Битва со снегом: как Иркутск справляется с рекордными за 130 лет осадками

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #6 (993) от 18 февраля 2021

Зима в этом году выдалась необыкновенно снежная. Беспрецедентные снегопады в городе продолжаются вот уже полтора месяца. Январь побил все рекорды: за месяц выпало 325 % нормы (39 мм). Такие цифры зафиксированы впервые с начала наблюдений в Иркутске, то есть с 1891 года. Город встал в десятибалльных пробках, градус возмущения начал расти. Мы попытались разобраться, правда ли городские службы работают на пределе возможностей, почему в прошлые годы такого коллапса не наблюдалось и какие еще факторы (кроме снега) вызывают заторы на улицах.

Снежная хроника

Тот факт, что нынешняя зима выдалась аномально снежной, заметно невооруженным глазом. А «вооруженным» можно даже сказать, насколько. По данным Иркутского УГМС, за январь в Иркутске выпало рекордное количество осадков — 39 мм при месячной норме 12 мм, то есть 325 %.

— Такое большое количество наблюдается впервые за весь период наблюдений — с 1891 года. Предыдущий рекорд отмечался 65 лет назад, когда выпало 38 мм осадков, — рассказывает Юлия Янькова, заместитель начальника Иркутского УГМС.

С 6 января дорожные службы начали работу в усиленном режиме. Муниципальное предприятие «ИркутскАвтодор» задействовало все резервы: более 230 единиц техники (в том числе грейдеры, фронтальные погрузчики, малую спецтехнику, самосвалы) и почти 300 работников. В ручном и механизированном режиме они ежесуточно убирали с улиц от 900 до 2300 тонн снега.

В ночь на 29 января одномоментно выпало 42 % от месячной нормы осадков. Дорожники еле-еле успевали убирать снежную кашу с проезжей части, на обочинах скопились высокие отвалы.

— Принцип работы у нас такой: сначала «КамАЗы» проезжают со щетками, сбивают снег к тротуарам, затем мы проходим на погрузчиках и собираем вал, — объясняет Денис Тихонов, механизатор МУП «ИркутскАвтодор». — Но нам на погрузке снега тоже нужны «КамАЗы», а их не хватает. Во время снегопада их сначала отправляют на чистку, а уже потом на вывоз. Так что сейчас мы собираем с обочин снег, выпавший еще десять дней назад.

За январь с улиц Иркутска вывезли около 40 000 тонн снежной массы. С надеждой ждали февраля — месяца с традиционно минимальным количеством осадков. Но он обманул и синоптиков, и дорожников.

— За 15 дней февраля выпало уже 133 % от месячной нормы осадков (12 мм). За последние 40 лет наблюдений так же много снега в первой декаде февраля наблюдалось в 2018, 2012, 2009, 2004, 1999 и в 1981 годах, — продолжает Юлия Станиславовна.

Неудивительно, что 5 февраля городским властям пришлось ввести режим повышенной готовности. «Автодор» срочно закупил три новые комбинированные машины на базе «КамАЗ» — самую востребованную технику на очистке дорог и уборке снежных отвалов. Видя, что дорожники не справляются, некоторые горожане сами вышли на помощь. 6 февраля студенты, волонтеры, сотрудники администрации устроили городской субботник, а частные предприниматели предоставили дополнительную технику.

«Большая уборка в Иркутске, — писал в тот день в соцсетях мэр Иркутска Руслан Болотов. — К работе подключились муниципальные предприятия. Парк «ИркутскАвтодора» усилен 50 единицами спецтехники, всего на улицах в круглосуточном режиме работает почти 300 машин. Откликнулись представители коммерческих структур — помогают малой техникой и самосвалами».

Все вместе они вывезли за сутки рекордные 4600 тонн снега.

«Кто придумал, скажи, эти пробки?»

Пока одни горожане помогали в борьбе со снегом, другие только нагнетали ситуацию. Выкладывали в соцсети фотографии снежных отвалов и запруженных машинами улиц с едкими комментариями: «В прошлые годы такого коллапса не было». Действительно, коллапса не было и быть не могло — потому что осадков было в 5,5 (!) раз меньше.

— Зимы 2019 и 2020 годов выдались совсем не снежные: тогда в январе выпадало всего по 7 мм осадков, то есть 58 % от месячной нормы. Напомню, что в этом январе выпало 39 мм осадков, — подчеркивает Юлия Янькова.

Нынешние пробки спровоцированы не только осадками. Во-первых, в городе неумолимо растет число автомобилей. По данным ГИБДД, за последний год количество личного транспорта в Иркутске и Иркутском районе увеличилось на 10 тысяч единиц. А во-вторых, транспортные заторы часто создают сами автомобилисты — особенно во время снегопадов.

— Поведение недобропорядочных автомобилистов только усугубляет ситуацию. Например, «обочечники», которые вклиниваются в ряд, замедляют движение потока. А водители, останавливающиеся на крестообразных перекрестках, создают пробки в другом направлении. Такое часто можно наблюдать на пересечении переулка Спортивного и улицы Джамбула. Водители, направляющиеся на Иркутный мост, видят впереди затор, думают: «Проскочу!» и выезжают на перекресток, перегораживая дорогу. Когда загорается зеленый свет для тех, кто едет по Джамбула в сторону 2-й Железнодорожной, они не могут сдвинуться с места. Так и возникают искусственные заторы, — подчеркивает начальник отделения пропаганды БДД ОГИБДД МУ МВД России «Иркутское», майор полиции Антон Куриленко.

Плюс во время снегопада увеличивается число мелких ДТП. Двигаясь в потоке с небольшой скоростью, водители пытаются лавировать, подрезают друг друга, провоцируют аварии. А ведь даже небольшое ДТП «съедает» как минимум одну полосу движения.

— У автомобилистов — никакой солидарности, — замечает Денис Тихонов, водитель погрузчика МУП «ИркутскАвтодор». — Мы выставляем знаки, а они объезжают их и лезут буквально под нашу технику, создают аварийные ситуации. Ночью работать легче, машин меньше, зато скорость их движения увеличивается.

Первым делом, первым делом — магистрали…

Несмотря на недовольство водителей и создаваемые неудобства, дорожники все равно работают круглосуточно. В первую очередь технику направляют на центральные улицы с большой интенсивностью движения: Ленина, Маяковского, Байкальскую, Рабочего Штаба, Баррикад.

— После большого снегопада наша бригада один только сквер Кирова и прилежащие территории чистит весь день. Мы вывозим отсюда где-то тридцать 11-тонных машин, — рассказывает Денис Трифонов.

Кстати, с начала февраля с улиц Иркутска уже убрано более 38 тысяч тонн снега — это почти, как за весь январь.

— Я был в этом году на снежных отвалах — снега там в три раза больше, чем в прошлые годы, — отмечает председатель Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов. — Так что претензии иркутян, будто дороги не убирают, абсолютно неправомерны. Те, кто пишут эти комментарии, лучше бы обратили внимание на свой двор. Особенно те, кто живет в частных домах. С какой скоростью они убирают снег в собственном дворе, на маленькой территории?

О темпах уборки снега никто не может рассказать лучше, чем дворники. Елена Щербакова отвечает за участок улицы Ленина от Канадзавы до Чкалова. Казалось бы, небольшой отрезок, но иногда женщине не хватает и дня, чтобы привести его в порядок.

— Рабочий день начинается в пять утра. До восьми часов, пока еще немного пешеходов, нужно успеть расчистить остановки, повороты, лестницы. Потом в течение дня убираем тротуары, куда не достают «бобкэты», и придорожные лотки. Наш рабочий день заканчивается в 14–15 часов, но если случается аврал (то есть снегопад), то могут задержать еще на пару часов. Пока не уберем всю свою территорию, не уходим, — рассказывает сотрудник МУП «ИркутскАвтодор» Елена Щербакова.

У уборщиков территории четкое разделение: внутри сквера Кирова со снегом борются сотрудники «Горзеленхоза», снаружи — «ИркутскАвтодора». То же самое у дорожников: они не заходят во внутридворовые проезды (за них отвечают управляющие компании) и не заезжают на мосты (их обслуживает подрядная организация «СтройКо»).

К мостам, кстати, в этом сезоне возникло много замечаний как у жителей, так и у властей. Администрация Иркутска уже вынесла предупреждение подрядчику: «Мостовые сооружения чистятся реже, чем этого требуют погодные условия. За неисполнение условий контракта компании будет выдано соответствующие предписание. Если замечания не будут устранены, далее последуют штрафные санкции и расторжение контракта».

Большие вопросы у горожан возникли к уборке снега на плотине ГЭС, но там ровно такая же ситуация. Городские дорожные службы не имеют права выходить туда со своей техникой — это чужая зона ответственности.

— Плотина ГЭС находится в ведении «Иркутскэнерго», компания сама разыгрывает торги и выбирает подрядчика как на летний ремонт, так и на зимнюю уборку, — объясняет председатель Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов. — Но подрядчик не убирает. «Иркутскэнерго» обратилась к муниципальному предприятию за помощью, они подмели, расчистили, но снежные отвалы остались — не могут же они бесплатно все это вывозить.

Сами дорожники относятся к осадкам довольно философски. «Если я вижу снег на дорогах, не злюсь — знаю, что его уберут попозже. Мы не волшебники, по щелчку пальцев не можем все очистить, — спокойно рассуждает Денис Тихонов. — У нас и так задействована вся техника, зимой ничего не простаивает. Машины пашут круглосуточно, меняются только бригады, работаем по 12 часов то в день, то в ночь».

По прогнозам синоптиков, в ближайшее время сотрудников МУП «ИркутскАвтодор»  опять ждет напряженная работа. На территории Приангарья ожидается ветреная погода, осадки, перепады дневных и ночных температур, снегопад. Коммунальные службы Иркутска переведены в режим повышенной готовности. Автомобилистов просят быть осторожными на дорогах, соблюдать правила дорожного движения, дистанцию и скоростной режим.

Яна Шутова

Фото Валентина Карпова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио