Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307
Тираж газеты «Иркутск»  – 38 000 экземпляров.
Мы предоставляем большой выбор рекламных возможностей

«Иркутский бал, история современности» — так назвали новую выставку сотрудники Музея городского быта. Согласитесь, звучит неожиданно — какое отношение может иметь к современности популярное в XIX веке светское событие под названием «бал»? Все дело в том, что сотрудники музея, организуя выставку, постарались проанализировать бальный этикет иркутян, сложившийся к концу XIX — началу XX века, и сравнить исторический танец с тенденциями современной эпохи.

Корсет, турнюр, сорти-де-баль 

Разглядывая собранные в экспозиции Музея городского быта элегантные вещицы, которые сопровождали иркутских модниц на балах, вспомнила популярную когда-то детскую игру. Начиналась она словами ведущего: «Вам барыня-мадам прислала чемодан. В чемодане сто рублей, что хотите, то купите. «Да» и «нет» не говорите. Черный с белым не носите… Вы поедете на бал?» Дальше игрок должен был отвечать на вопросы. Если он использовал слова «да» или «нет», а также черный и белый цвета в одежде или аксессуарах, то оказывался в проигрыше.

Бальный этикет XIX века тоже предполагал массу условностей, несоблюдение которых могло поставить даму или кавалера в неловкое положение. Более того, невежду могли перестать приглашать в дома уважаемых горожан, что, по сути, ставило крест на его участии в общественной жизни и продвижении по службе. Так что бал для представителей высшего общества всегда был мероприятием архиважным. Здесь продумывалось все до мелочей, особенно когда речь шла о дамском туалете.

По рассказу руководителей иркутской студии старинного танца Antiquo More Юлии и Александра Ореховых, для одежды второй половины XIX столетия были крайне важны детали — накидки, вуали, перчатки, веера.

— Современный костюм не стесняет движений, чего нельзя сказать, например, о платье, в котором дамы отправлялись на бал 150 лет назад. Поэтому реконструкцией исторического костюма, которой я увлекаюсь уже много лет, нельзя заниматься в отрыве от танцевальной культуры той эпохи, когда тот или иной костюм был популярен, — поясняет Юлия.

На открытии выставки 26 июня Юлия и Александр исполнили наиболее популярные в бальных залах XIX века танцы — вальс и польку. Платье, в котором танцевала Юля, создавалось ею в соответствии с модными тенденциями последней четверти XIX века.

— У модниц тогда было необыкновенное внимание к деталям. Если костюм кавалеров уже был довольно строгим, то дамы украшали себя как могли. Мое платье, как видите, украшено вышитой аппликацией, другими декоративными элементами, — пояснила Юлия. — Часть тканей тогда везли из Китая, например, шелк. Бархат и кружева — из Европы, в основном из Италии.

Сколько сегодня у Юлии в коллекции платьев разных эпох, она точно сказать не может, потому что разные предметы в женском туалете XIX века взаимозаменяемы. Например, к одной юбке можно сшить несколько разных по стилю лифов — один нарядный для бала, другой строгий для деловых визитов, третий — для прогулок. Чтобы светской даме 150 лет назад надеть такое платье, требовалось не менее часа. Корсет, сорочки, нижние юбки, турнюр — приспособление в виде подушечки для придания пышности фигуре, верхнее платье, которое тоже могло состоять из нескольких предметов, поверх платья на бал надевалась специальная накидка — сорти-де-баль. Мода конца XIX столетия была весьма разнообразной. Иркутянки с трепетом ждали журналов из Парижа и Санкт-Петербурга. Их интересовало, какие цвета, виды отделки и украшения в тренде, как в Европе укладывают волосы для торжественных случаев.

По словам Юлии Ореховой, в отличие от современных модниц в те далекие времена все без исключения женщины умели шить. Этому мастерству учили с детства. Конечно, дамы с достатком пользовались услугами модисток. Но в основном наряды шились дома, причем нередко из того, что имелось в бабушкином сундуке — скатертей, штор.

В конце позапрошлого века в обиход вошли швейные машинки, что облегчило и ускорило процесс создания нарядов, а также расширило творческие возможности мастериц.

На мазурку в ситцевом наряде 

О самой выставке посетителям рассказала младший научный сотрудник Музея городского быта Елена Мурашова.

Первые балы — ассамблеи — стали проводиться в России при Петре I. К середине XIX века они получили широкое распространение не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в небольших уездных городах. Кроме великосветских балов, во второй половине XIX столетия широкую популярность получили общественные. Их организаторами были дворяне, купцы и даже актеры.

— В Иркутске, например, нередко проводились ситцевые балы. В экспозиции можно увидеть афишу — приглашение на одно из таких торжеств. Его инициатор — купец Александр Второв, чей пассаж был одним из самых крупных в городе. Второв торговал разными товарами, в том числе тканями, и ситцевые балы для него были своеобразным способом рекламы, — рассказала Елена Мурашова.

Общественные балы имели довольно свободную форму проведения и очень широкий круг участников. Но и здесь существовали свои правила, в частности, определенный танцевальный порядок. Начинался праздник с полонеза, затем шел вальс, а после другие танцы.

Особенно важными считались мазурка и котильон. У всех дам они были расписаны заранее. Для этого даже существовала специальная бальная книжка — карне, куда заносились фамилии кавалеров, которым был отдан тот или иной танец. Приглашение на мазурку считалось особым знаком внимания. После нее кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Столики заказывались заранее. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет, где торговали разными яствами и напитками.

— В Иркутске особый колорит угощениям придавали варенье и кедровые орехи, поэтому мы решили представить их в экспозиции, — отметила Елена Мурашова. — Еще на выставке можно увидеть карне, которыми пользовались дамы, веера, шприцы для завивки волос, перчатки, сорти-де-баль, афиши, газеты, фотографии.

Одна из выставочных витрин как раз посвящена современным балам. Оказывается, по всему миру сегодня есть приверженцы этого явления культуры. Они реконструируют исторические костюмы, разучивают танцы, воссоздают атмосферу прошедших эпох, рассылают приглашения, а на бал приезжают особы из самых разных стран. Например, Юлия и Александр Ореховы в костюмах второй половины XIX века побывали на балу в столице Австрии — Вене. А танцевать вальс, мазурку и польку так, как это делали в конце XIX века, они учились в Польше, где польский Сенат 10 лет назад организовал специальный курс обучения классическим танцам. Из разных стран Ореховы привозили вещицы, которые так или иначе связаны с балом. Так история в музейном зале соединилась с современностью.

Фото Александра Новикова