Бизнес — в онлайн

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #17 (955) от 6 мая 2020

Многие предприниматели до недавнего времени не торопились применять новые инструменты для продвижения услуг и товаров в интернете: у кого-то не доходили руки, кто-то считал, что онлайн в его сфере не нужен. Кризис и режим самоизоляции заставили бизнесменов, в том числе и из Иркутска, осваивать дистанционные способы работы.

Новый опыт 

Александр Деев развивает современную заготовку дикоросов в сибирской тайге, производит охлажденные ягодные пюре, сиропы, брусничную муку и другие таежные деликатесы. Экономическая ситуация, сложившаяся в последние месяцы, полностью изменила бизнес-модель мануфактуры.

— Мы расширяем, улучшаем сервисы дистанционного обслуживания, наших покупателей — и оптовых, и розничных — переводим на один портал интернет-магазина. Сейчас все продажи — онлайн, других больше не ведем, — уточнил он. — Коллектив к изменениям относится позитивно, но людям сложно перестраиваться. Приходится писать очень подробные инструкции новых правил работы. Но мы продолжаем развиваться. В планах — создавать массовые продукты типа морсов и полуфабрикаты из овощей и фруктов.

Уже месяц онлайн работает хореограф и тренер по фитнесу Светлана Капустина. Тренировки проводит в «Инстаграм» в прямом эфире. Часть занятий проходит бесплатно — это способ заинтересовать потенциальных клиентов.

— Мне интересно такое развитие, и я делаю сейчас очень много без оплаты тренировок, чтобы люди узнали обо мне, увидели, как я веду занятия, познакомились со мной как с тренером, — делится своим опытом Светлана. — Без трудностей, конечно, не обходится. Приходится, во-первых, осваивать проведение прямых эфиров танцевального формата и фитнес-тренировок. Однажды во время тренировки прямой эфир отключили и не было возможности сохранить трансляцию для тех, кто еще не танцевал. Во-вторых, есть много нюансов работы на интернет-площадках. Так, «Инстаграм» блокирует музыку, если она нелицензионная, поэтому приходится искать различные варианты решения этого вопроса.

Возможности роста 

Часть предпринимателей не просто уходят в интернет, а меняют профиль работы с учетом новых тенденций. У Алексея Кима — экомагазины, экокофейня и производство экосумок. В период кризиса компания одной из первой в Иркутске перепрофилировалась и стала отшивать многоразовые маски. Главная задача такой смены деятельности — снижение отходов в виде одноразовых масок. Расширили швейное производство насколько возможно. Отшив масок и прием заказов на них практически круглосуточный. 80 % всей продукции компания реализует онлайн.

— Мы планируем развивать это направление, но не забываем и о своей основной деятельности, — рассказывает Алексей Ким. — Наши торговые точки продолжают работать, потому что мы продаем товары первой необходимости. Но мы ограничили доступ в помещение, торгуем «за дверь» с соблюдением всех рекомендаций и требований соответствующих органов.

Компания Максима Самарина работает в области производства средств дезинфекции и поставок медицинских расходных материалов в медучреждения. После введения режима самоизоляции в стране, когда антисептики стали необходимой частью жизни, товарные и сырьевые запасы закончились за несколько дней, вспоминает бизнесмен.

— А дальше началась гонка за сырьем. Из-за закрытых границ с Китаем, Кореей и Европой — а именно оттуда поступает основной объем сырья для дезсредств, производимых в России, — начался дефицит буквально всего от химии до флаконов и пробок. Наших менеджеров по логистике мы переквалифицировали в менеджеров по закупкам и посадили на поиск сырья по всей стране. Мы значительно расширили наши познания об ассортименте химических препаратов и их поставщиках. Узнали все о производителях флаконов и пробок в России, организовали дополнительные рабочие места на производстве, — так о своей работе в новых условиях рассказывает Максим. — Более того, я понял, что необходимо модернизировать производство. После общения с заказчиками, среди которых не только учреждения медицины, но и структуры Газпрома, РЖД, СУЭК, открылись интересные ниши в области производства средств профессионального клининга, бытовой химии, сопутствующего оборудования. Также мы обязательно будем разрабатывать новые дезинфицирующие средства с новыми составами с учетом новых веяний и требований времени.

Мнение экспертов

Эксперт по продажам Любовь Ремова рассказала, в чем главное отличие продаж в онлайне от продаж в классическом понимании.

— В офлайне продажами занимается только менеджер — лицом к лицу с клиентом или по телефону. В онлайне гораздо больше инструментов для продаж — через сотрудников, работающих в удаленном режиме, с помощью продающих текстов и даже видео. А значит, вы более эффективны и легко можете масштабировать бизнес, что позволит зарабатывать в разы больше.

 

Психолог Алексей Карев уверен, что в новых условиях коллектив любой компании проверяется на прочность.

— Пожалуй, один из самых больших страхов — страх неизвестности. Ведь сколько всего опасного может быть в темной комнате? И главная задача — понять, что же конкретно вызывает страх, а после «включить свет» в этой «темной комнате». То есть нужно признать свой страх и действовать. Если я как предприниматель или наемный сотрудник попадаю в критическую ситуацию, то начинаю искать способ выйти из нее. Может быть, нужно развивать новые навыки или идти в новые сферы. Единственный способ — опираться на реальность, делать выводы и действовать. Иногда столкновение с действительностью похоже на падение лицом на асфальт, но, к сожалению, наша чувствительность столь сильно притупилась, что иногда жизнь может донести до нас информацию только так. Согласитесь: только сейчас люди по-настоящему стали понимать, что такое «финансовая подушка безопасности», — когда у многих ее не оказалось. Сегодня как никогда важно помнить, что жизнь не дает нам больших трудностей, чем мы можем пережить.

Фото из архива героев публикации

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио