Девушки с гитарами: иркутянки Мявча и Лаевская

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #12 (1048) от 1 апреля 2022

Воскресным вечером народ дружно стекается в бар «Эдисон»  в 130-м квартале. Все столики заняты. Люди стоят у стен. Внимание приковано к двум девушкам с гитарами. Они артистичны и обаятельны. К тому же прекрасно поют. Наталья Мявча и Влада Лаевская совершенно разные и потому идеально дополняют друг друга. Влада женственная, лиричная. Кажется, за ней тянется шлейф недосказанности. Наталья порывистая, экспрессивная, щедро делится с публикой своей энергетикой. Ее песни словно разноцветные фонарики согревают и освещают зал.

— Это мои любимые исполнительницы, — говорит иркутянка Полина. — Впервые услышала песни Наташи и Влады на фестивале Baikal Live (знаменитый слет авторов-исполнителей, проводится с 2010 года. — Ред.). Теперь не пропускаю их выступления. Мне созвучно то, о чем они поют. Сегодня нужны такие камерные концерты, они дают возможность отвлечься от напряженности и тревоги. Вокруг такая неопределенность, страшные новости, а тут тепло и уютно. Знакомые лица, красивые песни, дружеское общение.

Согласна с ней и другая слушательница концерта — Дарья:

— Знаете, для меня такие программы — лекарство. Кто-то ходит к психологу, кто-то на йогу, а я успокаиваюсь, когда слушаю такие песни. Начинаю верить, что все будет хорошо.

— Сегодня нужно слушать музыку, ходить на концерты, ездить на фестивали, — убежден организатор вечера Петр Поддубный. — Мы можем все переругаться, перессориться, а можем прийти сюда послушать песни, пообщаться и ощутить какое-то единение.

После концерта репортеры «Иркутска» поговорили с Натальей Мявчей и Владой Лаевской об арт-фестивалях, процессе рождения песни и о том, почему сегодня так важно иметь круг близких по духу людей.

— Чем вас привлекает бардовская тусовка?

Наталья Мявча:

— Слово «бардовская» не совсем точное, оно вызывает ассоциацию с бородатым геологом, сидящим у костра или у печки. А если говорить о песнях под гитару — это довольно широкий жанр. Мы ближе всего к определению «авторская песня новой волны». Она находится на стыке бардовской песни и гитарной музыки. Яркие представители «новой волны» — это, например, Екатерина Болдырева, Анна Ширяева, Алексей Вдовин.

— Как вы охарактеризовали бы энтузиастов с гитарами, рюкзаками, которые ездят на фестивали, спят в палатках? Это какой-то особый сорт людей?

Н. М.:

— Это очень открытые, искренние, дружелюбные люди. Ты приезжаешь на фестиваль, а тебе кажется, что приехал домой. Там царит семейная атмосфера. Музыка объединяет совершенно разных, но в то же время близких по духу людей. На нас в жизни налипают социальные роли: начальник, усердный работник, жена, мать… Но в какой-то момент ты все их бросаешь и приезжаешь на фестиваль. Ты абсолютно свободен, вокруг музыка и такие же вольные люди.

Влада Лаевская:

— У меня много знакомых, которые были далеки от подобной музыки и музыкальных тусовок вообще, но попав однажды на фестиваль, втягиваются и уже не могут без этого обходиться. Наверное, все дело в том, что там ты можешь быть самим собой. Или тем, кем хотел бы быть, но в обычной жизни не станешь.

— Когда вы стали писать? О чем была первая ваша песня?

В. Л.:

— Мне было лет 15, когда я начала сочинять песни. Училась играть сама, много слушала русский рок, изучала учебники, просила друзей, кто умел играть на гитаре, показать мне аккорды, переборы. Потом начала выступать на конкурсах и фестивалях. Очень хотелось как-то в эту музыкальную тусовку влиться. И со временем я пришла к тому, к чему пришла. Отказалась от написания песен, это меня перестало вдохновлять. И сосредоточилась на том, чтобы исполнять песни других авторов максимально хорошо.

Н. М.:

— Первую песню я написала в четырнадцать лет. А из того, что сейчас пою, самая ранняя песня — «Август». Ее я написала лет в семнадцать. Она у меня немножко уже в печенках сидит, но слушатели ее любят.

— Как вы сочиняете песню? Сразу ли решаете, про что она будет? Ждете прихода музы?

Н. М.:

— Вообще, песни пишешь не про что-то, не по каким-то конкретным событиям, нет, это так не работает. Скорее не ты пишешь песню, а она идет через тебя. Или на тебя что-то накатывает вдруг. Когда я в студенчестве жила с Владой (снимала у нее комнату), она смеялась надо мной. «Не понимаю, — говорила она, — как ты так пишешь: вот вроде занималась своими делами и вдруг села за компьютер и за пять минут написала стих». Редко, когда я долго из себя песню вытаскиваю. Обычно она выходит целиком на одном вздохе. Или придумается сначала концовка — последний куплет. А потом уже все остальное. Ты можешь сначала даже не понимать, про что композиция. Складывается мелодия, приходят слова. Потом смотришь на это и начинаешь в этом угадывать какой-то смысл.

— Как меняется тематика ваших песен с течением жизни?

Н. М.:

— С возрастом меняется мироощущение. Иногда перестаешь петь свои старые вещи, потому что «вырастаешь» из них. Ты уже не думаешь и не чувствуешь так, как раньше. Получаешь новый опыт, начинаешь мыслить иначе. Какие-то переживания, которые в юности казались тебе яркими и глубокими, сейчас выглядят скорее забавными.

— Считается, что женщины в основном поют о любви. Это так?

Н. М.:

— Сложно сказать. Но так или иначе все песни про любовь. Даже если там ни слова о любви. Речь же не только о любви женщины к мужчине. Например, все мое творчество держится на том, что я люблю. У меня много песен о воде, Байкале. Много песен завязано на людях, которые для меня много значат или как-то меня впечатлили. А так каждый видит в песне свои смыслы, свои ассоциации, то, что хочет видеть.

— Когда вы сочиняете песню, то представляете, кто ее будет слушать? Можете сказать — кто они, ваши слушатели?

Н. М.:

— Люди, которые чувствуют так же, как я. Неважно — мужчина, женщина ли, любого возраста, рода занятий, могут жить где угодно и верить во что угодно. Но они с тобой на одной волне. Иногда ты попадаешь в разношерстную компанию и чувствуешь, что это компания твоя. Или наоборот: все люди хорошие, но тебе среди них как-то неуютно. В нас есть интуиция на своих людей. И они также нас чувствуют. И с песнями так же. Всегда найдутся слушатели, которым это будет близко, а кто-то скажет: полная ерунда, фигня какая-то.

— А отклик — живой или виртуальный — вы получаете?

В. Л.:

— После концертов подходят, в соцсетях пишут. И очень приятно бывает, когда кто-то напишет пост и прикрепит к нему твою песню. Больше положительных отзывов, конечно. Потому что те, кому мое творчество не нравится, просто не пойдут на концерт.

— Как вы считаете, почему сегодня многие так тянутся на фестивали, тусовки, концерты?

В. Л.:

— Люди всегда, во все времена, тянутся на тусовки, хотят слушать музыку, получать эмоции. Может, хотят отвлечься от чего-то тяжелого, поднять себе настроение. И если нам удается сделать чужую жизнь чуть лучше, это уже немало. И я рада, что могу быть к этому причастна.

Н. М.:

— Когда мир шатается, нам хочется найти опору, почву и поддержку. И мы ее ищем в своем кругу. Есть люди, которые считают, что во время таких тяжелых событий неуместно давать концерты, неуместно петь. Но мне кажется, что это не только уместно — это необходимо. Потому что, если мы сядем и будем переживать, рыдать, ругаться, спорить, ничего не получится. Хорошее в мире тоже обязательно должно происходить. Иначе зачем жить?

Екатерина Санжиева

Фото Валентина Карпова и из архива героинь публикации

Нет, у редакции «Иркутска» не исчезла возможность публиковать цветные фотографии. Именно такой, черно-белый, вариант снимка нашего фоторепортера Валентина Карпова, на взгляд редколлегии, передает атмосферу концерта исполнительниц фестиваля Baikal Live Натальи Мявчи и Влады Лаевской. Сразу вспоминаются 1970–1980 годы, расцвет бардовских и рок-концертов и присущее им интеллектуальное единение слушателей. У Иркутска богатейшая история исполнителей авторской песни, и мы обязательно будем рассказывать об этом

«Могу ходить-ходить, а потом — бах! — родилась песня. И ты даже пока не знаешь — про что она. Она просто идет через тебя» — так Наталья Мявча рассказывает о рождении песен. «Для этого необходимы какие-то впечатления, нужно проживать яркие эмоции. Самые лучшие песни рождаются от каких-то нелегких переживаний»

Каждую песню, которую поет Влада Лаевская, ты будто проживаешь с ней. Это таинственная история, мини-спектакль, драма. В жизни Влада более веселая и легкая. Она работает экскурсоводом, пишет картины маслом: «Я так полюбила масляные краски, что и днем и ночью думаю об этом, придумываю сюжеты»

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио