Новости Иркутска

Маленькие истории на серьезные темы 

Алена Григорьева
15 августа 2019

Фильмы… Искрометные, философские, ироничные, злободневные. О частном и глобальном, любви и мечтах, совести и поступках. Иркутск в пятый раз стал участником Всемирного фестиваля уличного кино. Мероприятие оказалось настолько востребованным у горожан, что в амфитеатре на острове Юность, который стал площадкой для показов, свободных мест просто не было. 

Короткометражное кино по большей части не выходит в массовый прокат, до сих пор находясь в «гетто» закрытых фестивалей. В этом смысле уличные показы — формат для продвижения жанра уникальный. Никакой помпезности, дорогущих билетов, манерной аудитории. Взамен этого есть свободный вход, уютный плед, истинно народное голосование. «Публика решает!» — воскликнули в 2014 году молодые энтузиасты из Владивостока и повезли по стране короткометражки, которых в открытом доступе нет.

До Иркутска фестиваль уличного кино добрался в 2015 году. В нашем городе кинозалом под открытым небом трижды становилась площадь у памятника Александру III. В 2017 году организаторы меняли локацию на арт-завод «Доренберг», а юбилейный фестиваль решили провести на острове Юность. Увидеть творчество начинающих режиссеров пришло невероятное количество иркутян. Сидели везде — на лавочках, в шезлонгах, на пуфах, в гамаках, а кто-то и вовсе на пледах, предусмотрительно захваченных с собой. Зритель пришел разный, молодых людей, ожидаемо, больше, но среди кинолюбителей можно было заметить и семьи с детьми, и пожилых иркутян.

Фестиваль был рассчитан на два дня — 10 и 11 августа. В первый вечер показали основную программу, во второй — планировали представить фильмы вне конкурса, но из-за испортившейся погоды воскресные сеансы отменили. Зато конкурсные ленты горожане отсмотрели, что называется, от и до.

Открыла мероприятие викторина для киноманов. Откуда плыл «Титаник»? Какой фильм стал самым дорогостоящим в истории СССР? Какое животное фигурировало в «Крестном отце»? Какую американскую премию получила советская лента «Москва слезам не верит»? Иркутяне с азартом отвечали на все вопросы, а самым удачливым за точное попадание посчастливилось даже получить памятные призы.

Затем зрителям предстояло посвятить полтора часа просмотру десяти короткометражек, снятых за последний год. Для того чтобы представить на суд россиян самые достойные ленты, организаторы отсмотрели около тысячи работ. В итоге перед иркутянами на берегу Ангары крутили фильмы-участники «Кинотавра», фестивалей «Короче», «Движение» и многих других.

Первой стала 16-минутная драма «Интервью» с известным актером Сергеем Серебряковым, исполнившим роль отца студентки журфака, которую он никогда не видел. Картина уральского режиссера о поиске «утраченного» родителя и «обретении себя», а также превращении деструктивного «начала» в созидательное мало кого оставила равнодушной. И, несмотря на трагизм ситуации, конец у этой истории однозначно светлый.

Целая плеяда именитых актеров была представлена в другой ленте — «Подстава» Екатерины Тодоровской. Представительница известной династии кинематографистов переложила мефистофелевский сюжет на современные российские реалии. В сатирической миниатюре снялись Виталий Хаев, Ирина Бякова и Валерий Ушаков. Губернатор типичного уездного городка расплачивается душой за исполнение дьявольского заказа. Жутко? Да только черт остается ни с чем: на «счету» губернатора «недостаточно средств».

Пробой пера для актера Петра Федорова стала пронзительная лирическая короткометражка «Электрический ток» с Александром Палем в главной роли. Автору удалось за восемь минут рассказать об отношениях молодой пары, проведя тонкие параллели между историей любви и физическими терминами «электроны», «заряд», «напряжение» и «сопротивление».

Фестивальную программу однозначно разбавили семь минут из жизни 25-летнего безработного Ромы, который готовится к первому чемпионату мира по игре на воображаемой гитаре. Комический сюжет фильма «Гармония» Евгения Сангаджиева близок многим, ведь завязан он на извечной проблеме отцов и детей. Впрочем, перетянуть родителей на свою сторону оказывается возможным.

Таким же забавным показался поначалу и фильм «Миллиард» режиссера Евгения Дудчака, в основе которого лежит популярная ныне идея визуализации желаний… Молдавский пенсионер, когда его деревенский туалет превращается в телепорт, путешествует по всему свету и даже заглядывает в американское золотохранилище. Однако его «кругосветка» заканчивается весьма плачевно: жадность еще никого не пощадила.

В конкурсной программе также были представлены трехминутная курьезная история о кризисе среднего возраста «День рождения» Натальи Берег, детективная короткометражка «Эвтаназия» Елены Бородач, задевающая за живое футбольных фанатов лента «Лучше забей» Ирины Ходюш и рассказ о женской мести со счастливым концом «Огонь» Марии Шульгиной.

Своеобразная «фишка» фестиваля — голосование светом. Зрители, вооружившись гаджетами с фонариками, выбирали своего фаворита. Организаторы специальным прибором замеряли уровень света, но кому отдали предпочтение иркутские киноманы, пока остается интригой. Со стороны, однако, показалось, будто благосклоннее всего горожане отнеслись к «Болванке» Никиты Власова. Это история о знакомстве будущей невестки и свекрови.

Все бы ничего, да вот только встреча оказалась весьма необычной: девушка села на подарок жениху от мамы-сапера — боевую мину… Развязка оказалась «очень неожиданной».

Лучшие картины, по мнению народного жюри, определят в сентябре — после того как фестивальные показы пройдут во всех российских городах — участниках мероприятия. По итогам голосований в каждом населенном пункте определят трех победителей. Гран-при в виде денежного приза получит та короткометражка, что наберет наибольшее количество голосов. А еще лидеру голосования вручат статуэтку, которую выплавят из металлических кусочков, собранных со всей страны.

Фото предоставлено организаторами фестиваля