Новости Иркутска

В областном центре вот уже третий год подряд в рамках проекта «Ориентир в бизнес для школьников» учеников старших классов знакомят с историями успеха малых предприятий Иркутска. В этом году будущие молодые специалисты побывают в 15 иркутских организациях. Дети посетят их в течение недели.

Вопросы профориентации для школьников в наше время актуальны как никогда. У старшеклассников перед глазами такой широкий спектр профессий, что не мудрено запутаться в выборе и собственных желаниях. Именно на то, чтобы помочь детям наметить векторы движения во взрослую жизнь, и рассчитан проект «Ориентир в бизнес для школьников», который администрация областного центра реализует по подпрограмме «Развитие субъектов малого и среднего бизнеса в Иркутске», направление «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность».

— Цель этого мероприятия — популяризация предпринимательской деятельности среди учащихся старших классов. Сами предприниматели проводят ознакомительные экскурсии, рассказывают историю становления бизнеса и делятся особенностями его ведения, — рассказывает начальник управления планирования комитета по бюджетной политике и финансам администрации Иркутска Татьяна Сорокина. — Надеемся, что «Ориентир в бизнес для школьников» позволит направить учащихся в предпринимательство, повысит престиж рабочих профессий, поспособствует профориентации старшеклассников.

В экскурсиях на малые предприятия в этом году поучаствуют 90 школьников из 15 образовательных учреждений во всех районах города. Им представится возможность побывать в ателье, туристических агентствах, автомастерских, стоматологических клиниках, студиях флористики — набор бизнес-моделей, предложенных ученикам 9—11-х классов для ознакомления, весьма разнообразен. Все предприятия расположены рядом со школами – участниками проекта, чтобы детям было удобно и безопасно добираться.

Например, девятиклассницы из лицея № 3 побывали на Фабрике здоровой еды, расположенной в самом центре Иркутска — на улице Тимирязева. Она была основана в 2016 году, и сейчас это одно из самых новаторских производств областного центра. На службе у предприятия — космические технологии.

— Мы готовим здесь уникальный продукт — первые и вторые блюда, которые могут храниться 12 месяцев. Готовим традиционно, по-домашнему, используя только продукцию местных производителей и не добавляя консервантов, ГМО и усилителей вкуса, — рассказывает менеджер компании Лилия Тхаржевская. — Долгий срок хранения объясняется использованием специальной упаковки — реторт-пакета. Придумали его в США в конце XX века для астронавтов. Потом эта упаковка нашла широкое применение в Юго-Восточной Азии. Мы уже три с половиной года ее используем.

Блюда, которые предлагает Фабрика здоровой еды, адаптирована под местные вкусы. Здесь нет ничего слишком соленого, острого, чересчур пряного. В линейке продукции представлено 24 наименования. Это и супы, например, грибной, борщ или куриная похлебка, на второе предлагают плов с говядиной, чахохбили, крылышки по-тайски. Не забыли на предприятии и о вегетарианцах, для них разработано отдельное меню. А недавно выпустили новинку — пасту с четырьмя видами соусов. Всего же в сутки фабрика изготовляет почти тысячу пакетов блюд, которые запросто можно разогреть даже в дороге при помощи кипятка.

Провели школьниц и в святая святых любого кулинарного предприятия — кухню. Здесь все организовано по классической схеме: приемка сырья, очистка овощей, разделка мяса и птицы, непосредственное приготовление блюд. Затем продукция отправляется в фасовочный цех, потом реторт-пакеты попадают в специальную машину, где проходит термическая обработка.

— У нас работают сейчас пять человек, но это зависит от объема производства продукции. Для работников, конечно, обязательна санитарная книжка, в период каникул мы вправе брать на определенные позиции тех же школьников, — говорит Лилия Тхаржевская.

Рука об руку с правильным питанием, которое пропагандирует Фабрика здоровой еды, идет, конечно же, и забота о своем внешнем виде. Научиться модельному шагу, основам этикета и стиля, а еще развить свои таланты помогают в арт-агентстве Сelebritykids, которое в Иркутске возглавляет Мария Очигава. Она же является директором и детского глянцевого журнала Alta Costura.

Арт-агентство Сelebritykids — федеральная сеть, по всей стране у нее больше сотни филиалов. В Иркутске организация работает третий год, и сейчас здесь постигают азы моделинга, фотопозирования, актерского мастерства, хореографии и журналистики около сотни детей. Обучение в арт-агентстве до недавнего времени проходили ребята от 3 до 13 лет, в этом году сформируют группы и для тех, кто постарше. С ними занимаются настоящие профессионалы своего дела. При этом предпочтение отдается молодым специалистам как людям креативным и полным различных идей.

Своей историей становления в качестве бизнес-леди Мария Очигава поделилась с учащимися школы № 23. Получив образование в сфере финансов, девушка быстро поняла, что это не ее. Со студенчества перепробовала разные сферы деятельности, но по душе Марии были детские праздники. А потом на помощь пришли соцсети. По воле случая, будучи молодой мамой, иркутянка сначала стала координатором журнала Alta Costura, а через два месяца и его руководителем. Затем настал черед и арт-агентства. Сейчас Мария Очигава возглавляет вполне успешный и востребованный бизнес.

— Когда поступило предложение от администрации Иркутска поучаствовать в проекте «Ориентир в бизнес для школьников», я сочла это очень интересным и полезным для старшеклассников, будущих студентов, — говорит Мария Очигава. — Мне кажется, это здорово, что городская администрация придумывает такие программы для школьников, просвещает их, знакомит с различными предпринимателями, бизнесменами. Детям это помогает определиться с собственным будущим.

Фото Валентина Карпова