Новости Иркутска

На учителей-филологов возлагается повышенная ответственность. Они не просто прививают школьникам культуру письменной и устной речи, приобщают к прекрасным образцам отечественной и зарубежной литературы; каждое занятие — это еще и урок нравственного воспитания детей. Ученикам Елены Мышевой повезло: педагог с 21-летним стажем старается находить общий язык с каждым из них, трепетно относится к своему предмету и всегда стремится разнообразить образовательный процесс. Накануне нового учебного года мы поговорили с Еленой Геннадьевной о любимых учениках и сложностях профессии.

В школу № 73 Елена Мышева пришла сразу после окончания педуниверситета. И осталась здесь надолго — 21 год своей педагогической деятельности она провела в этом образовательном учреждении.

— Меня многому научили, — рассказывает Елена Геннадьевна. — Я получила здесь сначала первую категорию, затем высшую, потом подтвердила звание. Искренне благодарна и нынешнему директору Елене Высоцкой, и прошлым руководителям нашей школы. Профессиональная деятельность учителя зависит от коллектива, в том числе от того, насколько ему повезет с руководством учебного заведения. Мне посчастливилось.

— Как вы выбрали профессию учителя?

— Одним из мотивов поступления в пединститут стал пример моей тети — Зои Степановны. Она много лет проработала учителем русского языка и литературы. Я видела, как к ней относятся выпускники: после окончания школы они приходили в гости, всегда тепло о ней отзывались. И это несмотря на то, что она была очень строгим, требовательным педагогом. Кроме этого, я сама в школе очень любила русский язык, обожала читать, в нашей семье всегда было много книг. Примером для меня стала и старшая сестра, которая много времени проводила за книгами. Так что, можно сказать, моя склонность к филологии шла из семьи.

— А кто ваш любимый писатель?

Лев Толстой. Нравятся его философские размышления, глубокое знание жизни. Если взять даже одну «Войну и мир» — сколько там таится смыслов! А в школе очень любила «Героя нашего времени» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя.

— Не кажется ли вам, что сейчас значимость профессии учителя снижается?

— Наша профессия менее значимой не станет никогда. Так же, как и без врачей, нам не обойтись и без педагогов. Хотя сейчас и время высоких технологий, переходим на цифровое образование, но общение человека с человеком, педагогические знания, умения и навыки, жизненный опыт ничем не заменить. Для учителя важно иметь не только глубокие профессиональные знания, но и свою четкую нравственно-психологическую позицию, это ценят не только коллеги, но и дети. Считаю, что учитель должен быть в постоянном поиске всего нового, интересного, проявлять инициативу.

— Есть ли у вас свои особые секреты педагогического мастерства?

— Конечно, особых секретов нет. (Смеется.) Они известны многим, их изучают в педагогических вузах, на различного рода семинарах, научно-методических конференциях. Для меня, прежде всего, важно найти общий язык не только с детьми, но и с родителями. Убеждена, что учащимся нужно не давать готовые знания, а так строить процесс обучения, чтобы дети сами для себя «открывали» предмет. У нас ученики очень разные: в одном классе собраны и очень способные ребята, и средние, и те, кому учеба дается тяжелее. Очень радует, когда такие дети начинают проявлять интерес к урокам. Моя задача — суметь помочь им, поддержать эту увлеченность. Стараюсь также во внеучебной деятельности выявлять творческий потенциал детей. Можно родиться с каким-то даром, но если родители или учителя не увидят его, не помогут детям развивать его, он исчезнет. Миссия учителя — не дать погаснуть способностям наших детей. Например, недавно мы с ребятами научились создавать буктрейлеры — это короткие видеоролики, рассказывающие в произвольной художественной форме о книге так, чтобы зритель захотел ее прочитать. Причем делали эти ролики все учащиеся, а самые лучшие работы были отправлены на всероссийский конкурс. И мне, и моим ученикам было радостно, что наша выпускница этого года Ира Кривда заняла 1-е место.

— Чему вы сами учитесь у детей?

— Очень и очень многому. В общении с детьми сам меняешься. С течением времени уже понимаешь, что не будешь вести себя определенным образом, учишься находить выходы из конфликтных ситуаций. Если в молодости могла голос повысить, чтобы перекричать класс, то сейчас опыт подсказывает уже другие профессионально грамотные психолого-педагогические методы и приемы соблюдения дисциплины.

— Вы ни разу не разочаровывались в своем профессиональном выборе?

— Бывает, что мы устаем. Но думаю, что это случается и у представителей других профессий. Например, некоторых детей периодически нужно, образно говоря, наставлять на путь истинный, чтобы они осознали, что учиться необходимо, прежде всего, именно для них, а не для родителей или учителей. А ведь это не какое-то одноразовое мероприятие, а серьезная, основательная по времени и очень сложная работа. Она требует весомых знаний возрастной и педагогической психологии, владения определенными умениями и навыками психолого-педагогического воздействия. Да, это тяжелый труд. Но он и результативный. Ведь как только вижу, что ребенок меняет отношение к предмету, учебе, начинает себя по-другому вести, хочется идти дальше! Думаешь: я нужна здесь. Нужна этим детям! Так хорошо, так удивительно хорошо, когда после экзаменов родители и ученики благодарят, это и есть самая высокая награда для меня… Обратная связь — самое важное для педагога.

— Как учитель русского языка и литературы, вы замечаете, что в современном обществе существуют проблемы с культурой речи?

— Конечно, если взять любой чат в мессенджерах или социальных сетях и начать исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, то огромный масштаб проблемы заметен. Что же касается устной речи, то здесь очень важна среда, в которой воспитывается человек. Ведь ребенок, рожденный в России, говорит по-русски, потому что родители и окружающие его люди говорят на этом же языке. Он растет и впитывает то, что слышит вокруг.

И если в окружении коверкают язык, ставят неправильное ударение, используют негативно окрашенную лексику, то ему это прививается. Конечно, исправлять это сложно.

— Вы всю жизнь проработали в школе № 73. Почему?

— Мне сложно менять место работы или жительства. К тому же у нас дружный коллектив, меня понимает администрация школы. А это так важно для любого учителя! Да, несколько раз приглашали на работу в другие учебные заведения, но уйти из родных стен не смогла. И это несмотря на то, что живу на Синюшиной Горе и много времени трачу на дорогу до Радищева, — улыбается Елена Геннадьевна. — Я сильно привыкаю к людям, например к тем детям, у кого была классным руководителем. Два года назад моих ребят после 9-го класса объединили с другим классом, и руководство у меня забрали. Но я настолько прикипела к своим детям, что пока они не окончили школу, не брала другой класс. Наблюдала, как мои ребята учатся, переживала за них на протяжении всех двух лет. Вот в этом году они покинули школу, и сейчас я взяла классное руководство пятиклассниками.

— Кем из учеников вы гордитесь?

— Так, никого бы не забыть, — задумывается Елена Геннадьевна. — В каждом выпуске у нас есть звездочки. Если брать выпуск этого года, то одним из лучших учеников стал Роман Федосов, участвовавший в конкурсах чтецов, буктрейлеров, выигрывавший не только на городском уровне, но и на всероссийском. Ира Кривда, призер городской олимпиады по литературе, хорошо сдала ЕГЭ. Талантливые ученики Максим Беспалов, Юля Романова, Вика Рудковская, Гюнел Мамедова… Ценю в детях инициативность, активное участие в общественно полезной деятельности и желание что-то делать с интересом, неравнодушно.

— Есть ли у вас хобби?

— Хобби — видеоролики. Снимаю, монтирую, у меня много работ разного плана — и поздравительные, и методические. У нас в школе есть музыкальный коллектив, хор учеников и педагогов. Участвовали в городском конкурсе хоровых коллективов «Мы вместе». Музыкального образования у меня нет, но пою с детства. Когда нужно было петь сольно в конкурсе «Учитель года» в 2015 году, наш руководитель ансамбля Ольга Александровна Федосова со мной индивидуально занималась.