Новости Иркутска

Романтизм XIX века, древние народные мотивы и смелые современные решения умело сочетаются в работах, представленных на «Этноподиуме-2019». Фестиваль, проходивший при поддержке городской администрации, состоялся в Иркутске с 27 по 29 сентября и собрал дизайнеров одежды, мастеров и ремесленников из России, Кыргызстана, Монголии и Узбекистана. Этот проект расширяет творческие связи, является площадкой для обмена опытом дизайнеров из разных стран. Лейтмотив фестиваля — адаптация этнического костюма в современном мире. 27 сентября состоялись мастер-классы для студентов и начинающих дизайнеров. А 28 сентября в Арт-заводе «Доренберг» прошло главное мероприятие — гала-показ финалистов.

Роль для мужчин 

В первом отделении были представлены коллекции молодых дизайнеров. Открыли показ необычные модели иркутской общественной организации «Радуга». Дизайнер Оксана Пономарева создала летнюю коллекцию для родителей и детей с особенностями развития «В каждом рисунке — солнце». Все костюмы украшены росписью в технике холодного батика или аппликацией с изображением небесного светила.

Коллекция Светланы Шишкаревой из Тулуна имеет впечатляющую историю. Часть работ была затоплена во время наводнения этим летом, но вещи, к счастью, спасли. Они не только не потеряли своего качества, но и приобрели особенную историческую ценность и новое название — «Непотопляемая мода».

Изюминкой коллекции Творческого союза художников с ограниченными возможностями стал плавный переход от насыщенных холодных цветов к нежной теплой цветовой гамме. Стоит отметить, что в показе участвовало и несколько моделей-мужчин. Денис Мариненский — студент 1-го курса факультета журналистики, в «Этноподиум» его привела одногруппница Татьяна Круглова. Она является одним из организаторов мероприятия, постановщиком дефиле.

— Я работаю в модельной школе координатором и преподавателем подиумного шага, — рассказывает Татьяна. — Нужны были мальчики-модели, поэтому я привела сюда своих друзей, одногруппников и даже двоюродного брата. Мне нравится, что «Этноподиум» дает возможность людям попробовать себя в новой роли, раскрыться.

Денис подтверждает, что быть моделью — это интересный новый опыт.

— Я впервые участвую в подобном мероприятии. Хотя раньше мне говорили, что внешность и рост подходят для модельного агентства. Но я скептически относился к таким советам, не считал, что подхожу для подиума, — признался Денис. — Сегодня было интересно, но немного некомфортно из-за того, что нас накрасили. Чувствуется, что на лице есть что-то лишнее, чешутся нос, щека… Волновались ли мы? Переживания были, конечно, за кулисами, а когда уже появляешься перед зрителями, то отключаешься и просто идешь.

Божественные Тары 

Коллекции тувинских дизайнеров оказались совершенно разными. В «Сиянии шелка» были представлены длинные вечерние платья и стилизованные мужские костюмы, а вот коллекция «Сияние узора» оказалась немного дерзкой. Короткие шорты, костюмы и платья с блестящими деталями, голографические очки, маски и короны — выход моделей был похож на высадку космического десанта. Все зрители отметили невероятную пластику и артистичность моделей: каждый выход тувинских юношей и девушек был похож на мини-спектакль. Дело в том, что в республике работает Театр моды, возглавляет его Андрей Неверицкий. Он и сам представил на «Этноподиуме» свою коллекцию «Божественные Тары». Она стала одной из самых ярких на фестивале.

 

Первыми вышли юные модели в разноцветных костюмах с национальным орнаментом и в меховых головных уборах. Девочки умилительно прошлись по подиуму, держась совсем как взрослые артисты. Следом вышли девушки, их этнические наряды в черно-белой гамме были более сдержанными. А за ними появились те, чье имя и носит коллекция, — Божественные Тары. Четыре модели в платьях зеленого, синего, желтого и красного цветов с овечьей выделкой исполнили мини-танец для иркутских зрителей. Головной убор Белой Тары украшали павлиньи перья, она вышла самой последней.

— Концепция коллекции взята из буддизма, так как в нашем регионе он активно развивается, — объясняет автор Андрей Неверицкий. — Представлены пять главных богинь — Зеленая, Синяя, Желтая, Красная и Белая Тары. По легенде они спустились с небес и принесли жизнь на Землю. Некоторые движения моделей также взяты из буддийских обычаев. А на одном из головных уборов коллекции изображена главная достопримечательность Тывы — монумент «центр Азии».

Андрей Неверицкий родом из маленького тувинского города Шагонар. Дизайнер рассказывает, что с детства любил рисовать.

— После окончания университета я набирался опыта и вот сейчас у меня Театр моды, — рассказывает Андрей. — Мы работаем два с половиной года, сейчас у нас обучается около двухсот человек в возрасте от 5 до 18 лет. Артисты Театра моды часто выступают на концертах и показывают традиции, культуру нашего народа.

Очарование Востока 

Во втором отделении гала-показа иркутяне увидели работы опытных мастеров. Ирина Шарипова, известный узбекский дизайнер, основатель и руководитель театра моды «Овация» и бренда «Модная Бухара», представила коллекцию «Чарующий Восток». Под мягкие восточные мотивы по подиуму прошлись модели в легких, закрытых костюмах. Показалось, что в зале даже стало теплее — настолько дизайнеру и моделям удалось передать настроение солнечного Узбекистана. Кстати, в Иркутск привезли только часть этой большой коллекции, полное ее название — «Легенды старой Бухары».

— Узбекские женщины всегда любили национальные костюмы и ткани, у нас используется натуральный шелк, батик, — рассказывает Ирина Шарипова. — В моей коллекции не совсем национальные платья, скорее фантазийные, стилизованные наряды. Очень приятно, что в Иркутске хорошая публика, так замечательно принимают. У фестиваля большое будущее, мы даже задумываемся о том, чтобы провести «Этноподиум» в Узбекистане. В нашей стране бережно хранят традиции. У меня есть идея — показать изменения в национальном костюме ХХ века, от паранджи до современности. В истории одежды много нюансов, например, в 1960-е годы узбекские женщины ходили в мини-платьях, а сейчас опять пришли к традиционности. Пусть мы и не ходим постоянно в узбекских платьях, но у всех жительниц республики есть национальные костюмы.

Восторженные отзывы собрали коллекции модельера из Казани Султана Салиева — члена Евразийской ассоциации этнодизайнеров, входящего в топ-10 России. Султан — патриот родного Татарстана. Первая его коллекция «Казаночка» впечатляет своими красками — яркими и нежными одновременно.

— Коллекция является стилизацией татарского национального костюма, — говорит Султан. — Но в отличие от традиционного наряда эти модели более яркие, веселые, молодежные и легкие, с примесью этнических мотивов. Они изготовлены из жаккардовой хлопковой ткани, мне повезло найти удачные цветовые сочетания, которые отображают легкий женский костюм. Я получаю большое удовольствие, создавая новые стилистические решения в национальном наряде.

Всем известно, что в Татарстане проживают очень красивые девушки. Например, одна из победительниц конкурса «Мисс Татарстан» Ирина Шарипова вошла в топ-10 на конкурсе «Мисс мира».

Ирина — известная топ-модель, является лицом Dolce & Gabbana. Конечно, в республике трепетно относятся к искусству моды и красоты.

— Хотелось бы, чтобы наши женщины и мужчины умели применять национальные элементы в современных костюмах, — отмечает Султан. — Я очень люблю татарскую кожаную мозаику — всегда привожу друзьям в подарок вещи из этого редкого материала. Это уникальное явление, единственный промысел в мире, который изготавливают только в Татарстане.

На создание второй коллекции, представленной иркутскому зрителю, Султана вдохновил романтизм ХIX века. Нежные брючные костюмы с рукавами фонариком, вечерние пышные платья в пол в сочетании с пиджаком, объемные блузы — от нарядов невозможно было оторвать глаз.

— Это эпоха Пушкина, посвящавшего стихи своей супруге, этому времени свойственны нежность, строгость, серьезность, — говорит Султан. — Я долго вынашивал идею такой коллекции и вот год назад создал ее. Мода циклична, но никогда тренды не повторяются идентично, всегда появляется что-то новое с современными тенденциями.

Воспоминания о Ламановой

Жемчужиной гала-показа стали коллекции московского дизайнера Елены Шипиловой — члена Международного художественного фонда, Евразийской ассоциации этнодизайнеров, лауреата премии Национальной академии индустрии моды в номинации «Лучшая промышленная коллекция». Елена — постоянный участник международных выставок и Недель мод. В 2005 году на показе во Франции работами Елены заинтересовался сам Пьер Карден! На «Этноподиуме» Елена представила коллекцию реконструкции платьев легендарной художницы Надежды Ламановой, которую та создала для своей подруги — скульптора Веры Мухиной. Надежда Ламанова — российский и советский модельер, художник театрального костюма, кутюрье императорского двора, стояла у истоков российской и советской моды XX века.

— В нашу ассоциацию «Магия моды», которую возглавляет Наталья Козлова, обратились из Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина, — рассказывает Елена Шипилова. — Для сохранения памяти о великом модельере Надежде Ламановой было решено сделать реконструкцию тех платьев. Все модельеры, одевавшие раньше царскую семью, уехали, а Ламанова осталась, пережила много трудностей, но стала великим модельером. И создала новый стиль — русский авангард. Реконструкцией платьев, которые более ста лет назад шила Надежда Ламанова, занималось около 10 дизайнеров, применяя ручную работу, вышивку. Коллекция была представлена в Париже и получила там Гран-при. И эти платья дали мне творческий толчок к созданию собственной коллекции «Русский авангард», которая также привезена в Иркутск.

Президент международного фестиваля Роза Халтуева отметила, что цель «Этноподиума» — объединение творческих сил мира моды.

— Не устану повторять: мы должны жить в мире и дружбе, только так мир может быть прекрасен, — подчеркнула Роза Халтуева. — Следующий показ планируем провести в апреле, главной темой фестиваля станет экология.

Фото Валентина Карпова