Что в Иркутске с выделенной линией для автобусов? Водители рассказали, как личные автомобили становятся причинами заторов

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #05 (1091) от 10 февраля 2023

Чуть больше года назад появилась первая в Иркутске выделенная полоса для общественного транспорта на улице магистрального значения — Трактовой. Ее основная задача — дать преимущество на дороге пассажирским автобусам, которые могут благодаря этому миновать городские пробки в часы пик. Считается, что движение автобусов без заторов, по выделенным полосам — один из факторов, способных убедить горожан пересесть с личного транспорта на общественный. Что, в свою очередь, как показывает практика, помогает в целом разгрузить городские улицы. Репортерская группа «Иркутска» поговорила с практиками — водителями пассажирских автобусов, теоретиками — специалистами транспортных схем и «контролерами» за соблюдением правил движения — сотрудниками ГИБДД. И мы выяснили: выделенка на Трактовой работает, стало быстрее и лучше, но проблемы еще есть.

— Сложнее всего в часы пик, — рассказывает Анатолий Сыроватский, водитель МУП «Иркутскавтотранс». — Все полосы движения забиваются, и наша, автобусная выделенка в том числе. Автолюбители не хотят «ползти» в пробке и заезжают на полосу для автобусов. Но в общем и целом надо отметить: по Трактовой ездить стало проще.

Мы разговариваем с Анатолием в теплой кабине новенького НЕФАЗа перед тем, как отправиться по маршруту № 37 Ново-Ленино — Центральный рынок. Анатолий рассказывает, что баранку автобуса крутит с 2000 года, последние 20 лет — только на 37-м маршруте.

— Уже настолько хорошо знаю весь путь, что проехал бы его с закрытыми глазами, если бы не движение на дорогах, — говорит Анатолий. — Движение теперь такое плотное — с 2000-ми годами не сравнишь! Если раньше, например, за смену восемь кругов сделать получалось, то сейчас — только шесть. На два круга меньше! Все потому, что приходится стоять в пробках.

До того, как в декабре 2021 года на Трактовой открыли выделенную полосу для автобусов, вспоминает Анатолий, из-за заторов время рейса очень сильно увеличивалось. Если, допустим, надо было проехать от одной конечной остановки до другой за 55 минут (вообще, у разных маршрутов на рейс выделяется разная норма времени), то до появления выделенной полосы на это уходило и полтора, и даже два (!) часа. То есть в график практически никогда не получалось уложиться.

— Как только сделали выделенку, стало лучше, — отмечает Анатолий, — но только на первое время. Сейчас мне кажется, что автомобилисты считают, что наказания нет, и ездят в нашем ряду.

Убедиться, кстати, в этом несложно — достаточно проехать по Трактовой, что репортерская группа «Иркутска» и сделала. Несмотря на то, что на автобусе Анатолия Сыроватского мы ехали днем, когда машин на дороге немного, все равно находились индивидуумы-автолюбители, которые выбирали для движения крайний правый ряд с дорожным знаком 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств». К счастью, из-за своей немногочисленности проблем они не доставляли, поэтому мы уложились в восемь минут — рекордное время для прохождения улицы Трактовой (от остановки «Узловая» до остановки «Угольная»).

Проблемы, рассказывают водители МУП «Иркутскавтотранс», начинаются именно в час пик: время в пути по Трактовой, протяженность которой составляет три километра, увеличивается порой до 30 минут! Не особо спасают ситуацию даже экипажи ГИБДД, которые проводят рейдовые мероприятия в рамках повседневной контрольно-надзорной деятельности за соблюдением ПДД.

— В среднем за месяц на разных участках Трактовой такие рейды проходят от двух до пяти раз в месяц, — рассказывает Антон Куриленко, начальник отделения по пропаганде отдела ГИБДД МУ МВД России «Иркутское». — Иногда это число увеличивается до 10–15 раз. И в ходе абсолютно каждого рейда на улице Трактовой выявляются нарушители.

Кстати, первое время, когда выделенку только ввели в эксплуатацию, никого из автолюбителей не штрафовали: сотрудники ГИБДД лишь предупреждали нарушителей о недопустимости выезда на полосу для общественного транспорта. Спустя месяц все же начали проводить рейдовые мероприятия так, как того требует законодательство.

Можно было бы подумать, что иркутяне просто не привыкли к тому, что в городе существует особая полоса. Однако, оказывается, Трактовая не первая в истории Иркутска улица (но первая магистрального значения. — Прим. авт., где обустроили выделенные полосы движения для общественного транспорта.

— У нас в городе есть выделенки, только о них мало кто знает, — просвещает нас Антон Куриленко. — Например, на улице Желябова есть выделенная полоса для троллейбусов. И на улице Боткина в районе остановки «Курорт «Ангара» есть короткая, но нужная для комфортной работы автобусов полоса. Однако автовладельцы нарушают ПДД и там.

Остановку «Курорт «Ангара» условно можно назвать перевалочной: там пересаживаются пассажиры из разных районов для дальнейшего движения, и туда одновременно заходит транспорт с центральной части города, Ново-Ленино и Иркутска II. За один час там проходит 251 единица только общественного транспорта! Ограниченная конфигурация и большой траффик пассажирских перевозок просто требуют наличия дороги, куда не могли бы заезжать частные автомобили, чтобы не создавать помех автобусам.

— И все же водителей на личном транспорте можно видеть там постоянно, — отмечает Антон Куриленко. — Разумеется, сотрудники ГИБДД там тоже периодически дежурят, штрафуют нарушителей.

Впрочем, каким бы сложным ни был транспортный узел на «Курорте «Ангара», с нагрузкой на улице Трактовой его не сравнить. Именно поэтому появление выделенной полосы на Трактовой должно помочь улучшить транспортное обслуживание ни много ни мало всего города.

— Сегодня мы стремимся к мировым тенденциям, когда в крупных городах уделяют внимание приоритетности общественного транспорта, — рассказывает Сергей Киселев, заместитель начальника отдела развития дорожной деятельности и транспорта администрации Иркутска. — Мэр Руслан Болотов так видит транспортное развитие города: на первом месте пешеходы, велосипеды, автобусы, и только потом — личный транспорт. Если мы сделаем услугу общественной перевозки пассажиров доступнее и качественнее, то воспользоваться ею захотят больше людей. Например, зимой часть автолюбителей уже не станут греть свою машину на морозе, а предпочтут сесть в автобус, на котором по выделенной полосе доедут до работы гораздо быстрее и без нервотрепки.

Идея провести реконструкцию Трактовой с созданием полосы для общественного транспорта, рассказывает Сергей Киселев, появилась еще три года назад.

— Улица всегда была чрезвычайно перегружена, — говорит он. — А сейчас активно строятся Ново-Ленино и Иркутск II, параллельно идет развитие не только города, но и пригорода. Да и количество машин увеличивается ежегодно. Расширением дорог проблему не решить, поэтому надо искать альтернативу. На одной улице мы должны иметь возможность проехать и на автомобиле, и на автобусе, и на велосипеде, и пройти пешком.

Именно это сделали на Трактовой. Сейчас, например, спокойно можно проехать от улицы Мира до Иркутного моста на велосипеде. И личный транспорт, как ни странно, при этом нисколько не ущемляется. Да, на Трактовой остались шесть полос (как и было до ремонта. — Прим. авт., однако там значительно расширили проезжую часть и тротуары, добавили освещение.

— Еще раз подчеркну — да, раньше тоже было по три полосы в одном направлении, — продолжает Сергей Киселев, — но по ним двигался и общественный транспорт в том числе, а это 135 (!) единиц на линии только в районе остановки «ДОК». Сейчас автобусы просто едут по своей, отдельной полосе. Выигрывают в итоге все!

Удручает одно: иркутские автолюбители нарушают правила и занимают выделенку. Исправить ситуацию могла бы неотвратимость наказания. Простая математика: штраф за езду по выделенной полосе — 1500 рублей, а если проехаться туда и обратно, то за день водитель-нарушитель накажет себя на 3000 рублей. А в неделю? А за месяц? Слишком дорогое удовольствие за возможность объехать пробку.

И это вполне реально в том случае, если фиксировать нарушения начнут в автоматическом режиме. Например, с помощью видеокамер.

— Камеры видеофиксации на выделенную полосу по улице Трактовой будут установлены до конца 2023 года, — рассказывает «Иркутску» Юлия Гордина, директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области». — Это будут первые камеры в Иркутске, которые будут фиксировать не скоростной режим, а именно нарушение правил разметки.

Юлия Гордина говорит, что в Иркутске сейчас реализуется федеральный проект интеллектуальной транспортной системы (ИТС). К 2024 году в нашем городе установят умные светофоры с датчиками движения и камерами, которые будут анализировать транспортные потоки и менять фазы в зависимости от загруженности дорог, системы метео­мониторинга, умные остановки, показывающие время прибытия транспорта. И в том числе камеры фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Камеры на Трактовой установят в рамках второго этапа реализации проекта в 2023 году. Всего же в городе планируют установить 17 новых камер для фиксации таких нарушений ПДД, как несоблюдение правил парковки, выезда за стоп-линию, на пешеходный переход и так далее. Сколько камер будет установлено конкретно на Трактовой, решат после обследования и согласования с ГИБДД.

— Нарушителям после этого начнут приходить также «письма счастья», как и за нарушение скоростного режима, — объясняет Юлия Владимировна. — Камеры будут фиксировать как маршрутный транспорт на выделенной полосе, так и тот, который таковым не является (не имеет, например, таких опознавательных знаков, как номер маршрута). Фото последних первым делом будут попадать нашим операторам на предобработку, а после — в отдел полиции для составления протокола.

— Низкая культура вождения у многих водителей в Иркутске, к сожалению, — констатирует факт Виктор Загурский, еще один водитель ново-ленинского автобуса, с которым пообщалась репортерская группа «Иркутска». — Я с 2016 года работаю на своем маршруте и все эти годы наблюдаю полный комплект нарушений — опасную езду, подрезания, превышение скорости. Бывает, и «учить» начинают — обгоняют по нашей же выделенной полосе и тормозят перед автобусом…

Виктор водит автобус по маршруту № 14 и с легкостью называет самые опасные участки на своей трассе. На Трактовой, например, это место, где машины выезжают с объездной дороги. Водители там часто даже не смотрят, что по выделенной полосе едет автобус. Другая беда — на развязке «Узловой» и «Угольной»: там в час пик совсем непонятно, кто и куда едет.

— Еще поворот на улицу Маяковского со 2-й Железнодорожной на углу парка Парижской коммуны, — добавляет Виктор. — Было бы здорово, если бы на Маяковского тоже сделали выделенную полосу. А то сейчас из Ново-Ленино до курорта «Ангара» мы можем ехать 30 минут, и потом на Маяковского еще до Глазковского моста — столько же. Да, даже такое бывает!

В целом, констатируют водители МУП «Иркутскавтотранс», появление выделенной полосы на Трактовой существенно облегчило жизнь им и пассажирам. Днем время в пути от «конечки до конечки» сократилось до 40 минут, а иногда даже бывает, что в час пик вся Трактовая стоит, а автобусы свободно едут по своей «зеленой» улице. Иркутские шоферы уверены: когда начнут работать камеры, ситуация станет еще лучше.

В городской администрации, между тем, уже думают над тем, где еще в городе сделать выделенные полосы. Это, например, Лермонтовская развязка (от Академического моста до улицы Вампилова), там планируется построить как выделенную полосу для общественного транспорта, так и вело-пешеходные дорожки. Еще среди вариантов — улицы Байкальская и Ленина.

Специалисты подчеркивают, что важно при этом улучшать качество самого общественного транспорта, чтобы людям хотелось пересесть на автобусы и троллейбусы со своих личных автомобилей. И первые шаги уже сделаны — в прошлом году Иркутск закупил 42 новых автобуса.

— Я сам стараюсь в свободное от работы время ездить на автобусах, так как интересно наблюдать, как коллеги работают, — говорит с улыбкой водитель 14-го маршрута Виктор Загурский. — И своей жене говорю: если хочешь быстрее на работу попасть, садись на автобус!

Наталья Федотова

Фото Валентина Карпова и Марины Александровой

В Иркутске в этом году отремонтируют 2З участка дорог

ЛЕНИНСКИЙ ОКРУГ:

1. Улица Полярная

2. Улица Ярославского

3. Ново-Ленинская объездная дорога

4. Улица Олонская

5. Улица Марии Ульяновой

6. Путепровод на станции Батарейная

ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ ОКРУГ:

1. Окружная дорога микрорайона Зеленого

2. Улица Братская

3. Переулок Пионерский

4. Улица Свердлова

5. Улица Киевская

6. Улица Богдана Хмельницкого

СВЕРДЛОВСКИЙ ОКРУГ:

1. Улица Академическая  (ввод объекта в 2024 году)

2. Улица Терешковой

3. Улица Мухиной

4. Улица Захарова

5. Улица Фаворского

6. Путепровод по улице Джамбула

ОКТЯБРЬСКИЙ ОКРУГ:

1. Улица Трилиссера

2. Улица Зверева

3. Улица Кожова

4. Улица Верхняя Набережная

5. Дорожная часть правого берега (въезд на Академический мост).

В начале этого года в список было решено добавить еще два объекта. Это улицы Фаворского и Богдана Хмельницкого. Изначально их планировали восстановить в 2024-м

С водителем Анатолием Сыроватским мы проехали по маршруту его автобуса от Ново-Ленино до курорта «Ангара». Анатолий, как оказалось, один из самых опытных сотрудников МУП «Иркутскавтотранс», за баранкой уже больше 20 лет. За эти годы, по его мнению, движение на иркутских дорогах изменилось не в лучшую сторону: машин стало больше, автолюбители менее дружелюбны. Впрочем, «адекватных водителей все же больше», считает Анатолий

Еще один водитель МУП «Иркутск­автотранс» Вячеслав Брындин работает на маршруте № 14. Вячеслав устроился на предприятие только в 2021 году, поэтому практически не застал то время, когда на Трактовой не было выделенной полосы под общественный транспорт (работы как раз завершались). И обновленной Трактовой он рад особо, ведь до сих пор в таких комфортных условиях ему еще не приходилось работать (раньше Вячеслав водил и грузовую машину, и школьный автобус в поселке Култук). Впрочем, сегодня его радость иногда омрачают некоторые автомобилисты, выезжающие на выделенную полосу. Ведь из-за них автобусы потом и стоят в пробках

Виктор Загурский работает на маршруте № 37 (на фото он за рулем своего пазика). Виктор говорит, что несмотря на всю сложность работы водителем, свое дело он любит. Ему нравится общаться с людьми, и у него даже есть свои постоянные пассажиры — те, кто ждет на остановке прибытия его автобуса, чтобы поехать именно с Виктором! Еще Виктор рассказывает, что в пробке ему не нравится стоять так же, как и его пассажирам. Это сказывается как на зарплате, так и на самочувствии. Однажды из-за пробки Виктору пришлось ехать один круг 3,5 часа — это абсолютный антирекорд (обычно круг на рейсе № 37 занимает 1,5 часа)

Трактовая после ремонта: ширина дороги в одном направлении — 10,5 метра плюс три метра разделительная полоса с осве­щением. Всего 24 метра под проезжую часть. В результате все три километра (именно такая протяженность у Трактовой) стали более комфортными. Несмотря на то, что некоторые иркутские водители еще продолжают нарушать правила и выезжают на полосу для общественного транспорта, появление такой полосы стало спасением для многих жителей Ново-Ленино и Иркутска II. Сегодня можно смело сказать, что благодаря этому решению городских властей во многом удалось нормализовать работу общественного транспорта на улице Трактовой. Теперь пассажирам не нужно терять уйму времени, пережидая многокилометровые пробки в автобусах. А за счет соблюдения расписания удалось стабилизировать и пассажиропоток. Теперь даже в часы пик особой толкучки в салоне не наблюдается, отмечают водители

Эту фотографию мы сделали из кабины НЕФАЗа, когда подъезжали к остановке «Курорт «Ангара». Мало кто обращает внимание на дорожный знак «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а он, между тем, стоит тут уже много лет! Надо отметить, что снимок сделан в середине рабочего дня, и нет ничего удивительного, что на выделенной полосе для автобусов на Курорте «Ангара» находятся только автобусы, как и полагается. Однако в часы пик такое явление наблюдать приходится редко. Низкая культура вождения у многих водителей в Иркутске, к сожалению, почти норма

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио