Новости Иркутска

В Иркутске завершился креативный обучающий курс «Город. Свое место», который создала руководитель хобби-группы Иркутского центра детского творчества, архитектуры и дизайна «Пирамида» Оксана Митюкова. В течение всего лета — само собой, с паузами на размышления и выполнение заданий — слушатели курса, а это тринадцать человек, словно заново знакомились с родным городом, учились видеть его, слышать, понимать и любить. 

На базе центра «Пирамида» занимаются не только дети. Есть и хобби-группа для взрослых. Она существует уже более десяти лет и постоянно расширяет формат своей работы. С недавних пор к пленэрам и всевозможным творческим акциям добавились локальные обучающие курсы на заданную тему. Нынешнее лето было посвящено знакомству с Иркутском.

— С некоторых пор у меня совсем испортились отношения с городом, — говорит руководитель проекта Оксана Митюкова. — А я помню, были времена, когда Иркутск был не просто пространством для перемещения с места на место. Было в нем и другое, нечто прекрасное… Истории, запахи, детали, краски. Уж не знаю, как так получилось, но это до обидного грустно…

Так и родилась идея курса «Город. Свое место», который должен был ответить на главный вопрос: «Что такое город для каждого из нас?»

За основу была взята идея, что город — это персональные особенные места, связанные с переживаниями, событиями, людьми. Именно через них город становится своим. Именно через обнаружение и присвоение таких мест восстанавливаются связи человека с городом. А уже дальше можно говорить и о налаживании отношений с окружающим пространством — через интерес, новый взгляд, историю, через внимание к деталям…

Для осуществления своей идеи Оксана пригласила к сотрудничеству архитектора-градостроителя, специалиста по учебно-методической работе Международного Байкальского зимнего градостроительного университета Екатерину Гладкову и журналиста Анастасию Яровую.

Весь курс был разбит на три части и проходил в формате городских прогулок. Первую из них проводила Екатерина Гладкова. Маршрут пролегал через исторический центр Иркутска — от фонтана в сквере Кирова до Иерусалимской лестницы. Екатерина рассказывала слушателям о специфических понятиях, из которых складывается архитектурное представление о городе: пути, районы, границы, узлы, ориентиры… Точно такая же экскурсия состоялась и на левом берегу – от микрорайона Первомайского до Университетского. По итогам этих градостроительных прогулок необходимо было выбрать одну часть города и создать ее карту.

Вторая часть курса называлась «Ген места». Сначала Анастасия Яровая, как заправский экскурсовод, провела участников курса по самому известному прогулочному иркутскому маршруту — бульвару Гагарина, рассказывая иркутские байки и городские легенды через призму собственного восприятия города. Речь шла о том, как история, обрастая фантастическими деталями, становится мифом, как мы сами невольно мифологизируем наше прошлое. Вторая прогулка с Анастасией прошла по микрорайону Солнечному. А когда оказалось, что свой собственный миф об Иркутске участникам создать не так-то просто, тогда случилась и третья экскурсия — по знаменитому Дунькиному саду (все ли иркутяне знают, что именно так некогда назывался парк при усадьбе Сукачева?). Итогом этой части курса стало небольшое собрание личных городских историй об Иркутске.

Наконец, третья часть проекта, которую проводила сама Оксана Митюкова, должна была выявить «духов места» — неких зримых носителей визуальных кодов городского места: цветов, ритмов, форм и деталей. Сначала собирали информацию в пленэрных эскизах: зарисовывали фактуры, детали, составляли цветовую палитру, находили характерные и преобладающие формы и ритмы. А после, пользуясь этими наработками и полагаясь на интуитивные ощущения, изображали некий предмет или существо, которые могли бы стать хранителем, духом или знаком выбранной городской территории.

В конечном итоге у каждого участника курса получился целый творческий набор, в который входила лично созданная карта, написанная история и нарисованный «дух», вписанный в контекст конкретного места в городе. Того самого — своего места.

— Когда мы гуляли по Иркутску, — рассказывает куратор второй части проекта Анастасия Яровая, — я как-то неловко и не слишком умело пыталась рассказывать городские истории и легенды, ставшие моими персональными мифами, благодаря которым город обрел для меня свою альтернативную историю… А потом я еще попросила вспомнить, сочинить и записать собственные истории всех слушателей обучающего курса… Да еще и с предложением превратить их в миф. Это немного походило на задачу «пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». У меня была одна надежда: люди что-то такое почувствуют и смогут рассказать свое и о своем и тем самым совершат амбициозную попытку мифологизации города. Впишут персональную память о личном прошлом в единую городскую ауру. И мне кажется, у авторов это прекрасно получилось.

Вот небольшие выдержки из историй участников курса.

«…все мои иркутские городские мифы так или иначе связаны с Иргиредметом — Иркутским институтом редких металлов. И важно здесь и место, и сам по себе редкий металл. Хотя, собственно, в институте я никогда не работала… Просто место многое и определяет, и многое объясняет, притягивает. В моем случае Иргиредмет притянул в мою жизнь все многообразие историй и метафор, основой которых является золото…» (Наталья Индюкова)

«Неожиданностью для меня стала аллея вдоль главной дороги, которая в мои студенческие годы, вероятно, существовала, но я, так думаю, ее просто не замечала. Может, потому что деревья были малы, может, оттого что обычно спеша проезжала мимо и никакого интереса в видах за окном не наблюдала. К слову, эта аллея и до сих пор выглядит совершенно обычным городским насаждением. Просто деревья стали большими, и я стала большой, а потому научилась видеть…» (Юлия Юнда)

«Первая неделя проекта прошла в воспоминаниях, созерцании и новом восприятии города. И, о чудо, случился инсайт! Я осознала: не город не любит и не принимает меня, а я не вижу и не чувствую его поддержки… К слову, если бы на первом нашем занятии мне сказали, что к последнему я куплю новую квартиру с чудесным видом на город, я бы улыбнулась… Но ведь это произошло! И теперь я принадлежу Иркутску ровно так же, как и он принадлежит мне. А значит, и его мифы, легенды и истории — тоже часть меня». (Надежда Лунина)

«…Сегодня здесь обустроен сквер с фонтаном, лавочками и даже небольшим амфитеатром. Работают кафе и магазины. Сюда любят приходить люди разного возраста. И каждый находит здесь свою атмосферу. Но для меня это место навсегда останется в памяти связующей ниточкой с нашей собакой Диной…» (Нина Михайлова)

«Мне кажется, что наша роща по-прежнему находится под защитой легендарной Царь-девицы — дочери кузнеца Титова. Только она переродилась в большую сову с ярким необычным оперением, поэтому ее сложно увидеть. Иногда мне кажется, что я слышу сквозь сон совиное уханье, хотя, может, это стук колес проходящего мимо поезда…» (Анастасия Андрианова)

«Мне и самой однажды тоже очень повезло — местные «дУхи» дали мне почувствовать силу этого места. Сын откопал и подарил мне флакончик советских духОв (это сейчас парфюм выпускают, тогда это были духИ!). И когда я открутила пожелтевшую с отколотым краешком крышку из твердой пластмассы, из нее вылетел… джинн! И показал мне картинки из детства — трюмо, а на нем мамина косметика и точно такой же бутылек-пузырек-флакончик… А в зеркале и в двух его боковых створках — мои профили, правый и левый…» (Ирина Ощепкова)

«ДОМ сразу поразил меня своей простотой, строгостью и индивидуальностью. Он подобно офицеру стоял (и стоит) на центральной улице города и практически ежедневно «отдавал мне честь», когда я проходила или проезжала мимо. Если я присоединялась к городской экскурсии, то там обязательно рассказывали про этот ДОМ. Если меня приглашали на свидание, то ориентиром места встречи был ДОМ…» (Ирина Нечаева)

«Время… Время бежит, несется с умопомрачительной скоростью. И вновь дети катаются уже на современных самокатах, но кормят, кажется, все тех же голубей на площади. Один из голубей подходит с важным видом поближе, клюет упавшую у моих ног семечку, одну, другую, и счастливый улетает… Сизокрылый голубь моего детства…» (Татьяна Груздева)

На снимке Татьяна Груздева