Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307
Тираж газеты «Иркутск»  – 38 000 экземпляров.
Мы предоставляем большой выбор рекламных возможностей

В списке Почетных граждан Иркутска имя Дениса Леонидовича Мацуева соседствует с именем Ольги Ильиничны Муравьевой. Она не музыкант, не космонавт, не ученый и не врач. Она водитель трамвая. Эта женщина всю жизнь проработала на одном предприятии и за 45 лет вождения ни разу не попала в аварию. Как она влюбилась в электротранспорт, зачем возила с собой песок и мыло и чем занимается сейчас в свои 85 лет?

Ольгу Ильиничну считают коренной иркутянкой, хотя на самом деле она родилась под Иркутском, в деревне Карлук. Это случилось ровно 85 лет назад. Оля была старшей в семье, после нее родились еще три брата.

В 17 лет девушка приехала в Иркутск. Пока она осматривалась, изучая незнакомый и шумный город, мимо с грохотом промчался трамвай. Ольга сначала отпрянула, но потом пригляделась и… беззаветно влюбилась. Да-да, в тот самый момент она твердо решила приручить «электрическое чудо».

Девушка сразу отыскала соответствующие курсы и через год, в 1953-м, вышла на работу кондуктором — сесть за руль еще не позволял возраст. Но уже в 1955-м она осуществила свою мечту и стала водителем.

Романтичной эту профессию назвать трудно. Работали в три смены (это значило вставать в четыре утра или возвращаться домой за полночь), ездили в промерзших допотопных вагонах, где даже не было водительского сиденья.

— Приходилось работать стоя, или табуреточку себе приносили, — рассказывала внукам Ольга Ильинична. — В кабине было холодно, как на улице. Никакие подштанники, валенки и тулупы не спасали. Там я и заработала ларингит.

— Вагоны не отапливались вообще. Мы брали с собой на смену бензин или соль — стекла протирать, — подтверждает коллега Ольги Муравьевой, ветеран трамвайно-троллейбусного депо Лидия Сергеева. — У первых, ленинградских трамваев все три двери были деревянными. Первая закрывалась из кабины водителя и припиралась дощечкой. Внутри все было просто: две длинные лавки и поручни, сделанные из пожарных рукавов. Следующие марки, КТМ-1 и КТМ-2, тоже были капризными. Зимой замерзали, летом закипали. Когда букса (это такая маленькая «духовка» на тележке между колесами) перегревалась, мы брали мыло и бросали внутрь полпечатки — на смену хватало.

Среди водителей электротранспорта были сплошь женщины. Каждая из них умела и предохранитель поменять, и маленький пожар потушить.

— Если что-то пыхнет или задымится — песочком засыпали. На этот случай в каждом вагоне стоял ящик с песком. Зимой он был нужен, чтобы под колеса подсыпать, — рассказывает со слов бабушки внучка Наталья Абдуллаева. — Даже в самые сумасшедшие морозы под 50 градусов трамваи должны были ходить бесперебойно. Иначе — прогул, разбор и увольнение.

Ольга Ильинична всю жизнь проработала на первом маршруте. Из-за множественных спусков и подъемов он считался сложным, да и трамваи в то время были не такие мощные, так что сюда ставили только высококлассных водителей. Постоянных пассажиров Ольга Ильинична знала в лицо: кто на какой остановке заходит, докуда едет, во сколько возвращается домой. Не увидев на остановке знакомое лицо, начинала волноваться: «Опаздывает? Не заболел ли?»

— Бывало, идешь с ней по городу, и гордость берет: все трамваи сигналят, водители машут, люди на улицах здороваются, — вспоминает внучка.

Из-за такой напряженной работы на семью оставалось мало времени. Но муж Иннокентий поддерживал Ольгу как мог: если жена уходила на работу затемно, сам развозил ребятишек по детским садам и школам на своем мотоцикле.

— Папа старше мамы на 7 лет. Познакомились они просто: приехав в Иркутск, она сняла комнату у его семьи. Он сразу приметил квартирантку, влюбился в нее, стал ухаживать, вскоре они поженились, — рассказывает дочь Вера Иннокентьевна.

У Муравьевых родились двое детей. Позже они подарили шесть внуков и шесть правнуков. Ольга Ильинична долго лелеяла мечту, что кто-нибудь из них пойдет по ее стопам, но этого так и не произошло. Однако своей любовью к трамваям бабушка заразила всех:

— С бабушкой я провела почти все детство, часто с ней каталась. Иду со школы, она едет, заскочу в вагон, на первое сиденье сяду. Кондукторов в то время не было, поэтому я продавала билетики, помогала ей, — с нежностью вспоминает внучка Наталья.

— Помню, как-то едем с ней в горку, вдруг остановились — впереди трамвай сломался. И покатился назад. Я испугалась, от кабинки отскочила, а бабушка сразу под трамвай! Я сначала ничего не поняла, подумала: «Удержать его хочет, что ли?!» Смотрю — а она башмак под колесо быстро поставила, чтобы тот трамвай в ее вагон не врезался! Реагировала быстро, на десять ходов вперед все рассчитывала. Поэтому у нее и не было аварий ни разу.

И это правда. Ольга Муравьева за 45 лет не допустила ни единого происшествия. За это ее отмечали высокими наградами и уважали в коллективе:

— Она настоящая труженица. Человек, в хорошем смысле слова, жадный до работы. Вот закончит смену — и только тогда передаст ручку реверса, ни минутой раньше, — с теплотой отзывается о коллеге Лидия Борисовна.

Когда возраст уже не позволял Ольге Ильиничне водить трамвай, она перешла на другую должность, стала выдавать сумки с инструментами. До самой пенсии участвовала в жизни предприятия, в 80 лет еще выступала в команде КВН! В общем счете она проработала на Иркутскгортрансе более полувека.

25 мая Ольге Ильиничне исполнилось 85 лет. Юбилей она отметила в кругу семьи. К сожалению, из-за карантина родным не удалось прокатить ее на любимом транспорте, но после снятия ограничений они обязательно исполнят ее просьбу:

— Иногда бабушка увидит трамвай, забывается и мечтательно говорит: «Может, возьмут меня на работу снова». Смотрит на него со слезами на глазах. Для нее это вся жизнь.

Фото из архива семьи Муравьевых

СПРАВКА

Ольга Ильинична бессменно проработала на городском транспортном предприятии более сорока пяти лет. Награждена знаком МЖКХ РСФСР «За работу без аварий на городском электротранспорте I степени».

В копилке Ольги Ильиничны есть ордена В.И. Ленина, Октябрьской революции», медали «За трудовую доблесть», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», знак «Ударник Х пятилетки» и др.

29 мая 1986 года решением городского Совета народных депутатов Ольге Муравьевой присвоено звание «Почетный гражданин города Иркутска» за личный вклад в экономическое, социальное, культурное развитие города, большую общественную работу и в честь 300-летия со дня присвоения Иркутску статуса города.