Город готовится к ремонту плотины: 23 апреля энергетики начинают ремонт кровли машинного зала Иркутской ГЭС

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #14 (1059) от 15 апреля 2022

Иркутская ГЭС уже более 60 лет обеспечивает весь город электроэнергией и служит одной из главных транспортных артерий, соединяющих левый и правый берега. Каждый день тысячи машин проезжают по дороге над зданием ГЭС. Такая нагрузка негативно влияет на бетонные конструкции и приводит к их деформации. Репортерская группа «Иркутска» побывала в машинном зале и убедилась: ремонт откладывать нельзя.

При общей протяженности плотины в 2,5 километра длина машинного зала кажется незначительной — всего 240 метров, но это самый важный участок Иркутской ГЭС. Именно здесь расположены 8 гидротурбин, которые обеспечивают работу станции.

С момента запуска Иркутской ГЭС прошло уже 65 лет. За это время кровлю машинного зала ни разу (!) не ремонтировали. Для того чтобы убедиться в необходимости проведения работ, мэр Иркутска Руслан Болотов и председатель городской думы Евгений Стекачев в минувшую среду побывали в машинном зале. Журналисты «Иркутска» тоже спустились на пять этажей вниз — туда, где находятся сами турбины, — и своими глазами увидели состояние потолков в помещении.

На потолке и стенах машинного зала видны подтеки. В некоторых местах от сырости отстали штукатурка и краска и даже появился грибок. Проблему пробовали решить изнутри: если присмотреться к потолку, можно заметить, что поверхность швов закрывали, но это временная мера, и требуются капитальные работы.

— Целостность и надежность гидротехнического сооружения сейчас крайне важны. Мы не можем себе позволить создать риски для Иркутской ГЭС. Не проводить эти ремонтные работы сейчас уже нельзя, — уверен руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков. — Мы понимаем, что для жителей города ограничение движения на плотине приведет к определенным неудобствам. Будем своевременно информировать обо всех изменениях проезда и о том, как идут работы.

Ремонт кровли машинного зала Иркутской ГЭС разделили на два года. В прошлом году отремонтировали деформационные швы в той части, где нет автомобильного движения. Предварительно были разработаны схемы по ограничению движения. Рассматривалось несколько вариантов.

Первый из них — реверсивное движение с установкой светофоров, второй — сужение проезжей части, но обеспечение хода в обе стороны, и третий вариант — полное перекрытие плотины ГЭС для транспорта и пешеходов. В результате принято решение сохранить двухстороннее движение на участке, где будут вести ремонт.

— Прорабатывая варианты, мы выбирали тот, который минимально в конечном итоге будет влиять на транспортную доступность внутри города. Таких плотин в России не так много, которые помимо своего основного назначения еще и являются проезжей частью для города, причем одной из основных. Вариант, который мы обсудили и принимаем с коллегами, наиболее оптимален на сегодняшний день, — объяснил мэр Иркутска Руслан Болотов.

– Мы своими глазами видим, что назрела необходимость ремонта кровли, это факт. Она никогда ранее не ремонтировалась. Плотина полностью перекрываться не будет, работы будут идти поэтапно, – прокомментировал Евгений Стекачев. – Из-за нашего климата ремонтировать дороги мы можем только в летнее время. Поэтому просим всех набраться терпения. Депутатский корпус также будет следить за работами и оповещать об этом жителей. Кроме того, энергетики обещают отразить изменение схемы движения по плотине на сервисе «Яндекс.Карты». Это позволит автомобилистам заранее строить маршруты и не попадать в пробки.

Перекрытие плотины будут проводить в два этапа. Сначала ремонт проведут со стороны верхнего бьефа (залив Якоби), а затем — со стороны нижнего бьефа. Всего деформационных швов — восемь. Одновременно будут ремонтировать четыре из них. После укладки гидроизоляции и восстановления асфальта подрядчик перейдет к ремонту следующих четырех деформационных швов. На всех этапах работ будут контролировать соблюдение технологий и сроков.

— Мы обязаны провести ремонт для недопущения более серьезных последствий. Иным способом, кроме как вскрытием и повторным бетонированием, это сделать нельзя, — добавил Михаил Хардиков.

Городские власти отдельно прорабатывают вопрос об организации движения для общественного транспорта и пешеходов. Через плотину проходит большое количество муниципальных и коммерческих маршрутов. В летнее время территория становится популярным местом отдыха у горожан, многие гуляют по плотине пешком, бегают, катаются на велосипедах.

— Ключевой вопрос для нас — сохранение движения пассажирского транспорта, который там ходит. Предлагаю в вечернее время провести своего рода эксперимент и пустить троллейбус и автобус большой вместимости, чтобы посмотреть по габаритам, будут ли они, не мешая друг другу, проходить по двум полосам, — отметил мэр Иркутска Руслан Болотов. — Совместно с ГИБДД необходимо рассмотреть возможность сохранения пешеходного сообщения с соблюдением всех требований безопасности.

До введения ограничений на плотине ГЭС остается всего неделя. Городские власти и энергетики просят иркутян заранее выбирать маршруты объезда и с пониманием отнестись к трудностям, которые могут возникнуть.

— Когда сделаем половину участка и перейдем на вторую сторону, то изменим немного схему движения. Будем максимально информировать жителей. По возможности просим смотреть Яндекс.Карты, мы обязательно отразим на них эти ограничения, — обратился к иркутянам Михаил Хардиков.

Александра Агафонова

Фото Валентина Карпова и Дарьи Таракановой

“Мы все понимаем, что отсутствие ремонта и протекание кровли машинного зала Иркутской ГЭС – это предпосылки к чрезвычайным ситуациям, которых точно никто не хочет. Мы обязаны сделать все для того, чтобы минимизировать риски. Ремонт необходим для обеспечения безопасности и продолжения возможности функционирования всей энергосистемы нашего каскада – это очень важная задача”.

Мэр Иркутска  Руслан Болотов

“Гидроэлектростанций, по которым организовано такое интенсивное движение, как по Иркутской ГЭС (6000 автомобилей в сутки), нет или единицы. На Братской ГЭС, например, транспорт едет по специальному балкону. На Красноярской и Усть-Илимской ГЭС нет движения автомобилей. Поэтому это тоже является особенностью сооружения в Иркутске”.

Михаил Хардиков,  руководитель энергетического бизнеса En+ Group

Машинный зал плотины Иркутской ГЭС. Мэр города Руслан Болотов, руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков, председатель думы Евгений Стекачев проговаривают детали предстоящего ремонта, и особенно вопрос об организации движения для общественного транспорта и пешеходов

Строительство Иркутской ГЭС началось в 1950 году. Восемь гидротурбин, обеспечивающих работу станции, вводились поэтапно с 1954 по 1958 годы. Официально строительство ГЭС в Иркутске завершено в 1959 году. Является верхней по расположению и первой по времени строительства ступенью Ангарского каскада, а также первой крупной гидроэлектростанцией в Сибири

РАДИ РОВНОЙ ДОРОГИ МОЖНО И ПОТЕРПЕТЬ

На этой неделе мы спросили иркутских водителей:  «А вы как относитесь к ограничению движения в связи с ремонтами дорог?»

Иван, безработный:

— Нейтрально, ведь всегда есть объезды. Плотину можно объехать через Академический мост. К тому же ее не полностью перекрывают, и по ней проехать можно будет. В целом ремонтировать дороги очень нужно и правильно. Если их будут приводить в порядок, я только за то, чтобы потерпеть. Дискомфорт — дело временное.

Любовь, бухгалтер:

— Нормально. По плотине, если честно, я не езжу, тем не менее знаю, что ее нужно ремонтировать. А раз нужно — значит, можно и потерпеть. Как и во время дорожных работ в любой другой части города. Лично я ради ровной дороги готова потерпеть пробки, лишь бы все было сделано в те сроки, о которых заявляют подрядные организации. И чтобы сделано все было хорошо.

Марина, мастер-бровист:

— Спокойно отношусь. Я прекрасно понимаю, что дороги делать нужно, ведь только в этом случае можно ездить комфортно, не «убивая» при этом автомобиль. Лучше постоять в пробке во время дорожного ремонта, чем постоянно ремонтировать свою машину. Поэтому и к дорожным пробкам во время ремонта я отношусь спокойно, без нервов.

Вячеслав, студент:

— Позитивно. Главное, чтобы дороги делали. Тем более что автомобильные пробки возникают не только во время ремонта, а ремонт в свою очередь далеко не всегда является причиной пробок. Например, прошлым летом я часто ездил по улице Трактовой, которую ремонтировали, но мне эти работы не мешали. А в час пик там и сейчас заторы возникают.

Виктор, пенсионер:

— Хорошо отношусь, если дороги ремонтируют качественно. И готов везде терпеть ограничения, лишь бы дороги в Иркутске были добротные и удобные. По плотине езжу редко, но если этим летом мне понадобится добраться с одного берега на другой, поеду по Академическому мосту. Думаю, многие водители станут делать так же.

С иркутскими водителями общалась Наталья Федотова

Фото автора

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио