Автомобилистам придется подвинуться: на улице Горной в Иркутске проезжую часть сужают ради пешеходов и велосипедистов

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #35 (1022) от 10 сентября 2021

Придет время и исторический центр Иркутска станет территорией, относительно свободной от большого количества автомобилей — с широкими тротуарами, велосипедными дорожками, полосой для общественного транспорта, платными парковками. Первые шаги на пути к идеальной городской модели уже сделаны: в ходе ремонта на улице Горной и проспекте Маршала Жукова часть проезжей части отдали пешеходам и велосипедистам. У такого смелого решения нашлись не только сторонники, но и противники. Поэтому в минувшую среду мэр Руслан Болотов прямо на ремонтируемой Горной поговорил и с теми, и с другими.

Дорожный ремонт на улице Горной вызвал широкое обсуждение среди горожан. Многим не понравилось решение проектировщиков «откусить» часть проезжей части, чтобы обустроить двойной тротуар. Одна его полоса предназначена для пешеходов, вторая для велосипе-дистов, между ними газон.

Почему важно обустраивать велосипедные дорожки именно таким образом, объяснила Наталья Красильникова из НКО «Городские проекты», которая приехала на встречу с Русланом Николаевичем на велосипеде (кстати, деятельность этой некоммерческой организации направлена на то, чтобы Иркутск стал удобнее для жизни горожан):

— Нужно быть отчаянным, чтобы передвигаться по иркутским дорогам на велосипеде. Мне сигналят автомобили, прижимают. А на тротуарах возникает конфликт с пешеходами, которые двигаются непредсказуемо, я боюсь их задеть.

Поэтому велосипедистам нужна отдельная дорожка с разделителем, как здесь, на Горной. Это нормально, что некоторые люди сейчас недовольны, не принимают изменения в сторону комфорта пешеходов. Все города через это прошли.

Первую обособленную велодорожку в Иркутске сделали три года назад — она тянется вдоль улицы Декабрьских Событий на 1,5 км и пользуется большой популярностью. В этом году отдельные велодорожки обустраивают на улице Горной и проспекте Маршала Жукова. Ради этого проезжую часть сужают до минимального норматива — 7 метров — и меняют схему парковки.

— Вдоль Горной будет запрещена парковка, после ремонта появятся соответствующие знаки. Мы оставим карманы всего для 8–9 машин. А больше и не надо: здесь в двух шагах большая парковка возле ТЦ «Карамель» и еще планируется многоуровневая, — заместитель мэра — глава комитета городского обустройства Роман Орноев уверен, что права и автомобилистов, и пешеходов не будут нарушены.

Тем не менее у такого решения, как появление в городе велодорожки, нашлись оппоненты. Так, к обсуждению вопроса о ее строительстве на улице Горной подключилась местная жительница: «Кто вообще делал этот проект? Вы считали, какое количество велосипедистов проезжает здесь в течение месяца? И какое количество транспорта?»

— Вы поймите: теперь город будет симбиозом для водителей, велосипедистов и пешеходов. И приоритет — у пешеходов и велосипедистов, — мэр Иркутска Руслан Болотов был вежлив, но тверд в своем желании доказать необходимость сделать Иркутск «пешеходным».

Почему иркутянка так противится широким тротуарам и велодорожкам, выяснилось довольно быстро: здесь, на улице Горной, у нее свое автотранспортное предприятие — то есть парковка для больших и средних автобусов. Глава города тактично дал ей понять, что автопарку не место в историческом ядре Иркутска.

— Мы пока не ограничиваем въезд автомобилей, но со временем и к этому придем. Поэтому вам нужно думать о подборе новой площадки. Понимаю, вы радеете за автобусы и свой частный бизнес, а мы — за людей, — подчеркнул Руслан Николаевич.

В обсуждении принял участие и урбанист, популярный блогер и организатор велозаездов в Иркутске Дмитрий Салко.

— У горожан возникает резонный вопрос: зачем мы делаем кусок велодорожки из ниоткуда в никуда? Но это ведь пока. В будущем мы предлагаем эти куски объединять. У нашего сообщества «ВелоИркутск» есть перспективный план развития велодорожек для Иркутска, мы передадим его в администрацию, — пообещал Дмитрий Салко. — Кстати, в этом году ремонтировали улицу Франк-Каменецкого, и там тоже была запланирована велодорожка. Но ее не сделали. Почему?

— К сожалению, ширина не позволила. Нам бы не удалось обес­печить безопасность самих велосипедистов, а ведь это превыше всего, — объясняет Роман Орноев. — Кроме того, здесь деревья удалось огородить, а там пришлось бы спиливать, что недопустимо.

Общественники обратили внимание: раз уж на Горной строят велодорожку, то логично поставить и велопарковку. Возможность установки монолитной, антивандальной конструкции участники сообщества «ВелоИркутск» проработают с подрядчиком.

— Мы постепенно начнем убирать автомобили из центра, — пояснил Руслан Болотов. — Если сейчас закупить общественный транспорт и поставить его в те же пробки — никакого эффекта не будет. Поэтому мы действуем пошагово: сейчас делаем первые выделенные полосы для автобусов, в следующем году займемся обновлением состава, затем создадим перехватывающие парковки и в конце концов ограничим въезд личных автомобилей в центр. Некоторым сложно согласиться с этой концепцией. Но такова общемировая тенденция, и Иркутск не должен быть исключением.

Яна Шутова

Фото Валентина Карпова

Вот так будет выглядеть двойной тротуар на Горной в Иркутске: одна полоса для пешеходов, вторая для велосипедистов, между ними разделительная полоса. Наш город вступил на путь общемировой тенденции «пешеходы и велосипедисты — в приоритете», и пути назад нет

Иркутянка Наталья Красильникова из НКО «Городские проекты» приехала на встречу с мэром Русланом Болотовым на улицу Горную, где сейчас идет создание велодорожки параллельно с пешеходным тротуаром, на велосипеде

СПРАВКА

Велодорожка уже есть в Иркутске на улице Декабрьских Событий. Прямо сейчас создаются дорожки для велосипедистов на Горной и проспекте Жукова. В будущем велодорожки появятся на смежных улицах (Байкальской, Софьи Перовской, Подгорной) и соединятся в единую сеть.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио