Новости Иркутска

Лето — это маленькая жизнь. Жизнь, в которой нет места будильникам, домашним заданиям и строгим правилам. Поэтому после каникул ребенку бывает очень трудно влиться в «рабочую» атмосферу школы или детсада. Как следует изменить распорядок дня уже сейчас, что поможет настроить малыша на позитивный лад, какими навыками он должен обладать к моменту поступления в образовательное учреждение — об этом рассказала Тамара Ивлиева, педагог-психолог городского консультативного центра «Дом семьи» Иркутска.

«Я сам!» 

Малышам, отвыкшим за лето от детского сада или не посещавшим его прежде, нужно начинать подготовку за 2-3 недели. Во-первых, следует восстановить распорядок дня: ранний подъем в 7 часов утра, четырехразовое питание по расписанию, дневной сон, отход ко сну в 21—22 часа. Рацион малыша постепенно нужно приближать к детсадовскому, чтобы потом ребенок не сидел в растерянности над тарелкой.

— Можно заранее подойти к заведующей садиком, попросить у нее меню и готовить эти блюда дома, тогда они будут знакомы ребенку, — советует Тамара Георгиевна. — Есть семьи, где принято завтракать сладостями, но в детском саду ему этого не предложат, и малыш останется голодным. Так что утро должно начинаться с каши.

Время от времени можно устраивать дома игротеку с интересными заданиями, приучая ребенка к образовательной деятельности. Подойдут любые подручные средства — даже простой мячик.

— Вы просите ребенка найти в комнате что-то большое, круглое, красное — и он начинает работать с цветом и формой. Или предлагаете ему самому застегнуть рубашку на пуговки — так развивается мелкая моторика и навык самостоятельного одевания, — продолжает педагог. — В идеале к четырем годам дошколенок уже должен сам одеваться и раздеваться.

Кроме того, к поступлению в детский сад ребенка необходимо научить держать ложку и самостоятельно кушать, ходить на горшок и проситься в туалет.

— Насильно приучать к горшку нельзя. Сначала можно посадить на горшок куколку, на ее примере объяснить, как все устроено, показать картинки или мультфильмы на эту тему. Вместе с тем постепенно отучать ребенка от памперсов. Не надевать их лишний раз дома, чтобы малыш привыкал проситься в туалет, — советует психолог.

Один из самых болезненных моментов адаптации к детскому саду — утренние слезные расставания с мамой. Чтобы избежать этого, попробуйте в преддверии учебного года оставлять малыша на несколько часов с бабушкой или няней.

— Не нужно его обманывать, говорите ребенку честно: «Я ухожу в поликлинику, на работу, в магазин». Ведь откуда потом берутся страхи? Из-за потерянного доверия, — подчеркивает педагог. — Тревожность мамы передается ребенку, поэтому родители сами должны морально подготовиться: уверенно оставлять малыша в группе, не заглядывать тайком в окна, относиться с уважением к воспитателю. Если ребенок плачет в раздевалке и никак не может оторваться от вас, нужно утешить его, прижать к себе, поцеловать, а затем спокойно отпустить в группу.

Подобные утренние капризы зачастую происходят от того, что дошколенка поднимают с кровати за пять минут до выхода, он не успевает толком проснуться и «раскачаться». Поэтому пробуждение должно быть размеренным, спокойным, комфортным.

— В конце лета можно выбрать удобный момент, когда ребятишки в детском саду будут на прогулке, пройти с ребенком мимо, заглянуть внутрь, познакомиться с воспитателем, — предлагает Тамара Ивлиева. — Если у ребенка есть какие-то особенности и привычки, не надо стесняться озвучивать их воспитателю. Не отучили до сих пор от соски? Сообщите педагогу прямо. Или, может, малыша нужно погладить перед сном? Расскажите об этом воспитателю, и тогда ему будет проще найти общий язык с вашим ребенком.

Дом знаний 

Если ребенок системно посещал детский сад, то у него не возникнет проблем с поступлением в школу, уверен психолог. В любом садике детей с 5-6 лет приучают к учебной деятельности и усидчивости до 25 минут. Если к первому классу малыш научился читать, писать, считать — похвально, если нет — ничего страшного. Но уверенно держать ручку или карандаш первоклассник уже должен.

В первые месяцы учебы психологи не советуют нагружать первоклассника посещением кружков: пусть выберет, что ему интересно, попробует себя в рисовании, музыке, спорте.

— Многие родители слишком загружают ребенка секциями, и у него не остается времени на элементарное общение со сверстниками. И дети становятся необщительными, замкнутыми. Важно понимать, что школьной переменки недостаточно для полноценной коммуникации, ребенку необходимо поиграть во дворе, сходить в гости к однокласснику, обзавестись новыми друзьями, — говорит педагог.

Не будет лишним познакомить ребенка со школой заранее: прогуляться до нее, засечь время в пути, показать учебный класс, при возможности познакомиться с учителем. Первое сентября наверняка выдастся сумбурным, и малыша желательно об этом предупредить.

— Объясните все пошагово: что такое школьная линейка, сколько там будет народу, для чего это нужно. Расскажите, что после линейки всех первоклассников соберут в кабинете без родителей, чтобы он вас не потерял. Именно неведение рождает страх, — объясняет педагог.

В первое время лучше воздержаться не только от кружков, но и от школьной продленки. Для первоклассника будет полезнее вернуться после уроков домой, поспать, спокойно позаниматься и поиграть.

— Нужно с самого начала приучать школьника выполнять домашнюю работу самостоятельно. Пускай родители проверяют задания или направляют ход мыслей ребенка, но только не решают за него, — говорит Тамара Георгиевна. — В первые недели адаптации первокласснику понадобятся поддержка и помощь, поэтому в семье должны царить спокойствие, гармония. Будет замечательно, если мама или папа смогут взять отпуск на сентябрь и помочь малышу привыкнуть к новому ритму жизни.

Снова в школу

«Опытным» школьникам как таковая адаптация уже не требуется, однако здесь есть другой момент — важно пробудить у ребенка хорошие воспоминания и тягу к знаниям. Создать приятное предвкушение поможет школьная ярмарка: позвольте ученику самому выбрать канцелярские принадлежности, ранец, форму.

— Как бы невзначай скажите: «Видела на днях твою учительницу (одноклассницу), она передавала тебе привет», — делится советом психолог. — Предложите смастерить своими руками подарок классному руководителю. Устройте первого сентября праздник, чтобы этот день остался в памяти радостным.

Важно отметить, что вторая смена не освобождает ученика от строгого режима дня. Вставать все равно следует не позднее 8 часов, а ложиться — до 22. Тогда школьник будет собранным, организованным. При таком распорядке дня сложные домашние задания, где не обойтись без помощи родителей, выполняются вечером, а легкие остаются на утро.

— Ученика нужно хвалить, но не захваливать. Ни в коем случае нельзя его обзывать или сравнивать с другими, иначе замкнется. Не стоит пугать школой, уроками, учителем. Это приводит к повышению тревожности, создает неправильный образ учебного заведения, отворачивает детей от знаний, — говорит педагог-психолог. — И всегда помните, что ребенок тонко чувствует настроение в семье. Если он растет в позитивной, счастливой атмосфере, то в мир пойдет спокойно и открыто.

СПРАВКА

Бесплатную консультативную и методическую помощь по вопросам адаптации ребенка к детскому саду и школе, формирования здорового образа жизни, предоставления социальных услуг и гарантий семьям, а также по иным вопросам, затрагивающим интересы семьи и детей, можно получить в муниципальном автономном учреждении «Консультативный центр «Дом семьи». Здесь работают квалифицированные специалисты: социальный педагог, психолог, юрист, медицинский работник.

В центре проводятся постоянные циклы занятий «Стану мамой», «Школа компетентного родителя», «Ответственное родительство» и др.

Адреса центра:

ул. Советская, 96, тел. 43-16-80;

ул. Лермонтова, 96, тел. 43-25-38.

Сайт: domsem-irk.ru