Александр Братенков: «Долго не мог поверить, что я романтик»

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #10 (997) от 18 марта 2021

В гостях у подкастов газеты “Иркутск” побывал актер Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, заслуженный артист России Александр Братенков. Ведущий программы «Театральные истории», заслуженный работник культуры РФ Арнольд Беркович узнал, как начиналась актерская карьера Александра Братенкова и какие роли он считает наиболее значимыми в своей жизни.

— Прежде всего хочу поздравить вас с присвоением звания «Заслуженный артист России». Это замечательное событие случилось чуть более месяца назад, после 25 лет работы в Иркутском академическом драматическом театре имени Охлопкова. Хочу задать традиционный вопрос: «С чего начинался путь в театр? Кто ваши родители? Как они отнеслись к вашему выбору?»

— Моя мама фармацевт, и все мое детство проходило в аптеке среди таблеток, дистиллированной воды, гирек, которые ставили на весы, взвешивая порошки. Отец умер, когда мне было 11 лет. Помню, что работал он на экскаваторе и я сидел у него в кабине.

Уже после смерти папы, лет в 12, наверное, я слезно выпросил у мамы разрешение поехать во время каникул на экскурсию в город Куйбышев. Руководителем нашей школьной группы была учительница литературы Людмила Алексеевна Кузьменкова. И она спланировала поездку так, чтобы сразу по приезде мы пошли на спектакль.

Я родом из небольшого поселка в Нижнеудинском районе. И это был мой первый в жизни выход в театр и первая поездка в большой город. Там я попал на постановку «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Я влюбился в эту пьесу, в театр и решил, что обязательно буду актером.

Мама, конечно, такой выбор не одобрила. Однако после восьмого класса я все же попробовал поступить в театральное училище на курс к Валентине Александровне Дуловой. Но она меня не приняла. Пришлось вернуться в школу.

После 10 класса я, не особо раздумывая, поступил на математический факультет Иркутского пединститута. Отучился два курса и снова пошел поступать в театральное училище. Снова попал к Валентине Александровне Дуловой, но на этот раз все прошло успешно. На всякий случай еще два года проучился в педагогическом вузе заочно, пока окончательно не убедился, что без профессии актера жить не смогу.

— Когда я вас увидел в драматическом театре, то подумал, что на сцену пришел актер с довольно редким амплуа романтического героя. Ромео, Гринев, Гарольд… Но затем убедился, что вы не ограничились этим амплуа.

— В театральном училище я всегда играл характерные роли. Был единственный случай, когда на третьем курсе мне предложили исполнить героя-любовника в спектакле, поставленном Леонидом Альковым, «С любовью не шутят» Альфреда де Мюссе. Сам себя я долгое время не считал романтиком. Лишь когда в 2000 году в постановке Сергея Тищенко «Дикарь» на сцене Иркутского драмтеатра сыграл главную роль, а это как раз классический герой-любовник, то в моем сознании наступил перелом, и я принял себя в этом амплуа.

— Ваша работа в театре во многом связана с песенным творчеством. У вас любовь к песне была с детства или какой-то рабочий момент заставил запеть?

— Это из детства. Мама и папа всегда брали меня с собой на свадьбы, юбилеи, праздники. Отец играл на гитаре, а мама пела.

Сам я впервые запел на районном смотре художественной самодеятельности, когда учился во втором классе. Это была песня «Ой, вставала я ранешенько, умывалася белешенько». На меня надели фартук, дали в руки ведерко, платочек, на сцене стояла вырезанная из картона корова, а в подтанцовке были девочки из четвертого класса. Мы тогда победили. Еще помню, что через два года у нас построили новую кирпичную школу, где был радиоузел, и я по радио поздравлял педагогов с Днем учителя. На всю школу пел для них песню о том, что всем нужны друзья, даже воробьям.

В школе долго пел в хоре, вплоть до того момента, когда стал ломаться голос. Потом был перерыв, и вновь запел я уже в театральном училище.

— За 25 лет работы в театре вы сыграли сто ролей. Какие из них для вас наиболее значимы?

— В каждый спектакль вкладываешь частичку жизни… Если все-таки попытаться что-то выделить, то значима первая моя роль на сцене Иркутского драматического театра. Это был Сергей в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели».

Вспоминаются, конечно, постановки, где я участвовал вместе с Виталием Венгером и Виктором Егуновым. Еще роль Ромео. Я репетировал, когда умерла мама, и эта работа меня вытаскивала из подавленного состояния. Конечно, незабываема особая атмосфера «Чайки», где были заняты и Венгер, и Королева, и Басин, и Двинская. И «Без вины виноватые», и «Дикарь», и «Пигмалион»…

 С каждым спектаклем работать было все интереснее. А «Орфей и Эвридика», где нужно было петь! Да у меня тогда просто крылья выросли! Не могу не вспомнить спектакль «Собака», в котором я выступил и как режиссер, и как актер.

— Ваша жена тоже актриса. Собираются ли дети пойти по вашим стопам и стать актерами?

— Вспоминая собственный опыт, считаю, что дети должны сами делать выбор. Для меня было несколько неожиданно, когда старший сын решил пойти по родительским стопам. Он сейчас учится в Красноярске на четвертом курсе по специальности «артист театра и кино».

С младшим другая история — он грезит футболом, Суворовским училищем. Хотя актерской природы в нем больше, чем в старшем. Он так же, как и я в детстве, все время что-то разыгрывает…

Подготовила Нина Александрова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио