Новости Иркутска

В Год театра продолжаем знакомить наших читателей с творческими коллективами Иркутска. Мы уже писали об авторском театре Александра Гречмана и студии «Диалог». Сегодня мы в гостях у молодежного театра Иркутского госуниверситета. «А что такое фарисейство, Ольга Владимировна? И что это значит «Авва, Отче»?». В любительском театре ИГУ «Эксперимент» идет подготовка к конкурсу чтецов. Репетируют стихотворение Бориса Пастернака «Гамлет». Студенты читают громко и искренне, но вот значение некоторых слов пока еще уточняют у режиссера.

Удел избранных

Девятнадцать лет назад студенты юридического факультета нархоза организовали свой любительский театр. Репетировали на сцене кинотеатра «Художественный» и скоро столкнулись с необходимостью пригласить в свои ряды профессионала. Ольга Шмидгаль — артистка драмтеатра имени Охлопкова — поставила вместе с ними свой первый спектакль «До третьих петухов» по Василию Шукшину. Да так и осталась в «Эксперименте» — руководить и режиссировать.

— Первый состав коллектива был очень сильный. Кстати, многие «юристы» потом даже связали свою жизнь с профессиональным театром, — рассказывает Ольга Владимировна. — Они были молоды, дерзки и талантливы. Как сказал Александр Вампилов, «молодость дается для эксперимента, а не для прозябания».

Этот любительский театр сменил несколько помещений, прежде чем студию пригласил под свою крышу иняз. Теперь «Эксперимент» — студенческий театр Иркутского госуниверситета. В этом здании располагается Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ. Театр занимается в актовом зале. Здесь большая современная сцена, хорошая аппаратура и 300 кресел для зрителей. На студенческих спектаклях всегда аншлаг!

— В театре заняты студенты всех факультетов, — продолжает актриса. — Посмотрите, вот сейчас на сцене лингвист, математик, эколог, психолог и даже магистрант. В сентябре к нам приходят около 30 человек, к середине года остаются самые стойкие — те, кто по-настоящему не может жить без сцены. Но театр всегда был уделом избранных…

Почти за 20 лет через «Эксперимент» прошли более 150 человек, были поставлены 15 взрослых спектаклей и примерно столько же новогодних сказок для малышей.

— В начале каждого года мы беремся за новую постановку, — рассказывает режиссер. — Репетируем основательно, ведь большинство этих молодых людей впервые выходят на сцену. Играем, как правило, классику. Сейчас вот ставим «Прощание в июне» Александра Вампилова. Это, пожалуй, лучшее произведение о студентах. Кстати, символично, что первая встреча Колесова и Тани прошла на улице Чкалова, буквально напротив нашего института…

Свобода творчества

Найти сегодня хорошую современную пьесу не так просто: материала много, но к высокому искусству он по большей части не имеет отношения… Пока мы разговариваем, студенты на сцене начинают танцевать парами, перешучиваться, смеяться.

— Посмотрите, эти молодые люди ведь не пошли играть в КВН, — улыбается Ольга Владимировна. — Они пришли в театр, чтобы найти себя и что-то сказать зрителям. Эти парни и девушки способны создать единое коллективное действо, которое затронет публику. Удивительно, но сегодня молодые зрители ценят настоящую актерскую игру. Поэтому у нас всегда аншлаг.

По словам Ольги Шмидгаль, преподавать студентам — одно удовольствие. Энергия юности способна увлечь любого зрителя. К тому же сейчас, по словам актрисы, «пошел правильный студент»: практически никто не курит, не пьет, все занимаются спортом.

А тем временем на сцене начался тренинг: актеры учатся взаимодействовать друг с другом. Само по себе это уже напоминает маленький шутливый спектакль.

— Вспоминаю, как окончила Иркутское театральное училище в 1980-м, — улыбается Ольга Владимировна. — Конечно, мы были не такие правильные. Зато как нам хотелось все узнать! Книг мы читали намного больше, чем нынешние молодые. Я как-то от старшекурсников услышала про Хемингуэя. Так сразу раздобыла книжку, прочитала ее за ночь… Может, не очень глубоко ее поняла, но говорить про Хэма право получила.

После училища актрису сразу взяли в труппу драмтеатра. За это время она сыграла сотни ролей. А здесь, в молодежном театре, Ольга Шмидгаль получает удовольствие от общения с начинающими артистами и от удивительной атмосферы свободы.

— Артист всегда зависим от репертуара, — считает моя собеседница. — А здесь у нас с ребятами — полная свобода творчества! Мы ставим все, что захотим. Жаль, что премьеры идут у нас недолго. К концу года мы показываем спектакль несколько раз, потом везем его на фестиваль любительских театров «Сибирская рампа», который проходит на Ольхоне. А с сентября приходят новые студенты — и мы беремся за новый драматургический материал.

Самые громкие премьеры последнего времени: «Вино из одуванчиков» по Рэю Брэдбери (этот спектакль получил гран-при на фестивале «Студенческая весна»), «Обыкновенное чудо» по Евгению Шварцу, глобальная постановка «Весь мир — театр. От Шиллера до Чехова». В марте этого года на фестивале «Театральное Приангарье» «Эксперимент» покажет чеховский «Вишневый сад».

Кстати, у Ольги Шмидгаль — особые, трепетные отношения с Чеховым. Это ее любимый автор. Сама она блистательно играла Соню в «Дяде Ване», Варю в «Вишневом саде», Душечку в одноименной пьесе.

— Мы со студентами уже много раз выступали на профессиональной сцене, — продолжает режиссер. — Случаются и курьезы. Однажды на фестивале у нас было только пятнадцать минут, чтобы подготовиться к спектаклю. Мы играли «Балаган» по Чарльзу Мори. Там один герой обыгрывает знаменитый монолог Гамлета, но вместо черепа мы выносим тыкву. Так получилось, что тыкву потеряли. На сцене — легкая паника. И тут вместо тыквы выносят черную голову манекена, накрытую белой рубашкой: студенты быстро нашли эти вещи за сценой. Что нашли, то и вынесли! Получилось очень смешно.

Улыбка внутри тебя

Ольга Шмидгаль ассоциирует себя в студенчестве с образом героини Ирины Муравьевой в фильме «Карнавал» — восторженной провинциалкой, которая мечтает стать знаменитой артисткой. Она приехала в Иркутск из Киренского района.

— У меня немецкая фамилия, в переводе на русский означает Кузнецова, — смеется Ольга Владимировна. — У нас на Лене живет крепкий народ, на мякине его не проведешь. И когда сейчас приезжаю на родину, «артистку не включаю»: бесполезно, люди видят тебя насквозь. Кстати, я заметила, что в нашу профессию перестали идти модели и красавицы. Надо понимать, что театр — это прежде всего тяжелый труд. Причем труд постоянный, ежедневный, ежеминутный.

Студийцы с восторгом слушают наставления мэтра: идет подготовка к конкурсу чтецов. «Эксперимент» всегда участвует в таких смотрах. Это отличная подготовка не только к актерству, но и к любому публичному выступлению. Режиссер приоткрывает ребятам профессиональные секреты — чтобы «глаз горел», нужно постараться улыбнуться самому себе изнутри. Вспомнить что-то хорошее из своей жизни.

— Любительский театр — от слова «любить», — уверена Ольга Шмидгаль. — Да и профессиональный театр создали на самом деле любители. Вспомните студию Станиславского… Мы любим играть!

Ольга Владимировна живет в Иркутске много лет. Говорит, что не может себя представить вне нашего города.

— Иркутск — яркий, звонкий, солнечный, — говорит режиссер. — И еще студенческий, молодой, веселый! А сейчас Иркутск еще стал и более чистым, ухоженным, красивым. Поверьте, все это помогает жить и творить.

Фото Валентина Карпова