100 лет – 100 фактов: интересные истории из жизни Ленинского округа 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #31 (969) от 13 августа 2020

С чего начиналась история станции Батарейная и как Вознесенское предместье стало поселком им. Кирова — газета «Иркутск» продолжает историческую рубрику и находит 100 самых интересных фактов об округе.

Факт № 12

История станции Батарейная началась с разъезда Сибирский

Железнодорожная станция Батарейная Восточно-Сибирской железной дороги появилась благодаря строительству Транссибирской магистрали. В 1898 году здесь был основан разъезд Сибирский, состоявший из нескольких домиков для рабочих-железнодорожников. После окончания Русско-японской войны в 1907 году в районе разъезда Сибирский началось строительство военных складов. На постой сюда была определена артиллерийская батарея, которая охраняла объект. Тогда станцию и переименовали в Батарейную.

Так здесь появился небольшой поселок. К 1911 году в нем была одна улица с восемью деревянными домами. В 1920-е годы в связи с расширением воинской части в районе станции начали селиться и гражданские. В 1927 году на Батарейной уже активно осваивали земельные участки, строили дома. Сейчас здесь живут около 10 тысяч человек, а Батарейная — главная станция для погрузки и разгрузки контейнеров в Иркутске.

Факт № 13

Как Вознесенское предместье стало поселком им. Кирова

Судьба поселка Кирова тесно связана с историей Вознесенского мужского монастыря, основанного старцем Герасимом в 1673 году. По мере развития монастыря его посещали все большее число паломников. Для нужд монастырской братии, а также для бедных странников были организованы различные службы, а на землях, принадлежащих монастырю, собирали богатые урожаи злаковых и овощей. Территория поселка Кирова изначально использовалась монахами для выпаса скота и заготовки сена.

Когда в 1894 году в Иркутске начали прокладывать железную дорогу, Вознесенский монастырь уступил железнодорожному ведомству более 60 гектаров своей земли. Появившаяся на этих землях станция, по настоянию монахов, позднее была названа в честь святого Иннокентия Кульчицкого — Иннокентьевской. Развитие железной дороги вызвало рост населения, вблизи железнодорожного полотна и станции стали массово селиться люди. Самовольно созданное ими поселение власти узаконили в 1906 году, дав ему название поселок Ново-Иннокентьевский. Неподалеку от него во время Русско-японской войны появились госпитали и ряд военных объектов, которые положили начало возникновению Военного городка. Вокруг него стали строиться дома, селиться люди, занятые на железной дороге и обслуживании складов. Так появилось предместье Вознесенское.

В годы революции и Гражданской войны поселки, располагавшиеся возле станции Иннокентьевской и Военного городка, неоднократно становились ареной военных действий.

В ноябре 1920 года Исполнительный комитет Иркутского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов постановил прежние наименования предместий, улиц, скверов упразднить и заменить новыми. И Вознесенское предместье сначала стало носить имя советского партийного и государственного деятеля Григория Зиновьева, который в 1930-е годы был репрессирован и расстрелян, а в 1935 году получило свое современное название — поселок имени С.М. Кирова. В состав Ленинского района поселок Кирова вошел в 1953 году.

На фото из архива: станция Батарейная в годы Гражданской войны

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио