Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307
Официальный Инстаграм-аккаунт:
@gazeta.irkutsk

Иркутск в последнее время находится в центре астрономического внимания. Причем как в области самой науки, так и в ее преподавании. И учебник астрономии, и школьные планетарии начали создаваться еще до федерального решения о возвращении этого предмета в школу. Однако немногие знают, что и сама концепция преподавания астрономии в современной российской школе в большей мере родом из Иркутска.

Все помнят, что в девяностые годы прошлого века астрономия тихо исчезла из школы. Не то чтобы кто-то активно выступал против нее… Просто в ходе начавшихся реформ образования этот предмет, который сочли второстепенным, почти незаметно пропал из расписания, а потом его и вовсе удалили из числа обязательных. Случилось это в 2009 году, объявленном ЮНЕСКО Годом астрономии. Астрономы высказывали возражения, но их не слушали — считали, что это субъективное корпоративное мнение.

К чему привели такие реформы? По результатам опросов стало ясно, что мы начинаем погружаться в средневековье. Как устроена Вселенная, почему светят звезды, движется ли Земля вокруг Солнца или наоборот, не говоря уже про причину смены времен года, — эти вопросы снова стали сложными для нового поколения страны.

Возвращение астрономии 

Летом 2016 года новый федеральный министр Ольга Васильева объявила, что астрономия в школу вернется. Это вызвало позитивную реакцию в обществе. Но прошел учебный год, и ничего не произошло.

Только в мае 2017 года в Российской академии образования (РАО) было собрано совещание, посвященное обновлению федерального компонента государственного образовательного стандарта, касающегося предметов «Физика» и «Астрономия». Собрались известные астрономы, работники образования, методисты. Как утверждает участник совещания, доктор физико-математических наук, профессор ИГУ Сергей Язев, были бурные споры — что включить в стандарт (а значит, в учебные программы и учебники), а что нет. В итоге основная программа дополнилась новыми положениями, отражающими открытия последних десятилетий.

По итогам совещания министр образования и науки РФ Ольга Васильева 7 июня 2017 г. подписала приказ об изменениях в стандарте. Это означало, что в российской школе снова появился предмет «Астрономия», и каждый выпускник должен иметь оценку по этому предмету.

Нелегкий путь 

Однако одного принятия решения оказалось мало. Выяснилось, что во многих регионах отсутствуют специалисты. Опытные учителя физики уже без малого четверть века не вели этот предмет, молодые педагоги не изучали его ни в школе, ни в вузе. Проблемы обнаружились и с учебниками: имевшиеся советские пособия устарели и не соответствуют обновленному стандарту, новый учебник оказался сырым и не очень удачным. Тем не менее предмет в школу вернулся. Надо заметить, что иркутские специалисты приступили к подготовке нового учебника, а курсы повышения квалификации учителей астрономии в Иркутске открылись еще до решения федерального министра. Кроме того, в педагогическом институте ИГУ никогда не прекращалось преподавание астрономии для будущих учителей физики. Поэтому, если сравнивать ситуацию в различных городах и регионах страны, возвращение астрономии в школы Иркутска прошло наиболее безболезненно.

Концепция предмета «Астрономия» 

Еще при министре Дмитрии Ливанове началась разработка концепций школьных предметов. Концепция предмета — это его своеобразная «конституция». Здесь должно быть определено, какие цели преследует изучение предмета, что там обязательно должно быть, какими методами следует достигать цели. Концепции школьного предмета «Астрономия» в России не было, и ее следовало создать. В 2018 году приказом президента Российской академии образования создали рабочую группу, которую возглавил иркутский астроном, профессор физического факультета ИГУ и популяризатор науки Сергей Язев. Для работы над проектом были привлечены московские астрономы Олег Угольников (руководитель Всероссийской школьной олимпиады по астрономии) и Михаил Гаврилов (руководитель Азиатско-Тихоокеанской олимпиады по астрономии, а также олимпиады «Малая Медведица» для 5–7 классов). В состав группы вошли и методисты РАО.

Как рассказывает Сергей Язев, основную часть концепции они с Михаилом Гавриловым написали в Улан-Баторе, во время научной конференции летом 2018 года. Олег Угольников тоже принимал активное участие в подготовке документа — дистанционно и во время встреч в Москве. В конце 2018 года документ был передан в Российскую академию образования.

И вот еще через год, 3 декабря 2019-го, в Москве состоялось заседание коллегии Министерства просвещения РФ под председательством министра Ольги Васильевой. Краткий доклад о концепции предмета «Астрономия» сделал руководитель группы по разработке этого документа, иркутянин Сергей Язев. Коллегия министерства приняла концепцию без замечаний, документ подписан министром.

 Для детей и молодежи 

— Концепция предмета — основополагающий документ, на который должны опираться все будущие учебные программы, пособия и учебники, — говорит соавтор документа Сергей Язев. — Мы постарались заложить туда много важных положений — и необходимость открытого конкурса учебников, и создание кабинетов астрономии, и оснащение школьных кабинетов пособиями, картами, книгами и телескопами. Мы прописали роль современных планетариев, число которых в стране должно расти. Необходимо, чтобы они активно задействовались в школьной программе. В концепции подчеркнута важность знаний об устройстве Вселенной для формирования научной картины мира в головах школьников. Честно говоря, мы боялись, что какие-то пункты чиновники вычеркнут, ведь для полноценной реализации концепции государству придется потратить средства из бюджета. Но фактически все ключевые моменты в документе сохранились и были приняты коллегией министерства единогласно.

Концепция школьного предмета «Астрономия» при активном участии профессора Сергея Язева и других специалистов Иркутска принята. Теперь надо сделать всё, чтобы этот предмет об устройстве Вселенной стал не только обязательным, но и интересным для наших детей и молодежи.