Новости Иркутска

Двадцатого сентября открылся 79-й театральный сезон, а уже спустя неделю состоялся премьерный показ классической оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка» в постановке лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» Гали Абайдулова

Мистер Икс — эмигрант из России 

Арию Мистера Икс из оперетты Кальмана «Принцесса цирка» в СССР напевали даже дети. Невероятную популярность история любви циркового акробата и светской львицы получила благодаря экранизации мюзикла. Фильм, снятый в 1958 году театральным режиссером Юрием Хмельницким, назывался «Мистер Икс». Главную роль в нем исполнил Георг Отс. После выхода кинокартины облик Мистера Икс прочно олицетворялся с образом, созданным на экране этим певцом.

Кстати, изначально оперетта носила название «Мистер Икс». Венгерский композитор Имре Кальман написал ее в 1925 году. Он уже был знаменит, создав такие шедевры, как «Сильва», «Баядера», «Марица». Публика ждала его новых произведений. Размышляя над сюжетом, композитор пошел в цирк и увидел номер акробата в черной маске. Зайдя после представления за кулисы, Кальман узнал, что таинственный артист — русский эмигрант из знатной семьи, офицер, который был вынужден покинуть Россию после революции. Он не хотел, чтобы случайные знакомые видели, что аристократ вынужден зарабатывать на жизнь выступлениями, поэтому спрятал лицо под маской.

Так на свет появился персонаж новой оперетты — Мистер Икс, о реальной жизни которого никто не знает. По сюжету мистический шарм этого персонажа привлекает публику. Первая красавица Парижа — графиня Теодора Вердье не пропускает ни одного выступления таинственного артиста и мечтает с ним познакомиться. За Теодорой ухаживает знатный барон де Кревильяк, которого женщина отвергает. Тогда, задавшись целью отомстить красавице, барон придумывает подлую интригу. По воле барона происходит знакомство Теодоры и Мистера Икс, который предстает перед дамой без маски и под вымышленным именем. Сильные чувства вспыхивают между героями, но честное признание циркача в своем обмане заставляет возлюбленную отвергнуть его.

Параллельно в картине развивается бурный роман студента Тони, единственного сына владелицы гостиницы «Зеленый попугай», и актрисы цирка Мари. Их любви пытается помешать мать Тони — Каролина. Она всячески старается разладить отношения пары.

Но по закону жанра зрителей ждет счастливый финал. Хозяйка отеля примиряется с романом сына и циркачки. А влюбленная Теодора не сможет противиться своим чувствам и простит милого ее сердцу Мистера Икс, который к тому же окажется потомком аристократического рода, племянником ее покойного мужа, которого дядя обманным путем изгнал из дома.

Принцесса цирка — Наталья Белохвостикова

Сюжет, придуманный автором и изящно воплощенный в оперетте, полюбился российскому зрителю настолько, что в 1982 году в СССР сняли второй фильм, который назывался «Принцесса цирка». В нем главную роль исполнила драматическая актриса Наталья Белохвостикова. Несмотря на то что Мистер Икс, безусловно, главная персона постановки, Кальман из суеверия в окончательном варианте назвал свое произведение «Принцесса цирка». Это было связано с тем, что композитор верил — только «женские» названия оперетт приносят ему удачу.

Вторая экранизированная версия осталась в истории не только благодаря участию таких известных советских актеров, как Наталья Белохвостикова, Николай Трофимов, Владимир Басов, Александр Ширвиндт, Людмила Касаткина, но и приглашением на главную роль никому не известного студента МГИМО Игоря Кеблушека. Первоначально режиссер Светлана Дружинина хотела снимать солиста балета Мариса Лиепу, но случайная встреча со студентом, приехавшим из Чехословакии, изменила планы. В фильме Дружининой Мистер Икс настолько хорош, что в него были влюблены все советские зрительницы. Дебютанта завалили предложениями, но в кино он больше никогда не играл.

Что касается Натальи Белохвостиковой, то она с детства была очарована кинолентой «Мистер Икс» и согласилась сыграть Теодору Вердье только по этой причине, даже несмотря на то что ее муж — режиссер Владимир Наумов был против. После этой роли в «легком» жанре актриса больше не снималась.

Цирк, цирк, цирк…

Столь безупречное «прошлое» «Принцессы цирка» предъявляет к современным постановщикам классической оперетты высокие требования. Лауреат Государственной премии РСФСР и Национальной театральной премии «Золотая маска» Гали Абайдулов приехал в Иркутск для постановки спектакля в театре им. Н.М.Загурского из своего родного города Санкт-Петербурга. В 1971 году Гали Мягазович, окончив хореографическое училище им. Вагановой, поступил в балетную труппу Михайловского театра. Многим зрителям он знаком также по работам в кино. Особенно запомнились его персонажи в фильмах-балетах, где он танцевал с такими звездами, как Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Позднее, после учебы в ГИТИСе, Гали Абайдулов стал режиссером-балетмейстером и уже много лет успешно работает в российских и зарубежных театрах.

«Принцесса цирка» в его постановке на иркутской сцене — это фейерверк ярких красок, море огней, блеск и оригинальность костюмов. Теодора Вердье (Светлана Щерботкина, Людмила Шер) столь элегантна, что, без сомнения, могла бы претендовать на роль первой красавицы Парижа. Барон де Кревильяк (Александр Айдаров, Евгений Алешин) одет так изысканно, что ведущий программы «Модный приговор» рядом с ним меркнет. Мистер Икс (Гейрат Шабанов, Никита Мещеряков, Виталий Савельев) полон достоинства и благородства. Он неподдельно страдает от необходимости всегда быть в маске, от того, что никто не знает, как он одинок. Но в трудный момент вопреки его представлению о жестокости мира ему на помощь приходят цирковые друзья — Мари, ее возлюбленный Тони, его сварливая матушка Каролина и ее старый друг Пеликан.

По признанию самого Гали Абайдулова, главная идея постановки заключается в том, чтобы раскрыть перед зрителем волшебный мир цирка и его особенное братство.

— Поскольку мы играем в цирк, наша каскадная пара Каролина и Пеликан — бывшие цирковые звезды, которые сейчас держат что-то вроде буфета для своих. Идея в том, чтобы показать циркачей как потрясающих людей, честных, преданных друг другу, своему делу, искусству, не терпящих никакой фальши и лжи. Цирк дарит им любовь и возможность раскрыться в любви. Поэтому Каролина и Пеликан приходят на помощь несчастному Мистеру Икс, — поясняет Гали Абайдулов.

При этом постановщик, памятуя, что имеет дело с классическим материалом, демонстрирует бережное отношение к контенту, не меняет эпоху, костюмы, не отступает от текста, чем грешат многие современные режиссеры.

— Это ведь откуда-то из детства, тут целые культурные пласты с разными видами искусства, которые ты знаешь, любишь, которым ты предан. Есть пьеса, есть прекрасная музыка, вот внутри этого ты, как режиссер, и сочини все, — считает он.

Режиссер высоко отзывается об актерах Иркутского музыкального театра.

— Мы играем в цирк, а цирк держится на клоунаде. Но клоунада высокого класса — это сложно. Это годы тренировок. Слава богу, исполнители для этого есть, всё на месте. Вообще, я обожаю актеров, прошедших старую советскую школу. Они из другого театра, из другого мира. И мне очень хочется сделать так, чтобы молодые актеры могли смотреть на них и учиться. Все должно быть исполнено мастерски, легко, чтобы зритель видел не напряжение, а новые грани в игре любимых артистов, — отметил Гали Абайдулов.

Легкий, яркий, красивый спектакль с хорошей игрой актеров, искрометным юмором, великолепной музыкой вдохновляет и поднимает настроение. Снова хочется вернуться туда, где море огней, где люди улыбаются и кричат «Браво!», где даже самые драматические истории имеют счастливую развязку.

Фото Валентина Карпова и Евгения Пономарева

Кстати

Кроме «Принцессы цирка» Иркутский музыкальный театр им. Н.М.Загурского в этом году предложит зрителю балет «Щелкунчик» в постановке народного артиста СССР, руководителя Московского областного государственного театра «Русский балет» Вячеслава Гордеева. А под Новый год волшебство создаст музыкальная сказка Максима Дунаевского «Летучий корабль» в постановке белорусского режиссера Анастасии Гриненко.