Им выпало строить БАМ: в Иркутске впервые отметили День строителей Байкало-Амурской магистрали

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #27 (1063) от 15 июля 2022

БАМ, без преувеличения, строила вся страна, весь Советский Союз. Рабочие путевки на ударную стройку давали только лучшим. Молодые люди в большинстве своем ехали за романтикой и «запахом тайги» и столкнулись с самой настоящей Сибирью, где зимой мороз под 50 градусов и по утрам в палатке волосы примерзали к подушке, а летом некуда было деться от гнуса… Но суровые обстоятельства не мешали ударно трудиться и жить интересной, яркой, насыщенной добрыми делами жизнью. Молодежь знакомилась, играли свадьбы, и не беда, что подходящей обувью для загса порой были резиновые сапоги, а не белые туфли. В небольшой Тынде в год регистрировалось больше 500 браков, в итоге даже появилась особая общность людей — бамовцы.

В пятницу, 8 июля, в Иркутске, в конференц-зале Дома Европы, состоялась встреча участников величайшего проекта XX века — строительства Байкало-Амурской магистрали.

— Строительство одной из крупнейших магистралей в мире дало мощный импульс к развитию нашего региона, — обратился мэр Руслан Болотов к ветеранам-строителям. — БАМ — важный для нашей страны железнодорожный транспортный коридор. Это действительно героический проект, который был реализован в сжатые сроки, несмотря ни на что. Благодарю вас за труд, терпение и неравнодушие. Вы настоящий пример для нашей молодежи.

БАМ пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровского края. Магистраль проходит через более чем 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков. В самый разгар строительства на прокладке путей трудилось более 130 тысяч человек из всех 15 республик Советского Союза. Более половины из них — молодые люди, которым не было и тридцати лет, многим приходилось жить и работать в непривычных для них сложных климатических условиях. Но трудились они с огромным энтузиазмом.

— БАМ привлекал молодежь в Иркутскую область. Все понимали, насколько это было важно для страны, — рассказал председатель совета Иркутского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Бамовское содружество» Василий Швайкин. — На БАМе рождались новые семьи, появлялись дети, а вместе с тем росли новые населенные пункты. 4300 километров работ, сложные испытания, трудные климатические условия — со всем этим пришлось столкнуться каждому из нас. Но мы шли вперед, мы справились, и одна из крупнейших магистралей в мире была проведена.

БАМ — это огромный коллектив, где понятия «дружба», «уважение», «взаимовыручка» получили новое наполнение. «Стройка века» объединила людей около семидесяти национальностей.

Так, на территории Иркутской области станцию Улькан строили азербайджанцы, Нию — грузины. Разъезды и станции появились тоже благодаря представителям разных областей России: жителями Ростовской возведена станция Киренга, Ставропольского и Краснодарского краев — Лена. Приехавшие из Чечено-Ингушской, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР работали на строительстве поселка Кунерма.

Проект строительства БАМа способствовал развитию науки и образования. Иркутский государственный университет путей сообщения называют детищем Байкало-Амурской магистрали — и сегодня вуз готовит профессиональные кадры для железнодорожной отрасли России.

— Мне посчастливилось в 1985 году начать работу на БАМе по подготовке специалистов. Иркутский университет путей сообщения — это вуз, рожденный магистралью, — отметил президент ФГБОУ ВО ИрГУПС, председатель совета ректоров Иркутской области, доктор технических наук, профессор Андрей Хоменко. — Наше учебное заведение успело поработать и для БАМа, и на БАМе. Мы вели занятия прямо на станциях, чтобы не отвлекать строителей от процесса работы. Хочу отметить, что мы должны передавать эту историю молодежи. Ведь это героический проект и значимое событие для нашей страны.

С этого года День строителей БАМа станет традиционным праздником, который будут отмечать 8 июля. Именно в этот день в 1974 году приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали».

Майя Новикова

Фото Дарьи Таракановой

В Доме Европы на приеме у мэра (Руслан Болотов — на фото в верхнем ряду в центре) собрались люди, которые 48 лет назад создавали историю целой страны и величайшей стройки XX века. Среди них: Василий Антонович Швайкин, Евгений Владимирович Сарапулов, Анатолий Иванович Орлов, Александр Николаевич Корольков, Дмитрий Семенович Дикий, Людмила Ивановна Аникина, Татьяна Михайловна и Иван Степанович Косовы, Валентина Петровна Кедрова, Варужан Грачикович Матосян, Нина Романовна Литвин, Иван Иванович и Валентина Осиповна Отто, Екатерина Владимировна Худоногова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио