Иркутск наводнили электрические самокаты: горожане разделились во мнении, хорошо это или не очень

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #26 (1013) от 9 июля 2021

В Иркутске в последние два года появилось множество электрических транспортных средств: электросамокаты, электроскутеры, электротрициклы, моноколеса, гироскутеры, сегвеи и прочие гибриды. И как у всего нового, у них есть свои сторонники и противники. Особенно иркутян раздражают электрические самокаты. Их много, и они везде: на набережной, улицах и площадях. На прошлой неделе в популярном иркутском сообществе «ВКонтакте» прошел опрос «Вы за электросамокаты или против них?» Как выяснилось, тех, кто за и кто против, примерно поровну. Послушаем аргументы противников.

Евгения: «Из-за самокатов каждая прогулка становится стрессом. На набережной вчера чуть не сбили два раза»

Роман: «Самокат совсем бесшумный, сзади подкрадывается незаметно. А вдруг ты резко решишь направление поменять?.. Собьет!»

Владимир: «Люди пешком не научились ходить. А тут самокаты. Ездят толпой, всю дорогу занимают»

Наталия: «Это очень классно, пока за его рулем ты… А когда ты пешеход, который идет по узкому тротуару, велик риск быть сбитым. Меня лично сбивали всего один раз, и пару раз мне прилетело локтем»

Елена: «Трое парней на набережной лихачили, один долихачился, полный рот крови и два передних зуба выбито. Сам виноват»

Алина: «Отвратительная вещь. Люди носятся на них везде как сумасшедшие»

Интересно, что самыми непримиримые противники самокатов в Иркутске — вовсе не пешеходы, а велосипедисты. Скорее всего, это связано с борьбой за место на дороге и за парковки.

Многие иркутяне справедливо недоумевают, когда видят за рулем довольно мощных самокатов детей 8–10 лет, да еще и без элементарной защиты в виде шлемов и наколенников. Неужели родители не понимают, что, покупая дорогую игрушку, подвергают своих детей смертельной опасности?

Теперь аргументы защитников. Они считают, что запрещать электрический транспорт глупо: невозможно запретить прогресс. К тому же у электрических гаджетов есть несомненные достоинства: экологичность, бесшумность, экономичность.

Алексей: «Электротранспорт будет только развиваться. Его и так, как могли, сдерживали десятки лет. Конкуренция заставит производителей делать более емкие батарейки. Авто, мотоциклы, самокаты в ближайшее десятилетие перейдут на электричество. Это мировая тенденция»

Степан: «С такими дикими ценами на бензин за электротранспортом будущее»

Евгений: «Электросамокат — удобная штука. Можно добраться из пункта А в пункт Б во время пробок, выходит чуть быстрее, чем идти пешком»

Есть мнение, что проблема не в самокатах, а в отсутствии инфраструктуры

Роман: «Не хватает нормальных дорожек для такого вида транспорта. А то получается свалка на тротуарах из пешеходов, велосипедистов и самокатов»

Алексей: «Скорее всего, необходимо ограничение их скорости в городском пространстве»

Вопрос безопасности электросамокатов, гироскутеров и других девайсов стоит очень остро. Аварии с самокатами происходили и в Москве, Петрозаводске, Новосибирске, Волгограде, Хабаровске, Ростове-на-Дону. Следственный комитет предупредил об участившихся случаях «агрессивного вождения электросамокатов». В интернете можно найти десятки страшных видео ДТП. Буквально на этой неделе в Санкт-Петербурге курьер на самокате выскочил на красный свет и влетел в легковушку, от удара его отбросило головой на асфальт, пострадавший сейчас в реанимации. Недавно с электросамоката упал мэр Кисловодска Александр Курбатов и тоже попал в реанимацию с тяжелой травмой головы. Говорят, ехал на большой скорости и въехал в бордюр.

В Иркутске, по словам инспектора по пропаганде безопасного дорожного движения городского отдела ГИБДД Ивана Добровольского, ДТП с участием электросамокатов пока еще не было. Но это не значит, что инциденты исключены в принципе.

— Сейчас на федеральном уровне прорабатывается правовая база по электрическим средствам передвижения, — сообщил Иван Добровольский. — Пока же водитель электросамоката приравнен к пешеходу, и четких ограничений по возрасту на катание на самокате нет.

Разумеется, так быть не должно. На прошлой неделе глава Следственного комитета Александр Бастрыкин потребовал урегулировать федеральное законодательство в отношении электрического транспорта. А в Госдуме обсуждают меры, которые сделают поездки на электросамокатах более безопасными. Например, предлагают уменьшить максимальную разрешенную скорость до 7–10 км/ч. Есть мнение, что самокатам и всевозможным гибридам нужно вообще запретить ездить в пешеходных зонах. Некоторые города, не дожидаясь принятия федерального закона, сами вводят правила пользования электросамокатами. Например, в Казани скорость их движения на тротуарах ограничена до 10 км/ч. Кататься со скоростью 15 км/ч разрешено только на велосипедных дорожках. Движение на автомобильных дорогах полностью запрещено.

АРЕНДА, ПОКУПКА, КИКШЕРИНГ   

Самокат в Иркутске можно купить или взять напрокат

Цены варьируются от 7 до 60 тысяч рублей и выше. Как рассказал «Иркутску» владелец одного из магазинов, наибольшим спросом пользуются самокаты по цене 18 000 рублей. Взять в аренду самокат несложно: нужно прийти лично в пункт проката — в Иркутске их около двадцати, предъявить паспорт и заплатить залог — либо полную стоимость самоката, либо 5000 руб. Наиболее популярный тариф в Иркутске — 400 руб­лей в час. Чем дольше катаешься, тем ниже цена — на весь день самокат можно арендовать за 1000 рублей.

Наконец, можно воспользоваться услугой кикшеринга (от англ. kick «толчок ногой» и sharing «совместное использование»). Кикшеринг — это система краткосрочной аренды электросамокатов через мобильное приложение. В Иркутске есть как минимум три компании кикшеринга — SUN RENT, Bumerang и Busyfly.

Выглядит это так: сначала нужно зарегистрироваться в мобильном приложении, заполнить анкету с указанием личных данных, найти ближайшую парковку на карте, затем выбрать самокат и тариф, отсканировать QR код для активации тросового замка, и вперед. По окончании катания самокат нужно вернуть на парковку либо на конкретную точку, далее сканирование QR кода парковки и расчет — деньги автоматически списываются через заранее привязанное платежное средство (банковскую карту или электронный кошелек). Тарифы могут быть как поминутными (5–7 рублей за минуту), так и почасовыми (280–400 рублей в час).

Клиенты говорят, что кикшеринг, безусловно, удобнее. Взял на ближайшей стоянке, доехал без пробок до работы, оставил на парковке — никаких проблем.

Причем, что важно, в целях безопасности киршеринги ограничивают скорость своих самокатов от 15 до 20 км/ч. Для клиентов кикшерингов есть возрастной порог — только с 18 лет. Некоторые сервисы также ограничивают зону передвижения, указывая, где можно ездить, а где нельзя.

Елизавета Старшинина

 Фото автора и из открытых источников

Деятельностью кикшерингов заинтересовался депутат думы города Иркутска Александр Квасов. На своей странице «ВКонтакте» он выложил видео, снятое возле парковки самокатов, отметив, что в Иркутске не проработаны нормы, где можно ездить: по тротуару либо по проезжей части

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио