Новости Иркутска

Единственная постройка, сохранившаяся от Иркутского кремля, и старейший каменный храм города. Спасская церковь пережила многое на своем веку: пожары, землетрясения, многочисленные перестройки, за это время в ее историю вплелись сотни человеческих судеб. Сегодня мы расскажем о трех личностях, которые так или иначе оказались связаны с храмом: воевода Ларион (Мирон) Синявин, при котором было сооружено каменное здание церкви; зодчий Моисей Долгих, возводивший его своими руками; и купец Николай Черных, который через полтора века стал старостой церкви и способствовал ее восстановлению после землетрясения. Фамилии этих людей теперь носят улица и проезды в предместье Марата.

Улица Воеводы Синявина

О некоторых иркутских воеводах не сохранились достоверные и подробные сведения — лишь скупые строки в летописях. Ларион Синявин (в некоторых источниках Мирон) родился около 1663 года и воспитывался в многодетной семье воеводы Акима Ивановича Синявина.

Еще до прибытия в Иркутск Ларион получил большой опыт воеводства. В 1697—1698 годах был кетским и нарымским военачальником, а в 1699-м его назначили воеводой в Кузнецк, где он успешно отразил нападение кочевников на город: «…а воевода де Ларион Синявин с братом Борисом да с служилыми людьми, человек в двустах, выезжали из города трижды и с Киргизы билися, и на том бою у Киргиз одного человека убили из пушки, а служилые люди все в целости, и на бою стоял Ларион крепко…».

В 1704 году Ларион Синявин поступил по указу воеводою Иркутска на место Юрия Федоровича Шишкина. В помощники ему 22 декабря 1706 года из Кузнецка в Иркутск прибыл брат Борис: «И велено ему быть с братом его Ларионом (Мироном) в товарищах». Во время правления Синявиных в 1706 году были начаты постройки двух церквей — Тихвинской (ныне утрачена) и Спасской.

— Интересно, что в летописи Пежемского (под датой 1706 года) сказано иное: «…заложение каменной в Иркутске церкви вместо деревянной Спаса Нерукотворного Образа, двухэтажной, без колокольни». Церковь эта построена усердием иркутского воеводы Алексея Сидорыча Синявина с участием горожан города. Но Алексей Сидорович был воеводой в Иркутске в 1688 году (по другим данным — в 1689-м) и не мог строить церковь в 1706-м. В это время в Иркутске уже начальствовал Мирон Синявин, — подчеркивают краеведы.

Иркутским воеводой Синявин прослужил пять лет. Согласно грамоте Иркутского приказа, 9 апреля 1711 года его вместе с братом отправили в Москву. В следующие годы Синявин служил соликамским, чердынским, кунгурским комендантом. А когда сгорел Кунгурский завод, Ларион на том же месте построил новое медеплавильное предприятие. В 1721 году он стал главой Боровского меньшего нижнего суда, через год назначен асессором Московского надворного суда. С 1726 года управлял казенными Бахмутскими соляными заводами, при нем рынок сбыта бахмутской соли значительно расширился, ее стали вывозить «за польскую границу» — на правобережье Днепра.

Умер Ларион Сенявин бездетным около 1730 года.

Проезд Долгих

Даты жизни Моисея Долгих не известны. Зато хорошо известен его вклад в архитектуру Иркутска: он был первым профессиональным зодчим города конца XVII — начала XVIII века, строителем приказной избы и Спасской церкви, первых каменных сооружений Иркутска.

Моисей Иванович начинал простым каменщиком в Москве, в 1687 году с первой партией столичных мастеров его отправили в Тобольск на строительство Софийского двора. Через десять лет Долгих самовольно оставляет работы и возвращается в Москву. Местные власти расценили это как побег, но наказания удалось избежать.

— В конце XVIII века в целях борьбы с пожарами было решено возводить постройки из камня, — продолжают историки. — Правительство предписывало сибирским воеводам строить казенные здания из кирпича, прежде всего это касалось приказных изб, таможен, пороховых и хлебных амбаров, гостиных дворов, храмов. Каменные работы требовали особых навыков, в сибирских городах можно было найти кирпичников и каменщиков, а вот зодчих не было. Поэтому Сибирский приказ отправлял на места московских мастеров.

В их числе в 1701 году в Иркутск прибыл Моисей Иванович Долгих. Здесь он занимался всеми подготовительными работами, включая поиски в окрестностях извести, глины, белого камня, сооружением печей, формовкой и обжиганием кирпича.

Первое каменное здание работы Долгих — приказная изба. Она была возведена в 1702—1704 годах, простояла 119 лет, но до наших дней не сохранилась. В здании размещалась воеводская канцелярия, а с 1784-го — палата уголовного суда, затем уездное казначейство. Встроенная в городскую стену изба была разобрана при укреплении береговой линии Ангары в 1832 году.

Вторым каменным строением Иркутска стала Спасская церковь. Начало строительства храма считалось большим народным праздником, приступили к нему после торжественного молебна при великом стечении людей. В 1710 году состоялось освящение храма.

— Долгих принадлежал к тем талантливым народным мастерам, которые, пройдя путь от рядового каменщика до зодчего, сумели в отдаленных уголках Сибири заложить прочные основы каменного дела, воздвигнуть здания, в которых нашли воплощение замечательные черты древнерусского стиля, — отмечают краеведы.

Последний раз имя Долгих встречается в иркутских документах в 1711 году. Сохранилась его челобитная в адрес воеводы, где он жалуется, как трудно вести все работы одному. Возможно, после этого Долгих покинул Иркутск, так как третье каменное здание города — Богоявленский собор — строил уже другой мастер. Однако есть предположения, что последние дни Моисея Ивановича прошли в Иркутске, и он был упокоен на погосте церкви, которую сам же возвел…

Проезд Николая Черных 

Имя третьего героя, Николая Черных, связано даже не столько с историей Спасской церкви, сколько со служением Иркутску в целом. Он с 13 лет (!) начал работать в городской думе, а когда вырос, не единожды избирался ее гласным.

Николай родился в 1822 году, получил домашнее образование и в 13 лет стал вести все нотариальные книги и бумаги по словесному суду в городской думе. В феврале 1841 года его пригласили на службу в Российско-американскую компанию. Через год Черных назначен транспортным приказчиком, и первой его поездкой стало сопровождение грузов из Иркутска в Охотск.

— В его обязанности входило «принимать и под своим присмотром закупоривать, потом сдавать в Охотске все следующие из Иркутска в Америку товары, а в Охотске принимать и закупоривать все следующие из Америки пушные товары, в которых было множество подразделений и сортов, и спутывать эту сортировку отнюдь не дозволялось», — объясняют историки. — По окончании контракта, в 1849 году, Николай Егорович вернулся в Иркутск.

Черных дважды избирался гласным городской думы: с 1872 по 1876 год, с 1881 по 1895-й. В 1874 году он даже баллотировался на пост городского головы, а в 1876-м временно исполнял его обязанности. Служил председателем Иркутского сиротского суда, был старшим попечителем совета сиропитательного дома Е. М. Медведниковой.

— Николай Черных много и охотно жертвовал на церкви. С 1863 по 1866 год, а затем с 1881 по 1883-й он являлся старостой Спасской церкви, — говорят краеведы. — В 1863-м Николай Егорович получил благодарность и благословение Святейшего правительствующего синода за сбор денег на восстановление храма после сильного землетрясения.

В 28 лет Николай женился на Марии Семеновне, дочери почетного гражданина Прянишникова. Родным дядей ее был будущий святитель Иннокентий Вениаминов, который проездом останавливался в их доме.

«В 1856 году 28 февраля в 7 часов вечера в Иркутск прибыл из Якутска его высокопреосвященство Иннокентий, архиепископ Камчатский, принят на квартиру в дом купца Николая Егоровича Черных», — пишет в летописи Кротов.

У Марии Семеновны и Николая Егоровича родилось шестеро детей, трое из них умерли в младенчестве. От второго брака у Николая было трое сыновей, младший из которых, Яков, стал священником Спасской церкви.

Продолжение читайте в следующих номерах газеты «Иркутск»

Материал предоставлен отделом краеведческой литературы и библиографии Централизованной библиотечной системы Иркутска.