 объектов сезонной торговли.

— В Иркутск за последние годы зашли несколько крупных ритейлеров. Проявляли ли еще какие-либо федеральные сети интерес к городу?

— Действительно, в Иркутске развиваются сетевые организации, они играют важную роль в обеспечении горожан потребительскими товарами. На сегодня это 278 объектов общей площадью 228,3 тысячи кв. м. Всего в областном центре действуют 13 крупных сетевых структур — как местных, так и федеральных, а также торговых сетей из других регионов. Из Кемерово к нам «пришла» сеть магазинов-складов «Светофор», из Улан-Удэ — «Абсолют», из Красноярска — «Маяк». Федеральные сети представлены магазинами DNS, «М.Видео», «Эльдорадо», RBT, гипермаркетами «О’Кей», «Лента», METRO Cash & Carry.

Но действующие нормы законодательства РФ не обязывают предпринимателей и организации уведомлять органы местного самоуправления о своих планах по открытию торговых точек. Кроме того, крупная сеть неизбежно оказывает влияние на уже действующих игроков регионального рынка, поэтому любая преждевременная информация, не подкрепленная конкретными действиями со стороны заинтересованного городом ритейлера, может вызвать некоторую турбулентность.

Что же касается работы администрации Иркутска, то она нацелена на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе местных товаропроизводителей, путем создания прозрачной системы обработки обращений предпринимателей. А также принятия необходимых нормативно-правовых актов.

Для этого в городе создаются ярмарки и места для мелкой розницы. Крупные ритейлеры зачастую стремятся занять большие торговые площади в торговых центрах, находящихся в частной собственности.

Каков оборот розничной торговли в Иркутске по последним данным и как он изменился по сравнению с прошлым годом?

— Пока еще рано говорить о данных 2020 года, но за 2019 год оборот розничной торговли по Иркутску превысил 173 миллиарда рублей. Прирост к 2018 году составил 6,2 %. Оборот розничной торговли на душу населения в 2019 году составлял 23 тысячи 125 рублей в месяц.

Как развивается сфера общественного питания? Насколько она востребована среди горожан?

— В Иркутске зарегистрировано 1225 предприятий общественного питания на 56 тысяч 310 посадочных мест. Это рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные, буфеты, кафетерии, магазины и отделы кулинарии, предприятия быстрого обслуживания. При этом доля сетевых предприятий составляет 40% от рынка и продолжает увеличиваться, растет популярность фуд-кортов. В целом структура открытой сети на 1 апреля 2020 года представлена следующими данными: рестораны — 9,6 %, кафе — 30,5 %, бары — 13,3 %, столовые, закусочные — 17,2 %, иные предприятия быстрого питания — 29,4 %.

Оборот общественного питания за 2019 год по Иркутску превысил 8,2 миллиарда рублей, при этом показав значительный рост к 2018 году — 7,5 %. Оборот на душу населения составил 1107,8 руб. в месяц. Статистика показывает, что заведения сферы общепита очень востребованы у иркутян.

Как поменялся портрет покупателя в Иркутске за последние пять лет, на какие форматы горожане откликаются больше?

 — Две основные тенденции последних пяти лет – это снижение покупательской способности и развитие интернет-торговли. В связи с этим старые приемы привлечения клиента уже не работают, меняется и сама сфера: индустрия ритейла превращается в индустрию сервиса и развлечений, в торговые центры люди ходят в кино и на фуд-корт. Если несколько лет назад магазины привлекали посетителей скидками, собственной продукцией и отделами свежей выпечки, то теперь же предприниматели конкурируют не за цену и качество, а за время клиентов.

Хорошее подспорье тут, на мой взгляд, — сезонные и мобильные сельскохозяйственные ярмарки, которые организовывает администрация Иркутска. Поясню почему. Механизм ярмарок позволяет администрации города наиболее оперативно и гибко отреагировать на потребности представителей малого бизнеса – насколько это вообще возможно в условиях развития большого города.

Мы уже немного коснулись вопроса ограничений, связанных с коронавирусом. Как, по предварительным прогнозам, они скажутся на отрасли?

— Сейчас делать прогнозы невозможно. Мы не знаем, какой запас прочности имеют предприятия, какую выбирают стратегию. Оперативно отследить такое нельзя. Кто-то из сферы общепита даже сейчас, несмотря на послабления, так и не открыл летнюю веранду, потому что она может не окупить затрат на вывод персонала и новые договоренности по аренде.

Что же касается торговых объектов, то довольно большого количества магазинов не коснулись ограничения, вводившиеся в рамках распространения Covid-19. Но есть еще один фактор, оказавший влияние на торговую отрасль независимо от ассортимента продаваемых товаров, — это покупательский спрос, падение доходов самих жителей, многие из которых остались, к сожалению, без работы. Сейчас мы не знаем, какой станет структура потребления после окончательного снятия всех ограничений. Думаю, что экономические последствия будут наблюдаться в течение продолжительного времени.

Для помощи предпринимателям администрация Иркутска разработала меры поддержки по договорам аренды недвижимого имущества, в частности, отсрочки арендной платы. Правительство РФ также предусмотрело ряд иных мер поддержки организаций, включенных в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции. В том числе это субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства из бюджета.

Из-за каких еще причин, помимо пандемии 2020 года, закрываются магазины и точки питания в Иркутске?

— Мы уже частично затронули эту тему, когда говорили об интернет-торговле. Это и высокая конкуренция во всех сферах торговли, и вполне естественная разница в ресурсах между глобальными компаниями и малым бизнесом. Очень ярко это проявляется именно в вещевом сегменте. Грубо говоря, привезти контейнер одежды и продать его сейчас уже не так просто, поскольку все риски по селекции товара предприниматель берет на себя, а это очень вкусовая область, которая стремительно меняется. Малому бизнесу сложно конкурировать с глобальными компаниями формата «фаст-фэшн», когда бренд обновляет ассортимент несколько раз за сезон.

Тут, мне кажется, коммерсантам для рентабельной работы нужно искать востребованную нишу, тогда товар станет интересным для потребителя. У нас, например, есть такие предприятия, которые объединяют разные форматы: и пункт общественного питания, и продажа изделий народного творчества и книг — все это на одной площадке, что позволяет решать разные задачи и привлекать клиентов. Да, такой подход может сказаться на ценовой политике, но потребитель сам голосует рублем: ему не нужно просто кафе, ему нужна соответствующая атмосфера, окружение, с которым комфортно, и, конечно, культура обслуживания. За это потребитель готов платить. Задача любого бизнеса — найти такую нишу.

Фото Элины Халтановой

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио