Дали жАру на Кайской горе

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #38 (1025) от 1 октября 2021

«Как в аду побывали, даже пахнем соответственно!»  — написали в редакционном чате журналисты «Иркутска», работавшие ночью на укладке асфальта вместе с «Автодором». В своем чате мы обмениваемся впечатлениями от встреч, событий, обсуждаем реакцию на газетные публикации, мнения наших читателей в социальных сетях. И несколько часов, проведенных нашей репортерской группой в ночной смене среди грохота техники, жара асфальта и проносящегося мимо потока машин, по-настоящему потрясли даже привычных ко всему журналистов «Иркутска». У тех, кто делает дороги в городе, — очень тяжелая работа, в этом нет никаких сомнений. О том, как в ночь с понедельника на вторник асфальтировали Кайскую гору, — сегодня в номере.

— В последний раз асфальт на этом участке меняли лет пять-шесть назад, — Василий Ефремов, заместитель директора по контролю качества автомобильных дорог МУП «ИркутскАвтодор», вводит меня в курс дела. — За это время не раз делали ямочный ремонт, но движение тут интенсивное, к тому же это гора, по которой постоянно бежит вода (то дождевая, то талая). В общем, покрытие основательно износилось. И сейчас нам предстоит заасфальтировать здесь около пяти тысяч квадратных метров. Это примерно пятьсот метров дороги.

— Василий Иванович, а почему ночью? Тут, кстати, в воскресенье была небольшая пробка. То есть вы уже работали здесь днем, правильно?

— Правильно! — соглашается Василий Иванович. — В воскресенье, когда автомобилей не так много, мы работали здесь с десяти утра и до одиннадцати вечера — снимали старый асфальт. А вот в понедельник нас не было, машины свободно двигались по обеим полосам. В ином случае мы создали бы пробку, которая началась бы аж от Шелехова. И это не преувеличение! Так что на этом отрезке дороги нужно работать ночью, иначе нельзя. И это установка мэра Руслана Болотова — стараться работать по ночам, чтобы как можно меньше мешать водителям и пешеходам.

— Антон! — мой собеседник прерывается на полуслове, чтобы окликнуть проходящего мимо молодого человека. — Ставьте асфальтоукладчик на позицию! Проливайте основание и приступайте!

С Василием Ефремовым мы беседуем в салоне его автомобиля: на улице темно, холодно и некомфортно. На перекрытой полосе дороги гудит, светится и постоянно передвигается дорожная техника, а по второй полосе на огромной скорости несутся легковые автомобили. Даже наш припаркованный автомобиль не стоит на одном месте. Приходится постоянно уступать место — то тралу, на котором привезли катки, то груженым самосвалам, то самим каткам.

Разумеется, подчеркивает Василий Иванович, далеко не все иркутские дороги загружены настолько, чтобы класть асфальт на них по ночам. Поэтому дорожники работают сменами. А вот техника у них не простаивает. Асфальтоукладчик, три катка, погрузчик, 10 самосвалов — все это эксплуатируется в круглосуточном режиме. Шмидта, Профсоюзная,  Боткина, Маяковского (ближе к «Райсовету»), Бурлова, Сурикова — вот лишь часть улиц, которые МУП «Автодор» уже привел в порядок этим летом. До середины октября еще предстоит заасфальтировать улицы Розы Люксембург, Степана Разина, Дыбовского, часть Байкальской, 30-й Дивизии, Фаворского.

На Кайской горе между тем становится жарко во всех смыслах. На позиции стоит асфальтоукладчик, самосвалы с горячим асфальтом и рабочие. Часы показывают, что до полуночи остался час. Большинство горожан готовятся ко сну, а у бригады «Автодора» все только начинается.

Я успеваю выйти из уютного салона легкового автомобиля, мне услужливо помогают взобраться по ступеням асфальтоукладчика, включаю диктофон… И тут подъехавший самосвал поднимает кузов, чтобы засыпать раскаленный до 160 °C асфальт в бункер асфальтоукладчика. Грохот, вибрация, пар и резкий запах битума заполняют все пространство. Я перестаю что-либо слышать, видеть и крепко хватаюсь за какую-то железяку.

— Асфальт подается через бункер лентами под греющую плиту, — водитель Николай Клыпин объясняет мне происходящее. Я плохо понимаю его из-за шума и едкого запаха. — Самое сложное в этом — соблюсти толщину и уклон дороги. Для этого есть специальные датчики и линейка.

А перед этим отфрезерованную поверхность очищают и проливают битумной эмульсией, которую также разогревают до 60 °C — она как клей между асфальтом и поверхностью. Далее асфальтоукладчик вытягивает, как говорят сами дорожники, асфальт, после чего рабочие вручную его подправляют по краям. И сразу же едут катки: один маленький, его задача — утрамбовать самый горячий слой, и два больших (один весом 8 тонн, другой — 11).

За слой отвечают операторы, которые следят за подачей асфальта по бокам асфальтоукладчика. Я с ужасом смотрю на них — они стоят возле самого края дороги. От тяжелых катков и автомобилей, которые летят по параллельной полосе, их постоянно отделяют считаные сантиметры.

— Самое сложное — сделать так, чтобы дорога получилась ровной, — рассказывает Виктор Митюков, один из операторов. — Если вижу, что надо увеличить толщину асфальта, добавляю подачу при помощи пульта управления.

За четыре года работы на асфальтоукладчике Виктор ко всему привык: к грохоту, едкому запаху, жару и тесноте.

— Сейчас, хоть и ночь, работать вполне комфортно, — продолжает рассказывать Виктор. — А вот днем автомобилисты, действительно, доставляют массу неудобств. Могут заехать прямо на горячий асфальт, оставив колею, и нас же обматерить. Вот это самое неприятное, если честно. Ведь мы же для них стараемся!

Выравнивать огрехи автолюбителей приходится водителям катков. Чтобы дорога получилась ровной, асфальт необходимо укатывать, пока он не остынет. И здесь все зависит от мастерства: небольшое резкое движение, и мягкий еще асфальт режется катком, остаются неровности.

— Зимой-то я на тракторе с щеткой езжу — снег подметаю, — охотно делится со мной водитель катка Петр Барахтов. — И легковая машина у меня есть. Так что, по сути, для себя же дорогу и делаю. Как я сам ездить буду, если сделаю плохо? Поэтому стараемся мы все. Переживаем, если что не так.

Пятидесятитрехлетний Петр работает на современном 8-тонном катке. Признаюсь: забравшись к нему в кабину (делать это пришлось на ходу, так как каток нельзя останавливать), мне не хотелось ее покидать. В уютной кабине и печка есть, и музыка играет, и даже собеседника слышно без проблем.

— До этого на бетонном заводе, на миксере работал, — продолжает Бархатов, за разговором успевая лавировать на небольшом участке нового асфальта, меняясь местами с двумя другим катками. — Управлять этим агрегатом три месяца учился. И так скажу — мне здесь больше нравится! Одно плохо — иногда из кабины всю смену выйти некогда. Даже на обед. Вот как сегодня. Успеть бы до шести утра, пока поток машин не увеличился.

Время работы, поясняет он, зависит от площади. Так, за смену около 2–3 тысяч квадратных метров в стесненных условиях города — это норма для бригады. Укатать 15 метров асфальта тремя катками можно часа за два. Как только датчики в кабине покажут, что асфальт остыл до 30 °C, по нему уже можно ездить.

— Если нарушить технологию, асфальт, конечно, быстро начинает разрушаться, — рассказывает Антон Жернов, мастер участка. — Бывает, отмечаю такие погрешности, когда еду по дорогам, которые делала не наша бригада.

В «Автодор» Антон пришел работать сразу после окончания иркутского политеха: сначала был простым рабочим, а теперь вот мастер. Несмотря на молодость, Антон Жернов — главный человек на участке. Отвечает и за качество, и за соблюдение техники безопасности, и за отчетную документацию. Следит, чтобы технику вовремя заправляли, чтобы асфальт с завода подвозили регулярно, чтобы дорожные знаки расставили.

— Работа, конечно, сложная, — признается Антон. — За сезон приходится менять несколько пар обуви: в буквальном смысле подошва плавится! И ответственная. Но это даже интересно. И зарплаты хорошие!

Мнение Антона, пожалуй, вполне хорошо передает общее настроение всей бригады. Несмотря на суровые (и вредные, чего уж там) условия, все, с кем мне довелось поговорить, говорили одно — работа нравится. А если так, то и делать ее они должны хорошо!

На главный вопрос репортеров «Иркутска»: «Как долго пролежит новый асфальт на Кайской горе?» Василий Ефремов, заместитель директора по контролю качества автомобильных дорог МУП «ИркутскАвтодор», ответил таким обещанием: «5–7 лет». И мы поверили, потому что видели, что всем, кто работал на этом участке, — не всё равно.

Отдельно хочется передать огромное спасибо простым труженикам из «Автодора» за их такую важную и нужную работу. Наша репортерская группа в середине ночи уже разъехалась по домам, а они трудились до самого утра. Зато благодаря их ночному дежурству мы теперь можем проехаться по ровной дороге в Кайскую гору. И еще нескольким десяткам таких же недавно отремонтированных иркутских дорог.

Марина Александрова

Фото Натальи Федотовой

Ночь с понедельника, 27 сентября, на вторник, дорожники меняют асфальт на одном из самых сложных отрезков улицы Маяковского — Кайском подъеме. Чтобы не мешать движению, рабочие вышли на асфальтирование ночью, а вместе с ними — понаблюдать, как ремонтируют дороги, пока город спит — отправилась и репортерская группа «Иркутска»

А этот снимок сделан нашим фоторепортером утром во вторник. На Кайской горе — полоса нового асфальта. «Автодор» сделал здесь свою работу ночью, теперь техника и люди работают в других районах города: в этом году предприятие взяло на себя обязательства привести в порядок тридцать девять участков по всему Иркутску

Свою деятельность в «Автодоре» заместитель директора Василий Ефремов начал в 2016 году. Говорит, что любит свою работу по многим причинам. Одна из них — возможность сделать родной город удобнее и красивее

Николай Клыпин уже пять лет управляет асфальтоукладчиком. Задача водителя — одна из самых важных: надо вовремя выставлять все датчики, открывать бункер и засыпать асфальт

Оператор Виктор Митюков следит за подачей асфальта. В этой должности работает уже четыре года. Отмечает, что Кайский подъем по улице Маяковского — не самый сложный для него отрезок. Поверхность здесь довольно ровная

Антон Жернов два года назад окончил ИрНИТУ по специальности «Дорожное строительство». Сейчас он мастер участка и полностью контролирует всю работу  на каждом объекте

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио