Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307
Тираж газеты «Иркутск»  – 38 000 экземпляров.
Мы предоставляем большой выбор рекламных возможностей

В этой школе необычно все от архитектурного концепта, нетипичного для Иркутска, до мелочей, благодаря которым обеспечивается образовательный процесс. Оснащение учреждения поражает воображение, но еще больше ошеломляет тот факт, что все блага, которыми изобилует школа, построенная на благотворительные взносы, — абсолютно бесплатны для детей и их родителей.

Главное — научить выбору 

От идеи до воплощения ее в реальность прошло семь лет. В этом году иркутяне получили от мецената Альберта Авдоляна и его благотворительного фонда «Новый дом» настоящий подарок: образовательный центр с детским садом и школой полного дня, аналогов которому в России просто нет. Во главе попечительского совета фонда стоит гендиректор госкорпорации «Ростех», уроженец Иркутской области Сергей Чемезов.

— «Точка будущего» — настоящий подарок для жителей региона и наших педагогов. Многие из учителей прошли здесь переподготовку и будут использовать полученные знания в других школах области. Одна из важных задач в сфере образования — переход на односменное обучение. Для этого нужно построить более 60 школ, этим вопросом мы сейчас занимаемся, — отметил на открытии школы врио губернатора региона Игорь Кобзев.

— Это уникальный инновационный проект в сфере образования. Здесь применяется качественно иной подход в обучении детей, а также реализуются важные социальные задачи. Убежден, подобный опыт начнут использовать во всей России. Мы гордимся тем, что первое такое учреждение появилось именно в нашей области, — подчеркнул мэр Иркутска Руслан Болотов.

В концепцию «Точки будущего» легла социальная инклюзия, отсюда и отсутствие каких-либо барьеров для детей, которые учатся здесь.

 

— У нас нет такого понятия, что мы работаем только с особенными детьми с точки зрения ограниченных возможностей здоровья. Мы понимаем, что особые образовательные потребности — это вообще про всех. У любого ребенка они могут быть, неважно, есть ли какие-то физические ограничения по здоровью или определенный социальный статус. У нас все в этом отношении равны, — рассказывает заместитель директора «Точки будущего» по воспитательной работе Максим Астраханцев.

Обучение в школе проходит по программам, соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), но с упором на личностное развитие. Детей на протяжении всех лет образования будут учить осознанно принимать то или иное решение. В формате учебного заведения эта концепция внедрена даже в самых простых вещах — от шведского стола в буфете до внеурочных дисциплин. Каждый ребенок уже составил для себя индивидуальный годовой учебный план. Конечно, никуда не уйти и от подготовки к ЕГЭ, но, по мнению педагогов «Точки будущего», если ученику в школе интересно, то за выпускными испытаниями дело не станет.

— Конечно, если мы работаем на высокий результат, академические знания должны быть. Но мы на этом не останавливаемся. ФГОС требует, чтобы в детях развивали и личностные результаты, потому мы делаем на это особый упор, — отмечает директор по развитию образовательного центра Константин Серегин.

Ушли в «Точке будущего» и от классического деления на младшую, среднюю и старшую школу. Здесь есть два звена: младшее — с 1-го по 6-й классы и старшее — с 7-ого по 11-й классы. Это, по задумке авторов образовательной программы учреждения, поможет ребятам 5–6 классов сохранить мотивацию к учебе и сделает более комфортным переход на новую ступень.

А что касается педагогического состава, то в штат «Точки будущего» вошли около сотни учителей со всей Иркутской области, которым близка концепция нового учреждения. Здесь есть и опытные педагоги, и молодые специалисты, и те, кто ранее не работал непосредственно в системе образования.

Шаг в новую жизнь 

Еще один принципиально новый подход — это интеграция в социум детей из приемных семей. По условиям проекта, здесь должны учиться не менее 15 % детей, над которыми установлена опека или попечительство.

Дети здесь не просто получают знания. Для их семей возвели целый поселок: 10 двухэтажных домов, рассчитанных на две семьи, со всем необходимым для жизни. Более того, участникам проекта выделили крупную сумму на переезд и обустройство, ведь они приехали в Иркутск из разных концов области. В самой большой семье — 11 детей, им выделили дом на 190 квадратных метров. Поселилась здесь и семья Людмилы Низовцевой, которая в прошлом году завоевала титул лучшей приемной семьи Иркутска. Женщина самостоятельно воспитывает восьмерых детей.

— Тут созданы все условия для развития, воспитания и обучения детей. Дети уже влились в учебный процесс, записались на внеурочные занятия, и в первые выходные постоянно говорили: «Скорей бы в школу». Учителя, кураторы, тьюторы — все очень внимательные, — говорит Людмила Низовцева.

Для сопровождения приемных семей в «Точке будущего» создана служба социально-педагогической работы. Специалисты помогают наладить внутрисемейный микроклимат, обеспечить комфортные условия для всех, тем более что одно из условий для семей-участников проекта — готовность и дальше брать к себе детей, оставшихся без родителей. Чтобы избежать возможных конфликтов, и нужны психологи специализированной службы.

Архитектура на службе образования

Целям нового подхода к образовательному процессу отвечает и архитектура комплекса. Первое, на что обращаешь внимание, — это круговое расположение корпусов с единой крышей.

— Проект по своей сути очень метафоричный. Единая крыша, объединяющая разные ступени образования, — это как символ общего результата: готовность и способность распоряжаться своей жизнью, — говорит Максим Астраханцев. — Сам круг — это метафора костра, вокруг которого собираются люди, делятся своими мыслями, впечатлениями, дружбой. То, что нас объединяет, и легло в основу проекта.

Внутри зданий датские архитекторы, разрабатывавшие концепцию «Точки будущего», отказались от стандартной коридорной системы, чтобы максимально насытить пространство вне кабинетов функциональными зонами. В каждом корпусе, к примеру, обустроены атриумы, где можно и отдохнуть (даже под гитару на перемене спеть, и никто никому не помешает), и занятия провести. Конфигурация учебных кабинетов такова, что школьникам на «камчатке» спрятаться не удастся, учитель всегда мобилен.

А витражные окна и стеклянные стены создают ощущение наполненности пространств воздухом. Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием оснащение школы: современные лаборатории, инструменты дополнительного образования дают детям возможность на практике применить умения и навыки, необходимые как в обучении, так и для повседневной жизни.

В будущем в поселке планируется построить еще с десяток домов для приемных семей. Альберт Авдолян объявил также о строительстве дома с бесплатными квартирами для педагогов. Это при том, что образовательный комплекс уже обошелся инвесторам в 6 миллиардов рублей.

Проектная мощность образовательного центра — чуть больше одной тысячи мест, сейчас здесь приняты 670 детей, чтобы была возможность протестировать всю систему. В полную силу «Точка будущего» должна заработать к 2022–2023 учебному году.

Фото Антона Климова