Чудеса иркутской техники: машины, купленные для уборки города, вызовут зависть у любой домохозяйки!

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #23 (1059) от 17 июня 2022

Чистый и ухоженный город — задача, которую, чего уж там греха таить, довольно жестко ставит дорожным службам мэр Иркутска Руслан Болотов. И выполнять эту задачу специалистам помогает специализированная мусороуборочная техника, которую в МУП «ИркутскАвтодор» приобрели в прошлом году. Репортеры «Иркутска» посмотрели на этой неделе, как «Пумы» и «Скандии» чистят город, КамАЗы прессуют мусор, поговорили с водителями всех этих «чудес техники» и поняли — они нужны друг другу и нам: машины и люди, которые ими управляют.

— Что будет, если не убирать мусор? — задает вслух вопрос водитель трактора «Беларус» Игорь Ширяев. — Да уже через два дня все улицы будут грязные! На них появится гравий, который «вытаскивают» на асфальт машины со второстепенных дорог, земля с газонов, а также все, что люди выбрасывают по дороге, — окурки, стаканчики, пустые банки.

Игорь Ширяев — один из самых опытных водителей «ИркутскАвтодора», работает с 1998 года. Он просыпается в шесть утра, чтобы в семь быть уже на работе, пройти медосмотр (врач осматривает всех водителей дважды в сутки — утром и вечером), получить путевой лист, задание и выехать на тракторе на иркутские улицы.

У «Беларуса» и Игоря Ширяева основная обязанность — механизированная чистка проезжей части автомобильных дорог. Зимой для этого использует щетки, а летом — пылеуборочную машину «Пума», которую возит на прицепе трактор под управлением Игоря. «Пума» небольшая и маневренная, и это ее главное преимущество. У нее есть щетки и система орошения, поэтому с ее помощью удобно чистить лотки от снега (лоток — это стык бордюра и асфальта. — Прим. авт.), а также «клинья» — развязки и пространства посреди проезжей части.

— Собирает весь мусор, кроме крупного, — гордится Игорь возможностями своего стального помощника. — Небольшую щебенку, камушки, песок, пух, листья и некрупный мусор — бычки, бумажки, баночки, пачки из-под сигарет. Главное не прокараулить булыжник, иначе пылесос сразу встанет, может и скребок оторвать. Так что смотреть надо в оба, чтобы объехать препятствие.

За годы работы даже развилась своеобразная профессиональная деформация: за рулем собственной легковушки Игорь Ширяев пристально разглядывает проезжую часть и отмечает любой мусор на ее поверхности.

— Привычка! — смеется он. — И неважно, какой это мусор. Вот сейчас в городе летит пух, и наша задача его убирать. Работаем в основном по маршрутам. В прошлую смену, например, я работал на одиннадцатом маршруте — это район телевышки (бульвар Постышева, Дальневосточная, Верхняя набережная и так далее). Сегодня могут на «грузовой» отправить — Подаптечная, Култукская, Аэрофлотская.

В городе у «Автодора» всего 14 маршрутов — семь на левом берегу и семь на правом. Игорь Ширяев трудится в основном на правом — в Октябрьском и Куйбышевском районах. Там же работает и водитель КамАЗа Максим Горбунов. Максим тоже чистит улицы с помощью спецтехники, только к своей машине он присоединяет прицеп побольше — подметально-уборочную машину Scandia. «Скандия» не только вбирает в себя больше мусора (объем бункера у нее 15 кубов, в то время как у «Пумы» — два куба), но еще полностью управляется из кабины самосвала.

— У нее есть пульт, — рассказывает Максим. — Я его кладу в кабине и, когда надо, манипулирую: поднимаю и опускаю щетки, включаю систему орошения. Еще у «Скандии» есть собственный двигатель и транспортер, по которому мусор загружается сразу в кузов КамАЗа.

Водитель «Скандии» рассказывает, что пришел в «Автодор» в 2018 году, до этого работал водителем на Иркутском хлебозаводе, где просто развозил грузы. На новом месте пришлось переучиваться, привыкать к габаритам прицепа, но навык пришел быстро, а чистка дорог в итоге оказалась даже более интересным занятием.

— Одна только сложность, — делится Максим общей проблемой всех водителей городской спецтехники. — Это иркутские автолюбители. Нередко начинают конфликтовать с нами, мешать работе. Им кажется, что мы сильно пылим, перегораживаем проезд, поэтому иногда нас зажимают, тормозят, крутят пальцем у виска…

Люди забывают — если мусор не убирать, очень скоро ездить станет невозможно — за одни только сутки с городских улиц дорожники вывозят около 180 кубометров мусора!

— Эта цифра варьируется в зависимости от загрязнения улиц, — объясняет начальник производства МУП «ИркутскАвтодор» Андрей Наифантьев. — Особенно грязно после таянья снега, кроме того, в апреле-мае мы выгребаем всю зимнюю подсыпку. В эти же дни, кстати, наши машины особенно пылят, поскольку мы не включаем систему орошения (чтобы не заморозить водяные насосы), и это сердит горожан, конечно. Но таковы технологии…

Весна и осень (когда падает листва) — самое трудное для дорожников время, приходится чистить одни и те же улицы по нескольку раз в сутки. А вот летом каждый маршрут убирают не чаще одного раза в двое суток. Предприятие между тем работает в круглосуточном режиме, и если люди еще успевают отдохнуть, то техника работает без остановки круглый год. Впрочем, каждый водитель сам следит за состоянием своих машин.

— На смену приходишь, сразу на щетки смотришь, — продолжает Максим Горбунов. — Если износились — меняешь. Менять приходится с периодичностью раз в трое суток — за это время что пластиковые, что стальные прутья стачиваются об асфальт больше чем наполовину (!).

У Максима и его «Скандии», кстати, есть еще одно преимущество — благодаря габаритам он может весь день работать на маршруте (примерно 50 километров дорог за смену), не отвлекаясь на разгрузку. Только вечером он везет весь мусор на полигон, расположенный на Александровском тракте.

— Всего у нас три «Пумы» и восемь «Скандий», — добавляет Андрей Наифантьев, — причем две «Пумы» и три «Скандии» — новые, их мы получили в прошлом году. В среднем у нас работает 25 единиц мусороуборочной техники в день. Разная техника убирает разный мусор — проезжую часть, тротуары, собранный мусор. Есть, например, тротуароуборочные машины «Вилли», с их помощью мы чистим летом тротуары. На КамАЗах мы вывозим крупногабаритный мусор. А еще в прошлом году мы приобрели два новых мусоровоза. До сих пор такой техники у нас не было.

Раньше отходы грузили в простые самосвалы, и ездить на полигон им приходилось по пять-шесть раз в сутки. Со специальными автомобилями все будет быстрее и проще: в кузове у каждого есть пресс, который сдавливает мусор и позволяет загружать машину всего два раза в сутки. Входит в такой мусоровоз девяносто три кубометра прессованного мусора.

Марина Александрова

Фото Натальи Федотовой

Игорь Ширяев отправляется чистить иркутские дороги на своем «Беларусе», к которому присоединен прицеп «Пума» (большой «моющий пылесос» с щетками). С помощью «Пумы» полностью исключается ручная уборка прилотковой зоны проезжей части, что позволяет ускорить процесс уборки в разы. К примеру, если один дворник за восемь часов работы прометает несколько сот метров дороги, то один дорожный пылесос — несколько десятков километров. А еще «Пума» малогабаритная и может проехать там, куда не поместится большой КамАЗ. Например, с ее помощью удобно чистить внутриквартальные проезды

Максим Горбунов водит КамАЗ с прицепом «Скандия» — подметально-уборочной машиной элеваторного типа. Она очень вместительная и управляется прямо из кабины. За день с помощью техники Максим может почистить около 50 километров городских дорог. В его обязанности входит, например, уборка маршрута номер один: сквер Кирова, улицы Ленина, Марата, Горького, бульвар Гагарина, 5-й Армии, Нижняя Набережная

Начальник производства МУП «ИркутскАвтодор» Андрей Наифантьев отвечает за все мероприятия по уборке улиц, которые проводят на правом берегу (это Правобережный и Октябрьский округа). Именно он решает, куда направить машины, сколько нужно единиц на том или ином участке и какой объем работы необходимо выполнить. Для этого Андрей ежедневно лично проезжает всю вверенную ему территорию, оценивает степень загрязненности улиц. Остается только удивляться — когда он все успевает? Но факт налицо — улицы правого берега чистые!

Новые мусоровозы с задней загрузкой работают на базе КамАЗа. Перед этим дворники собирают (метут улицы, тротуары, газоны, очищают урны) мусор в мешки и ставят их рядом с проезжей частью, а грузчики уже закидывают пакеты в ковш мусоровоза. Внутри машины все мешки трамбуются, освобождая тем самым много места. Благодаря этому мусоровоз может работать в круглосуточном режиме, не теряя времени на разгрузку

«ГЛАВНОЕ В МАШИНЕ — ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЕЮ УПРАВЛЯЕТ»

На этой неделе мы спросили прохожих на улицах города: «А вы обращаете внимание на то, кто и как ежедневно работает в городе, чтобы он был чистым?»

Дмитрий, финансовый консультант:

— Да, конечно. Замечаю, что убираются люди в спецодежде на тротуарах и ездит спецтехника по дорогам. Особенно в центре вижу эту работу регулярно. Я сам, как водитель, часто по городу курсирую и отмечаю, что дороги у нас чистые. Правда, я не задумывался, каким именно способом их чистят или как работают эти машины. Для меня достаточно видеть результат.

Алексей,  водитель Bobcat:

— Я сам работаю на спецтехнике, поэтому всегда замечаю на дорогах похожий транспорт. Я хоть и на стройке тружусь, но могу сказать, что весь процесс уборки дорог хорошо понимаю, потому что знаю, как все это оборудование работает. Дворников тоже постоянно вижу. Вообще, какая бы техника хорошая ни была, главное — люди, которые ей управляют. У нас люди хорошие, поэтому и дороги чистые.

Константин, охранник:

— В Иркутске очень чистые дороги! Мне есть с чем сравнивать. Я сюда переехал несколько лет назад из другого города. И когда сам за рулем еду, всегда обращаю внимание на ребят со спецтехникой — они и подметают, и заборы моют. Моя жена иногда ворчит, что из-за этого создаются пробки. Но я всегда ею объясняю, что это необходимо для чистоты. Тем более что дороги и ночью чистят.

Ольга, директор магазина:

— Я вижу, что в нашем городе чистые дороги и тротуары. На центральных улицах вообще никогда мусора не наблюдала. Но если честно, никогда не обращала внимание на то, кто именно и как убирается на дорогах. Думала, что это предприниматели за своей территорией следят. Если это делается силами городской администрации — просто здорово!

Анна, студентка:

— Иногда — да. Чаще всего обращаю внимание на дворников, потому что они убирают тротуары, а я по тротуарам хожу, машины у меня нет. Но и специализированную технику, которая дороги чистит, тоже часто вижу. Я в центре живу, у нас тут такие машины постоянно ездят. И дороги у нас чистые — жаловаться не приходится. Хорошо в городе убираются!

С прохожими общалась Наталья Федотова

Фото автора

Поделитесь:

Поделиться в facebook
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в email

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио

© 2016 – 2022 Сетевое издание "Иркутскинформ.рф"

Регистрационный номер: серия эл №фс77-76638 от 24 сентября 2019.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель: Администрация города Иркутска.

Возрастное ограничение 16+

Главный редактор сетевого издания Иркутскинформ.рф:

Кремницер Нина Александровна

Пожалуйста, указывайте ссылку на первоисточник.

Телефон редакции:
Электронная почта редакции: