Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307
Тираж газеты «Иркутск»  – 38 000 экземпляров.
Мы предоставляем большой выбор рекламных возможностей

«Дима, надень рубашку!», «Патрина, замени маму в гладильной», «Кто-нибудь видел мой телефон?», «Уберите собаку!» Топот ног, свесившиеся с лестницы белобрысые головки, пять пар любопытных глаз. А в прихожей — 11 пар солнечных очков и 27 пар обуви. Весь этот семейный круговорот напоминает кадры из фильма «Один дома». Однако история Соловьевых намного прозаичнее и глубже. Светлана и Александр, воспитывающие пятерых приемных детей, месяц назад переехали 12-й по счету раз — теперь они живут в уникальном семейном поселке «Точка будущего», а их дети ходят в первую «умную школу» России. Мы побывали в гостях у Соловьевых и узнали, как устроена полноценная семь-Я.

«Одна женщина на всю жизнь» 

Вот они сидят перед нами в уютной гостиной. Она — изящная, светлая, лучистая, и он — сдержанный, обезоруживающий своей улыбкой. Оба очень спокойны, несмотря на происходящий вокруг ураган эмоций и звуков. Но в этом спокойствии сквозит не равнодушие, а редкая мудрость и гармония.

Светлана и Александр встретились в 1994 году в Иванове, «городе невест», на библейских курсах. Только поначалу она его не восприняла всерьез.

— Худенький, молодой, на три года меня младше. Тогда это казалось весомой помехой, — со смехом вспоминает женщина.

— Первые полгода мы просто учились вместе. И только в 1995-м году, когда поехали вдвоем в Москву, вдруг, вдруг при взгляде

на нее меня накрыло. Я понял, что эта женщина на всю жизнь. Одна на всю жизнь, — признается Александр.

После обучения он отправился с пасторской миссией в Иркутск. Больше года общались на расстоянии. В 1997 году Соловьевы поженились и окончательно переехали в Сибирь.

— Когда мы строили отношения, я сразу Саше заявила, что хочу иметь своих детей и взять кого-то на воспитание. Я всю жизнь училась с сиротами, дружила с ними, защищала их, — говорит Светлана.

Когда она прямо спросила супруга: «Давай кого-нибудь возьмем?», Александр спокойно ответил: «Без проблем. Семья — это семь человек». Так он предрек им будущее.

— Конечно, изначально мы хотели своих, — признается Соловьев. — Но у нас не получалось зачать, затем случился выкидыш. Мы поняли, что теряем время. Если есть желание, силы, финансы — что нас может остановить взять ребенка из детдома?

Стадия «семь-я» 

А дальше все разворачивалось, как в кино. Однажды Светлана отправилась в «Аистенок», центр для детей с инфекционными показателями, чтобы отвезти туда памперсы. Посмотрев, в каком тряпье ходят там ребятишки, предложила свою волонтерскую помощь (по профессии она швея), вскоре устроилась туда на работу.

— Я смотрела и думала: «Нереально же всех забрать… Где тут мой ребенок?» И тут мне приходит пророчество: «Ангелочек». Я побежала по всем палатам — нет. Значит, еще не поступил, — живо рассказывает женщина. — Как-то раз к нам приехала комиссия, начальство попросило нарядить всех ребятишек. И вот я одеваю ребенка, поднимаю его над собой и невольно произношу: «Ой, какой ангелочек». В этот момент меня буквально прошибает жар. Начинаю переодевать, смотрю — это девочка. Наша девочка.

Так в семье Соловьевых появилась Милана. Александр достает архивные снимки — и впрямь ангелочек. Копна светлых пушистых волос, пухлые щечки, умилительная улыбка… Через год супруги пошли за мальчиком.

— Саша увидел фото малыша и сказал: «Да это я ж в детстве, один в один», — продолжает Светлана. — Так у нас появился Дима, еще в грудничковом, восьмимесячном возрасте.

— Потом я, — вставляет непоседливый мальчуган.

— Да, потом Ринат, — улыбается мама. — Мы поняли, что справляемся с двумя, да и дети стали просить братика или сестренку. Выбирали вместе, нашли Ринатика.

За этим простым словом «нашли» скрывается долгий, порой тяжелый процесс знакомства и привыкания. Взять ребенка из детского дома — это ведь не в магазин за игрушкой сходить.

— В действующей базе можно посмотреть всех детей, ожидающих усыновления. Можно указать примерный возраст, наличие или отсутствие сопутствующих заболеваний. Получается длинный список, ты его листаешь и вдруг в какой-то момент осознаешь: стоп, что насчет этого мальчика? — объясняет Александр.

Рината привезли домой в канун Нового года, 31 декабря. Мальчик должен был отправиться в Братск на полугодовое лечение от туберкулеза, но Соловьевы настояли, чтобы забрать его как можно скорее — сами выходили, вылечили, и через полтора года фтизиатр снял диагноз.

— Так как перед усыновлением нужно сдавать много анализов, проходить изнурительные проверки, я Саше предложила: может, сразу двоих возьмем? — вспоминает Светлана. — Он согласился, и мы решили: хватит брать белобрысых…

— Патрина переводится с цыганского «картинка», — подхватывает отец, с гордостью глядя на черноокую девчушку в кресле. — Нас попросили не забирать ее сразу, поскольку она была задействована в выпускном вечере в детском саду. Как только Патрина выступила, мы ее прямо в платье сгребли в охапку и увезли. Слишком долго ждали.

В семье Соловьевых уже жили четверо приемных детей, но одна мысль никак не давала им покоя — у Рината был старший брат, и он остался в ангарском детском доме. При оформлении документов Соловьевым осторожно намекнули: «Может, подумаете о том, чтобы его забрать?» Александр представил, как они всемером втиснутся в «трешку» на 48 квадратных метрах, и мягко ответил: «Мы подумаем». Через несколько месяцев для Рината пришло письмо…

— Мы его прочитали Ринатке, съездили вместе в ангарский детский дом, познакомились с Ромой. Стали забирать его на выходные и каникулы. У нас не было опыта, как брать в семью подростка: если честно, остерегались, — признается Александр. — Но спустя некоторое время увидели, что это просто «недоласканный бычок». Нет в нем ожесточенности.

В то время Соловьевы еще ютились в съемной квартире на Трилиссера (той самой «трешке»), но, несмотря на это, приняли решение забрать Рому. Вскоре вся семья перебралась в поселок Молодежный. Соловьевы сняли огромный дом в 400 квадратов.

Точка будущего 

Трудно поверить, но все эти годы у Соловьевых не было собственной жилплощади, им приходилось постоянно арендовать квартиры. С момента переезда в Иркутск они меняли жилье 12 раз.

— Я предчувствовала, что мы будем перемещаться. Так и случилось, — говорит Светлана. — Даже когда мы взяли в аренду большой дом в Молодежном на очень выгодных условиях, я знала, что мы проживем там всего два года. Чувствовала, что скоро мы переедем в другое место, с большой лужайкой, в двухэтажный дом.

Месяц назад Соловьевы перебрались в «Точку будущего» — семейный поселок, где никого не удивишь пятью детьми, даже если они приемные. Здесь в каждом доме живут такие же удивительные семьи, в центре комплекса находится «Умная школа», призванная объединить под своей крышей детей из приемных и обычных семей.

— Все началось в 2015 году. Был форум приемных семей, нам дали выступить, рассказать о насущных проблемах. А для меня школа — это главная трудность, поскольку по общей программе приемные дети часто отстают, а в коррекционное учреждение не хотелось бы отдавать: это сразу шаг назад, — рассказывает Светлана. — После моего выступления подошла женщина и сказала, что у нас в Иркутске будет строиться «Умная школа». «О, умная школа — это точно не про нас», — сразу отрезала я. «Нет-нет, вы не поняли, это индивидуальный, умный подход к ребенку».

Соловьевы заинтересовались. Почитали о комплексе «Точка будущего», узнали, что приемные дети будут учиться по новым методикам, в школе, забегающей вперед, а не отстающей. И решили подать заявку. Таких же, как они, желающих оказалось 178 семей со всей Иркутской области. Ключевым условием было то, что приемные родители должны разделять ценности проекта, у них должна быть готовность обучаться самим и принимать в семью еще детей. Так из 178 выбрали 19 — все эти семьи теперь живут по соседству в поселке «Точка будущего», в похожих футуристичных домиках на скандинавский лад.

Соловьевы уже начали обживаться в новых стенах: пространство обрастает детскими фотографиями, живыми цветами, игрушками и милыми сердцу вещицами. Нетрудно догадаться, кто в какой спальне живет. Чтобы попасть в мальчишескую комнату, нужно сначала преодолеть полосу препятствий из рассыпанного конструктора — Димкины «угодья».

— Этой машинке уже шесть лет, мне ее папа подарил. Я ее сам «затюнил», во как получилось, — хвастается Димка своей коллекцией.

Из всех «соловьят» он, пожалуй, самый бойкий, задиристый и бесстрашный. Не зря над кроватью висит титул из детского лагеря с надписью «Дима побеждающий».

Кровать Рината можно опознать по щедро разбросанным вещам — за это он уже получил нагоняй от мамы. Ромкин уголок — самый аскетичный. Может, оттого, что в своей комнате он проводит не так много времени, предпочитая разучивать новые трюки на своем BMX-велосипеде. В этом увлечении его, как ни странно, поддерживает старшая сестра Людмила — или Милаша, как ее ласково называют в семье. На ее прикроватной полке соседствуют духи и футбольные атрибуты, косметика и теннисные ракетки, плакаты с корейским бойз-бэндом и медали за рукопашный бой — внутри 16-летнего подростка борются женское кокетство и мальчишеская бесшабашность.

В другом углу комнаты — настоящее девичье царство из игрушек, книг и милых безделушек. Территория Патрины. Девочка охотно вытаскивает тугую папку с рисунками, перебирает любимые наброски, с удовольствием показывает свои картины из страз и ткани.

На вопрос, кто убирает все это большое пространство, дети показывают список домашних дел на холодильнике — табличку с именами домочадцев и загадочными буквами П, Т, ВХ, К, С.

— П — это помощь. Нужно делать все, что мама попросит. Т — туалет, ВХ — вход, нужно пылесосить и мыть. К — кухня, С — собака, — объясняет мне Патрина.

Все детские спальни расположены наверху, родительская — внизу. Здесь Александр и Светлана могут побыть наедине, хотя это громко сказано. В такой большой семье остаться вдвоем практически невозможно.

— Иногда мы уезжаем с женой в город, погулять, прокатиться на машине. Изоляция стала для нашей семьи большим испытанием, — признается Александр. — Большой переезд, дистанционное обучение, переходный возраст у старших детей… Но все уже позади. В этом доме мы начали новую жизнь.

После Нового года Соловьевы вновь планируют расширяться: «За девочкой пойдем». По словам супругов, ребятишки уже готовы принять сестренку и периодически прозрачно намекают об этом. Во избежание бумажной волокиты все приемные дети Соловьевых сохранили фамилии, имена и отчества, данные им при рождении.

— Но они все называют себя «соловьята», — улыбается отец. — У Милашки есть дневник, где она делает личные записи. Так вот на нем написано «Мила Александровна Соловьева».

Фото Валентина Карпова

СПРАВКА

Образовательный комплекс «Точка будущего» – это благотворительный проект бизнесмена Альберта Авдоляна. Он проживал долгое время в Иркутской области и знает ее проблемные вопросы. В частности, регион – в числе проблемных по сиротству. Для реализации проекта был создан фонд «Новый дом», председателем попечительского совета которого стал Сергей Чемезов, уроженец Иркутской области.

Комплекс построен на 20 гектарах в Иркутске, в микрорайоне Солнечный, с учетом мирового опыта строительства современных школ. Над проектом работали российские и иностранные специалисты. К выполнению строительно-монтажных работ была привлечена компания, имеющая опыт строительства сложных и уникальных объектов в России.

Комплекс включает учебные корпуса, расположенные по кругу и объединенные одной общей крышей, объекты для занятий спортом, Центр по социальной и психологической поддержке и дома для семей с приемными детьми.

«Точка будущего» рассчитана на более чем тысячу учащихся, около 15% детей – из приемных семей. Основное обучение на всех этапах программы для каждого ребенка – бесплатное.

В комплексе создается новая для России система обучения. С 2018 года в Иркутской области проходила подготовка учителей. 600 педагогов закончили обучение и могут использовать новые знания в других школах города и области. Специалисты, показавшие наилучшие результаты и разделяющие концепцию программы обучения, будут работать в новом центре.

Основная задача педагогов «Точки будущего» не только дать детям образование, но и научить ответственно распоряжаться своей жизнью, ставить цели и достигать их, решать жизненные задачи и планировать свою деятельность.