Галерея LeArt представила иркутянам выставку картин Александра Самарина “Хранящего цветок не проглотить нечистой силе”

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #15 (1051) от 22 апреля 2022

Александр Самарин — очень светлый художник. Глядя на его картины, начинаешь улыбаться, даже если настроение у тебя плохое и в будущее ты смотришь без оптимизма. Мир, созданный его творчеством, не похож ни на какой другой, кажется, что он открыл собственную вселенную и населил ее разными существами. Он сотворил своих Адама и Еву, свой рай и ад, Луну, Солнце, животных, растения, диковинных рыб. Но главное — создал законы существования этой вселенной и всего живого в ней.

Организатор выставки Лина Ермонтович — большой поклонник творчества Александра Самарина. В 2010 году по инициативе Лины и Дмитрия Ермонтовичей в свет вышел первый каталог живописи и графики художника. В нем собрано более 150 работ, написанных за 20 лет. В предисловии издатели написали: «Нам повезло дружить и сотрудничать… И мы не устаем радоваться и удивляться его яркому самобытному таланту, умению сохранять в душе и творчестве по-детски чистый, мудрый взгляд на мир, редкой способности передавать с помощью разных пластических средств, часто придуманных им самим, жизнеутверждающую добрую энергию».

— Он был человеком мира, но при этом глубоко воспринимал русскую народную традицию. Много читал, любил музыку, природу. Все переосмысливал и творчески перерабатывал на свой манер. Писал стихи, с удовольствием иллюстрировал сказки, — вспоминая художника, который ушел от нас в 2020 году, рассказывает Лина Ермонтович. — Он одушевлял камни, деревья, цветы, солнечный и лунный свет и даже след на снегу. Для него все вокруг было живое, и он хотел защитить это от саморазрушения и уничтожения извне.

Выставку картин, написанных Самариным в 1990-е годы, Лина Ермонтович назвала «Хранящего цветок не проглотить нечистой силе». Именно так называются несколько работ в экспозиции. Большинство из них написаны гуашью, есть графика и акварель. И почти на всех можно увидеть цветок.

— Я сама размышляла над этим символом и спрашивала людей, как они понимают этот образ цветка. Кто-то говорил, что это добро, кто-то — красота, любовь, хрупкость, беззащитность. Наверное, цветок олицетворяет все это вместе взятое, — продолжает Лина Ермонтович. — И главное для творца — донести до зрителя мысль, что тот, кто хранит внутри себя и вокруг себя красоту и добро, кто не посягает на беззащитного и не разрушает хрупкого, недосягаем для нечистой силы, какой бы облик она ни принимала — чудовища, хаоса, катастрофы.

Это и есть главный закон вселенной, созданной Александром Самариным: помнить, что у всего есть цветок-душа, который надо любить и беречь. Особенно ярко и явно это прозвучало в творчестве автора в 1990-е,  когда вместе с СССР рушился привычный мир. Люди теряли ориентиры, не понимая, что хорошо, а что плохо, что можно, а чего нельзя. Именно в это время на картинах Самарина появляется черная краска.

— Он никогда не использовал в своих работах черный цвет как доминирующий. А в 90-е мрачный мотив — черные чудища, проглотившие цветок, черный, мертвый цветок под ногами, черный фон, на котором разворачивается сюжет, используется постоянно, — рассказывает Лина Дмитриевна. — При жизни он не соглашался выставлять эти работы, не хотел, чтобы люди их видели. Думаю, для него они были очень личными, как обереги, помогающие сохранить собственное «я», разобраться во взаимоотношениях с происходящим. Я собрала эту экспозицию, потому что вижу, как она сегодня актуальна.

Показательны и названия картин, в них чувствуются напряжение и тревога — «Хранящие цветок», «Солнце незрячих», «Проглот», «Гроза». Но даже в эти времена художник верит в силу цветка, и вслед за написанной в мрачных тонах «Несусветностью» — олицетворением хаоса 1992 года в 2003-м появляется «Несусветность», где цвета яркие и гармоничные. Вслед за «Прощанием с цветком» появляется «Встреча», где люди смотрят на цветок, пробивший толщу земли.

Картины Самарина очень поэтичны, несмотря на то что сюжеты и истории, рассказанные в них, вырастают из самого примитивного бытового содержания — «Девушка с рыбой», «Очищение картофеля», «Мальчик с грушей», «Бык на заре». Поэзию он находил буквально в любой мелочи и писал очень трогательные, напоминающие японские хокку, стихи: «Вот она баночка из-под меда, Я искал ее еще в прошлом году, Что хотел положить не помню, Но она не сможет вместить Всей радости от нашей встречи».

Парадоксально, что человек, рассматривающий картины Александра Самарина, обязательно просветлеет лицом и заулыбается, но при этом люди в его вселенной совсем не улыбчивы. Улыбаются коты и рыбы, быки, бабочки и самолеты, но не люди. Его человек удивлен, задумчив и созерцателен. Он создан для того, чтобы удивляться чудесам, размышлять над своим бытием и хранить цветок. Так делал и сам художник, написавший об этом в стихах: «На небе космос наблюдая, Стою на матушке Земле И человекам завещаю Не сгинуть в темной звездной мгле. Чтоб вчувствовались все народы, До донца самого сполна: Не нужен нам берег плутонский И Тау Кита не нужна. И может как-нибудь за чаем Потомки скажут надо мной: «Он был простой вселенский парень, Но патриот земли родной!»

Нина Воронина

Фото предоставлено Линой Ермонтович

Выставку в LeArt  (ул. Бабушкина, 1) можно посмотреть бесплатно до 17 мая

Картины, созданные художником в 1990-е годы, отражают состояние царящего в стране хаоса, разорения и обнищания. Показательны и названия – в них чувствуются напряжение, боль и тревога. Картина «Нищий с котом» (1994)

На многих работах Александра Самарина можно увидеть цветок, который в созданном им мире олицетворяет красоту человеческой души, любовь, доброту. Тот, кто хранит свой цветок, может не бояться всепоглощающего зла, которое художник называл нечистой силой. Картина «Хранящего цветок не проглотить нечистой силе» (1999)

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио