Архитектурная головоломка 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #32 (921) от 21 августа 2019

Первая всероссийская летняя мастерская «АрхШкола» прошла с 13 по 18 августа на базе спортивно-оздоровительного лагеря «Политехник». Целую неделю молодые прогрессивные градостроители и урбанисты работали над планом Иркутска. Размышляли, как ликвидировать разрыв в набережной Ангары, чем увлечь посетителей Центрального рынка и жителей Академгородка, возможно ли возродить в старинной части Иркутска традицию доходных домов.

Летняя архитектурная школа — это первая ступень большого проекта «АрхДвижение 2.0». Миллионный грант на него выиграл иркутянин, руководитель Клуба молодых архитекторов Роман Малинович на форуме «Таврида» нынешней весной. Проект задуман как серия творческих мероприятий для молодежи, направленных на развитие городской среды и культуры. Стартом как раз стала «АрхШкола», собравшая 63 начинающих архитекторов, дизайнеров, урбанистов, строителей, инженеров со всей России.

— «АрхШкола» — это образовательный интенсив длиною в неделю, состоящий из двух частей: практической, в ходе которой участники создавали на территории лагеря небольшие арт-объекты и расписывали двери, и проектной — работа в мастерских под руководством известных архитекторов, — пояснил руководитель лагеря Роман Малинович. — Смысл «АрхШколы» не в состязании команд, а в том, чтобы опытные специалисты передали молодому поколению свои знания, наработки, технологии, профессиональные секреты.

Опыт наших архитекторов интересен и другим городам: помимо иркутян учиться в «АрхШколу» приехали студенты из Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Перми, Новосибирска. Своими знаниями с ребятами делились руководитель региональной организации Союза архитекторов России Игорь Козак, член градсовета при администрации Иркутска, архитектор Сергей Демков, ведущий архитектор Сибирской лаборатории урбанистики Анастасия Репина, руководитель архитектурной мастерской Андрей Красильников, специалисты агентства развития территорий «Градостроительная школа» Евгения Ямова и Александра Козак.

Каждой команде предложили архитектурную головоломку, решением которой стал городской проект. Так, по итогам «АрхШколы» родились предложения о благоустройстве Центрального рынка, Академгородка, Лисихинского парка, Цесовской набережной и исторической части города. Проекты придумывались не в отрыве от реальности: один из дней архитекторы посвятили работе «в поле», провели анализ ситуации, собрали мнения местных жителей.

— Одна из главных проблем нашей территории обнаружилась в первые же минуты, — рассказывает капитан команды «АрхХаус», которой выпала задача разработать мобильное благоустройство для рыночной территории Иркутских кварталов, в границах улиц Партизанской и Тимирязева. — Не успели мы приехать на место и достать флипчарт (офисный мольберт. — Прим. ред.), как тут же сбежалась детвора, стала просить у нас фломастеры и ватман для рисования. Так мы выяснили, что для детей работников рынка нет никакого досуга, им нужна площадка для игр.

Помимо детской площадки здесь необходимо предусмотреть еще несколько зон, считают архитекторы, в частности место для тихого отдыха, зону активностей, уголок для спокойного перекуса. Разделить эти пространства можно творческой разметкой, нанесенной художником.

Вторая команда работала над реновацией участка Цесовской набережной, расположенного между бульваром Гагарина и мемориалом «Вечный огонь».

— Это заброшенный, абсолютно неблагоустроенный участок. Вблизи находится старая ТЭЦ, которая вскоре будет демонтирована, и на ее месте появится новый жилой квартал. Исходя из этого, мы выдвинули для данной территории три главных тезиса: вернуть набережную в зону безопасности, залатать дыру в благоустройстве центральной части города, сохранить узнаваемость места, — рассказывают о своих идеях студенты. — Так как здание ТЭЦ невозможно сохранить в первозданном виде, мы предлагаем добавить смысловые отсылки. Подобный опыт был за рубежом: в Германии, например,  на месте стеклянного завода построили набережную и в мощении плитки использовали частички стекла, чтобы создать ассоциацию с прошлым.

Набережная будет состоять из нескольких ярусов, ее прикроет «зеленая стена»: деревья, высаженные вдоль магистрали, создадут эффект защиты и безопасности.

На тротуарную плитку студенты предлагают нанести QR-коды, с помощью которых можно будет перейти на сайт, посмотреть, как набережная выглядела раньше, узнать, какая промышленность здесь концентрировалась, прослушать аудиогид.

Проект образовательного парка на территории Академгородка представила третья команда. Из преимуществ территории они отметили уникальное и богатое озеленение, популярность места среди горожан, его многофункциональность, наличие вблизи горнолыжной трассы.

— Из минусов — отсутствие асфальтированных дорожек, ориентиров, освещения, наличие на территории гаражного кооператива, — представила ситуационную схему команда. — Кроме стандартного благоустройства в виде дорожек, указателей и скамеек мы предлагаем подчеркнуть достоинства парка, сделать упор на научное познание и спорт: проложить велодорожку, добавить информационные стенды, устроить небольшие лаборатории под открытым небом, например, поставить микроскопы, в которые можно было бы взглянуть на представленные здесь растения.

Эксперты посоветовали ребятам доработать проект, предусмотреть парковку и теплые раздевалки для посетителей горнолыжной трассы. А следующей команде, представлявшей проект обновленного Лисихинского парка, архитекторы рекомендовали уделить внимание истории места и еще раз взвесить необходимость игровых площадок.

Вопросами современной жилой застройки в исторической среде занимались участники пятой команды. В качестве исследовательской площадки они выбрали квартал между улицами Бабушкина и Декабрьских Событий.

— Раньше в Иркутске строились жилые дома двух типов: либо усадьба, принадлежавшая одной семье, либо многоквартирный доходный дом, где квартиры сдавались внаем. За основу мы взяли второй тип, но модернизировали его под современные запросы, — объясняют свою концепцию молодые архитекторы. — В исторической части мы предлагаем разноуровневую застройку. В малоэтажных домах на первом этаже могут располагаться торговые лавочки, аптеки, пекарни, владельцы которых жили бы наверху. По соседству хорошо впишутся аккуратные доходные дома с апартаментами под аренду.

Творческие наработки студентов будут предложены к дальнейшему обсуждению. Учитывая, что на всех рассмотренных площадках грядут большие изменения, выдвинутые идеи могут оказаться очень кстати.

— Я считаю, многие из озвученных предложений достойны воплощения, — подытожил Роман Малинович. — Надеюсь, самые активные участники «АрхШколы» теперь войдут в проектные группы городских пространств и продолжат преображение Иркутска наяву.

Фото Валентина Карпова

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио