Новости Иркутска

Юлия Иванова, продюсер фильма «Помогите мне… Я страшно богат!», рассказывающего об одном из представителей купеческой династии Сибиряковых — Иннокентии Михайловиче, в конце октября побывала в Иркутске. Корреспонденту нашей газеты Юлия рассказала о цели своего визита в столицу Приангарья и о новой работе съемочной группы компании «Русь Телефильм».

— Фильм об Иннокентии Сибирякове «Помогите мне … Я страшно богат!» для меня был откровением. И то, что наш земляк является одним из наиболее почитаемых святых на Афоне, узнала только благодаря этой работе. Как у вас, человека, живущего далеко от Иркутска, возник интерес к биографии Иннокентия Сибирякова?

— В 2016 году был 1000-летний юбилей пребывания русских на святой горе Афон. Поскольку наши соотечественники не просто посещали Афон, а объединяли Россию и Грецию, способствовали процветанию православия на этой земле, то в связи с датой было задумано создание фильма о необычной и мощной личности, послужившей Богу и поставившей нравственные ценности выше привычных житейских. Святые часто представляются людям недоступными, их поступки — недостижимыми, далекими, а Иннокентий Сибиряков — это реальный человек со всеми своими заблуждениями, ошибками, но совершивший нравственный подвиг. Именно это и позволило говорить о нем как о человеке, близком нашему зрителю.

Кроме этого, вопрос о канонизации Иннокентия Сибирякова вынесен Святейшим Патриархом на Архиерейский собор. Но так сложилось, что в Греции его знают гораздо больше, чем в России, а на Афоне, где на средства Сибирякова выстроен самый большой на Балканах храм — Свято-Андреевский собор, давно почитают как святого. И сейчас нужно приложить максимум усилий для того, чтобы в России об Иннокентии Михайловиче, о его жизни и чудесных деяниях узнало как можно большее число людей. И наш фильм этому, безусловно, способствует, только в интернете его посмотрели более пяти миллионов человек.

— Главный герой вашей киноленты опровергает весьма распространенное представление о том, что счастье непременно связано с материальным благополучием, богатством, успехом в бизнесе. Насколько готов современный зритель принять такую точку зрения?

— Мы представляли фильм самой разной аудитории. Его очень тепло принимали в Каннах на фестивале русского искусства, который состоялся в августе этого года. Я полтора часа отвечала на вопросы зрителей, которые были под огромным впечатлением от этой работы. Людям, отдыхающим на французской Ривьере, очень хорошо знакомы плюсы и минусы больших денег. Они знают, что такое — быть страшно богатым, они проходили через те же испытания, что и Сибиряков — через предательство, разорение, одиночество. И, будучи уже в массе своей немолодыми, они понимают, что думать надо не о том, как купить очередной завод, а о том, как сохранить теплоту человеческих отношений, любовь друзей и близких, как наполнить жизнь смыслом.

Интересно было смотреть и на реакцию наших соотечественников. Они, как правило, приходили в кинозал саркастически настроенными, задаваясь вопросом «как можно страдать от обилия денег?» Но после просмотра, проникаясь идеей авторов, тоже уходили под впечатлением. Однозначно могу сказать, что наш герой никого не оставил равнодушным.

— В фильме снимаются профессиональные актеры. Сергей Зотов, который исполняет главную роль, работает в Театре имени Моссовета — одном из лучших, по мнению многих театралов, в России. Вы ставили перед собой задачу снять художественную ленту?

— Бюджет не позволил нам снять полноценный художественный фильм, поэтому кинолента снята в жанре докудрамы, когда упор делается на воспроизведение исторических событий силами драматических актеров, но стилистика изложения ближе к документальному кино. По большому счету я считаю, что эта история и не должна быть изложена средствами художественного фильма. Докудраму смотрят в кругу близких — в семье, с друзьями, где люди могут быть искренними, могут делиться своими мыслями и чувствами.

— Премьера фильма «Помогите мне…Я страшно богат!» состоялась в Иркутске в прошлом году. С чем на этот раз связан ваш приезд?

— Наша съемочная группа работает над новым фильмом по заказу Русского географического общества. Он посвящен уже Александру Сибирякову. У нас большая география съемок — Санкт-Петербург, Томск, Москва, Бенкендорф, Цюрих, Лондон, Париж и, конечно, Иркутск. Все это места, которые документально связаны с Александром Сибиряковым. И, конечно, составить целостный портрет этого человека невозможно, приехав только на родину героя. Он ездил по всему свету. Сибиряков изучал и привозил в Россию все самое передовое, что было на тот момент в мире. Деньги на создание Томского университета он послал из Цюриха. Огромную по тем временам сумму — 167 тысяч рублей. В Томске он никогда не был, открытие университета не посетил, никакой личной выгоды от этого не получил. Но он понимал, что Сибирь сама должна ковать кадры, прирастать умами. Сегодня сложно представить, что человек может демонстрировать такой нравственный альтруизм.

Один из главных приоритетов нашего фильма об Александре Сибирякове — это то, что мы работаем с зарубежными архивами, с которыми до нас никто не работал. Приезжаем в Стокгольм, делаем в архиве запрос, и он оказывается первым с 1878 года. То есть до нас никто из русских этих документов не читал. Вообще, ложной информации о герое нашего фильма много. Большая советская энциклопедия похоронила его на 40 лет раньше срока, там написано, что он умер в 1893 году, а на самом деле он жил до 1933 года. Я за то, чтобы работать в архивах и именно оттуда брать детали, которые создают истинный, а не выдуманный портрет личности.

Очень ярко Александра Сибирякова характеризует, к примеру, такой исторический эпизод: для детей, которые посещали в Иркутске Кладищевское училище, он покупал зимнюю одежду — шапки, кафтаны, валенки. Для человека его масштаба вроде бы мелочь, но без нее все остальное — строительство училища, обустройство классов, подготовка педагогов — было бы напрасным, потому что без его шапок и валенок ученики на занятия просто не пришли бы.

Для того чтобы понять таких людей, как Александр Сибиряков, нужно знать о них правду. Это очень важно, поскольку нам в России сегодня как никогда нужны собственные герои, с которых можно было бы брать пример. Во-первых, мы не можем воспитывать своих детей на японских аниме, у нас культурный код нации просто будет утрачен. Во-вторых, таким людям, которые внесли свой вклад в развитие своей страны, необходимо воздать дань уважения. Сибиряков ведь не просто так раздавал свои деньги, он вкладывал их целенаправленно в образование, науку, культуру, в создание инфраструктуры — дорог, почтовых станций, пароходов.

— Насколько успешно, по вашему мнению, кинематограф решает сегодня задачи, которые вы обозначили?

— Я считаю, что у нас сейчас российское кино вышло на очень достойный уровень. Другое дело, что отношение нашего зрителя к отечественным фильмам слишком предвзятое, что ли. Люди идут в кинотеатр смотреть российский фильм, как правило, с очень скептическим настроением, мол, что они нам могут показать. А западное кино, которое долгое время доминировало, в принципе идет в разрез с нашим мировоззрением. Сейчас, создавая фильм для российского зрителя, важно очень четко понимать, для кого он делается.

— А для кого делается кино на «Русь Телефильм»?

— Мы делаем фильмы для образованной православной аудитории, которая уважает русскую историю.

— Вы не первый раз в Иркутске. Какое впечатление от нашего города?

— Иркутск — удивительный город, это своего рода место силы, здесь в людях ощущается симбиоз крепости духа, тяги к знаниям и здорового сарказма. Нам было сложно представлять здесь фильм об Иннокентии Сибирякове. Каждый его кадр был просмотрен с огромным вниманием, каждая дата подвергалась проверке. И это очень хорошо, потому что задается высокая планка требований к художнику. К иркутянам нельзя прийти и рассказать обо всем и ни о чем.

— Сегодня, на ваш взгляд, есть в России такие люди, как Сибиряков?

— Однозначно есть. Заказчик нашего фильма об Иннокентии Сибирякове — частное лицо. В нашем фильме нет ни копейки государственных денег. Это конкретный пример. Огромное количество обеспеченных людей сегодня поддерживают развитие науки и культуры в России. И не только материальными средствами, но и своим душевным участием.

Фото Александра Новиков 

На снимке Юлия Иванова (слева) и сотрудник Музея истории Иркутска Наталья Гаврилова