Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307
Тираж газеты «Иркутск»  – 38 000 экземпляров.
Мы предоставляем большой выбор рекламных возможностей

Четыре года назад Никита Россов был начинающим сельским тружеником, а сегодня баннеры с его портретом украшают автомобильные трассы рядом с Иркутском. Молодой человек увлечен идеей социально активного бизнеса — полезного не только владельцу, но и прежде всего окружающим. Сейчас его мечты воплощаются в реальность: заработала собственная сыроварня, выпускается продукция под брендом «Продукты Приангарья». Недавно начал проводить школьные экскурсии — пока, правда, в онлайн-формате, — доказывая, что даже пандемия не страшна, когда любишь свое дело.

Поднялся сам — помоги другому 

— Из бизнеса надо делать шоу, как с поп-звездами! — с улыбкой уверяет мой собеседник.

Никите 29 лет, у него высшее юридическое образование, а еще через полгода, когда окончит иркутский филиал ВГИКа, станет дипломированным продюсером радио- и телепрограмм. Работает, он, впрочем, фермером — разводит породистых коз и варит сыр. Полгода назад его фирма попала в число лучших студенческих предпринимательских проектов России конкурса GSEA-2020, финал которого проходил в Москве. А в конце апреля Никите Россову присвоили статус молодежного посланника ООН в России в области устойчивого развития.

— В качестве посланника буду показывать, как коммерческое предприятие может прививать любовь к деревенскому образу жизни и поднимать сельское хозяйство, — говорит Никита. — Уже после карантина приму участие в международных саммитах, где расскажу о своей практике.

Никита вспоминает, что идеей козоводства загорелась его мама, Оксана Александровна. Она приобрела породистых животных, изучила искусство изготовления сыров, а сын вызвался возглавить предприятие, чтобы продвигать продукцию на рынке. Так в 2016 году было основано семейное КФХ, где разводят три породы — нубийскую, альпийскую и зааненскую. Молодой фермер параллельно ведет свой инстаграм-канал, участвует во всех мероприятиях, посвященных сельскому хозяйству. В начале года открыл первую торговую точку семейной фирмы «Милаша» в Хомутово.

— Пригодилась и моя учеба во ВГИКе, — продолжает Никита. — Полученные на лекции по заключению договоров знания я применил к собственному бизнесу. В магазине при сыроварне скоро установят телевизоры, и покупатели смогут увидеть мои ролики — как готовятся сыры, какие мы используем рецепты, как живут наши козочки.

Но «Милаша» мало чем отличалась бы от любой другой местной организации, если бы не желание предпринимателя заниматься не просто бизнесом, но именно социально ответственным бизнесом. В основу позиционирования фирмы легла идея, которую Никита подсмотрел во время своего визита в Германию — люди должны уметь не только зарабатывать деньги, но и тратить их на облагораживание мира вокруг себя и на помощь другим.

— В 2019 году я побывал на международном фестивале Global Festival of Action, — рассказывает Никита. — Мне удалось попасть на ферму в пригороде Берлина, посмотреть, как у них развивается козоводство и сыроделие.

В Европе, оказалось, кардинально отличается система оценки и подход к предпринимательству. Там смотрят не на отчетность по цифрам, а прежде всего на личность. Важно, чтобы бизнесмен помогал своей деятельностью людям, обществу, природе.

— Еще в Германии мне рассказывали о бережном отношении к животным, — отмечает козий фермер из Сибири. — Они реально в это верят и говорят: я не хочу производить сыр, если у меня козы в клетке метр на метр живут!

В развитых странах исходят из того, что государство не может все свои функции выполнять в одиночку, а значит общество, особенно предприниматели, должно уметь решать свои проблемы. Поэтому у них и позиция такая: поднялся сам — помоги другому. Никита Россов тоже решил идти по этому пути. Он придумал проект школьных экскурсий.

Жизнь и работа онлайн  

— Экскурсии — семейная вещь, — объясняет он. — Гости смогут пообщаться с нашими козами, попробовать сыр, узнать больше о сельской жизни. Однако основная целевая аудитория, на которую я рассчитываю, — это ученики 5–11 классов, а также студенты аграрного университета. Поняв, что фермерство — это не грязный и изматывающий, а интересный и полезный труд, возможно, кто-то из этих ребят захочет в будущем заниматься этим. Казалось бы, конкуренция? На самом деле, если появится больше козьих ферм, выгоду получат все. Более мелкие фермы смогут продавать нам молоко, и мы уже получим возможность производить козий сыр в больших количествах. При этом цены станут ниже, что будет на пользупотребителям.

Получив финансовую поддержку министерства молодежной политики Иркутской области, Никита начал облагораживать территорию семейной фермы — выровнял землю под дорожки, поставил заборы. Весной коррективы в амбициозные планы внесла пандемия коронавирусной инфекции. Чтобы реализовать проект, молодому бизнесмену пришлось перенести его в онлайн. Для этого Никита снял фильм о жизни на ферме. Дополнительно придумал и взрослый формат — для привлечения людей, которые уже определились с профессией. Используя слайды, молодой фермер расскажет о том, как креативно, по-западному, открыть собственное производство пищевой промышленности.

— Онлайн-экскурсии продлятся весь июнь, — говорит Никита. — Запланировано 16 эфиров. Если слушатели проявят интерес, я продолжу. В реальности экскурсии на ферме тоже будут, но, скорее всего, уже со следующего сезона.

Сложившаяся экономическая ситуация сильно ударила по малому бизнесу. Пострадала, не скрывает Никита, и «Милаша». На экскурсиях была завязана раскрутка фирмы, хороший доход приносили и ярмарки. В марте все остановилось.

— Наши груженые машины развернули за два часа перед заездом на крупную торговую точку, — вспоминает Россов. — Что осталось делать? Адаптироваться. Я понял: если покупательская способность пока оставляет желать лучшего, следует вкладывать силы в другие направления. В рекламу, в социальные проекты.

Так «Милаша» стала частью акции «Мы вместе». В начале апреля несколько региональных производителей объединились и собрали наборы гуманитарной помощи из продуктов питания. Через волонтерский штаб наборы адресовали людям, которые особенно нуждались в помощи в условиях самоизоляции (в основном пенсионерам). И как убедился Никита, такая социальная активность обоюдно полезна. Ведь с точки зрения бизнеса эти проекты — хороший пиар.

Цель на добрые дела  

Сегодня, благодаря усилиям талантливого предпринимателя название «Милаша» ассоциируется с образом веселого фермера, который всем рассказывает о том, как хорошо жить в деревне. Именно поэтому появились дорожные баннеры, на которых Россов призывает жить в Иркутском районе. И это не просто рекламный ход — Никита действительно мечтает поднять район.

— «Милаша» теперь нацелена на то, чтобы делать добрые дела! — восклицает он. — И это — самое крутое, что может быть.

Иркутский бизнесмен продолжает работать, преодолевая трудности, связанные с режимом самоизоляции. И продолжает мечтать — о расширении фермы, создании инфраструктуры, появлении собственного ресторанчика. Об организации экологических просветительских экскурсий для туристов. И о том, чтобы фермерское хозяйство в России становилось не только социально важным, но и финансово устойчивым предприятием.

Фото автора