Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307
Официальный Инстаграм-аккаунт:
@gazeta.irkutsk

Юные исследователи 

Алина Липилина
20 декабря 2019

Они изучали иркутские улицы и архитектурные памятники, рассказывали о своих семьях, анализировали экологические проблемы города, снимали фильмы. Все эти экологи, историки и режиссеры — школьники, участники научно-практической конференции «Мой город», которая проводилась в Музее истории Иркутска уже в 23-й раз.

— Конференция школьников «Мой город» проходит в стенах Музея истории Иркутска, и это неслучайно, — рассказывает старший научный сотрудник музея Наталья Гаврилова. Здание на Франк-Каменецкого хранит память о человеке, внесшем большой вклад в развитие науки и просвещения. Речь идет об Александре Сибирякове — иркутском купце первой гильдии, золотопромышленнике и судовладельце, исследователе Сибири и Арктики, почетном гражданине Иркутска.

Меценат жертвовал средства не только на строительство необходимых городу приютов и богаделен, Казанской церкви и бесплатного училища для малоимущих детей. Он уделял особое внимание образованию юных иркутян — выделял именные стипендии на обучение, пожертвовал средства на строительство Томского университета.

— Однажды у Александра Михайловича состоялся разговор с молодым человеком, которому меценат посоветовал учиться за рубежом, — отметила Наталья Гаврилова. — Он сказал юноше: «Не боги горшки обжигают. Поезжайте, овладевайте иностранными языками и знаниями».

Спустя два века, следуя совету знаменитого иркутянина, в залах музея уже в 23-й раз собираются те, кто делает свои первые шаги в исследовании и изучении Иркутска. Участники конференции — ученики 211 классов, которым интересна литература, история города и его жителей. Девяносто восемь ребят из Иркутска, Шелехова, Иркутского и Баяндаевского районов представили на суд профессионального жюри 85 научных докладов.

Все участники выступали в трех возрастных группах, в каждой работали несколько секций. Самой многочисленной оказалась группа младших школьников, здесь наградили всех выступавших. Ребята с пятого по одиннадцатый класс уже боролись за призовые места.

Например, пятиклассница Ксения Борюшкина воссоздала историю школы № 40 по архивным материалам — собрала информацию о первом директоре и именитых педагогах, а также о нескольких поколениях своей семьи, учившейся в ней.

Мария Сугаченко из третьей гимназии изучала памятники деревянного зодчества в Ленинском районе. В ее работе — исследования тридцати шести старинных зданий.

— В художественной школе мы часто рисуем людей и дома. После одного занятия меня заинтересовали старинные дома с резными ставнями, — рассказывает участница конференции. — Когда я стала в них вглядываться, оказалось, что наличники могут быть украшены различными символами. Например, многие связаны с мифологическим представлением людей о мире — на сандрике встречается символ солнца, фигурки берегини или колосья.

Многие школьники решили заняться изучением истории собственной семьи. Елизавета Квасникова посвятила работу своему дедушке — из простого крестьянского мальчишки, который помогал родителям ухаживать за домашними животными, он стал заслуженным зоотехником и большую часть жизни проработал на крупной птицефабрике. Елизавета также провела опрос среди одноклассников и выяснила, что половина из них не знают о профессиях своих бабушек и дедушек. Проблему преемственности поколений затронула и Евгения Хушеева — ее исследование было посвящено древним бурятским традициям, о которых современная молодежь практически не имеет представления.

Значительное количество докладов было представлено на секции «Юные экологи — городу». Так, Екатерина Томилова анализировала экологическое состояние реки Кая — брала пробы воды и по нескольким параметрам их оценивала.

— Когда я рассматривала пробы воды под микроскопом, то установила, что в ней содержатся опасные бактерии, а значит, вода из этой реки непригодна для нужд человека, — отметила школьница в своем докладе.

Николай Рыбалко тоже продемонстрировал результаты микробиологического анализа воды, взятого из источников в пригородной зоне Иркутска.

Участники конференции не ограничивались докладами, написанными по материалам из книг и интернета. Например, семиклассник Александр Шеметов собственноручно выковал в кузнице нож, когда работал над докладом о роли холодного оружия в развитии металлургии. Школьники также готовили экскурсии по памятным местам Иркутска, проводили интеллектуальные квесты среди одноклассников, рассказывали об опыте создания школьного музея. А еще снимали фильмы.

На секции «Фильм, фильм, фильм!» телевизионные проекты представили ученики школ №№ 11, 34 и 35, а также детская студия телевидения «СОК» из Иркутского Дворца творчества. Жюри высоко оценило фильм «Уроки Халхин-Гола» и проект «Живая память», в котором современные школьники рассказывали о воспоминаниях своих бабушек и дедушек — детей войны.

В 2020 году конференция «Мой город» также традиционного пройдет зимой, и сотрудники музея уже предлагают всем желающим начинать готовить свои научные изыскания.

Фото Александра Новикова

Итоги

Секция «Юные экологи — городу»

I место — Казакова Анастасия, гимназия № 3

II место — Раевская Евгения, гимназия № 3

III место — Рыбалко Николай, СОШ № 66

Секция «Историю малой Родины пишем сами»

I место — Тепнадзе Тамара, СОШ № 34

II место — Клемешева Анастасия, СОШ № 40

III место — Каменщикова Валерия, СОШ № 38

III место — Непочатова Татьяна, Тургеневская средняя общеобразовательная школа

Секция «Историческое наследие»

I место — Шеметов Александр, лицей № 36 ОАО «РЖД»

II место — Сугаченко Мария, гимназия № 3

III место — Емельянова Татьяна, СОШ № 34

Секция «Фильм, фильм, фильм!»

I место — Кедрина Анастасия, Серебряков Лев, Самарина Вероника, Коростелев Даниил, СОШ № 11

II место — Филиппова София, Кривошеенко Вадим, Мельникова Лада, Квитков Леонид, Черных Нелли, Гамерова Елизавета, Гануляк Яков, Жаворонкова Татьяна, «Дворец творчества», Детская студия телевидения «Сок»

Номинация «Дебют» — Тихомирова Ксения, СОШ № 35

Номинация «В поисках жанра» — Бородулин Евгений, СОШ № 34

 

Секция «Историческое наследие»

 

I место — Дронова Мария, Православная женская гимназия во имя Рождества

II место — Рупасова Кристина, СОШ № 63

III место — Казаков Никита, Гимназия № 3

 

Секция «Сыны Отечества»

 

I место — Ларин Иван, Гимназия № 3

II место — Зуева Александра, Сазонова Елизавета, СОШ № 6

III место — Корытов Федор, СОШ № 26

 

Секция «Литературное краеведение»

 

I место — Бондарева Полина, СОШ № 63

II место — Назарова Анжелика, СОШ № 14

III место — Костылева Екатерина, СОШ № 63

 

Специальным призом жюри отмечена Шеметова Виктория СОШ № 67