Новости Иркутска

Встреча с кураторами выставки «Байкал. Волновой эффект» Габриелой Булисовой и Марком Айзеком состоялась в галерее Виктора Бронштейна. Художники представили свой проект Baikal Lanses и рассказали о том, как искусство может защитить Байкал. 

Габриела Булисова и Марк Айзек — семейная пара художников-эксперименталистов из США, неравнодушных к вопросам загрязнения человеком окружающей среды. Однажды у них появилась идея: на примере одного из природных памятников показать всему миру, что экопроблемы — это не локальная, а глобальная беда.

До проекта художники никогда не были на Байкале и мало знали о нем, однако именно это озеро, как одно из самых крупных на Земле хранилищ чистой питьевой воды, стало объектом их творчества.

В течение года Марк и Габриела путешествовали по Прибайкалью, знакомились с местными жителями, встречались с сотрудниками ведущих исследовательских центров региона, занимающихся изучением Байкала. Участники творческого тандема рассказали, что благодаря этим встречам услышали множество историй и легенд об уникальном озере, а также получили научные данные о его состоянии. А еще поняли, что Байкал впитал в себя две культуры — русскую и бурятскую. Ощущение русскости, говорят Марк и Габриела, пришло после того, как побывали на масленичных гуляньях и на празднике Ивана Купалы, а с бурятскими традициями соприкоснулись в шаманских ритуалах и во время поездки в Улан-Удэ.

На протяжении всего путешествия художники вели блог, где делились с читателями самыми яркими сибирскими впечатлениями.

— На рождественские каникулы мы с Марком отправились в Бугульдейку, — вспоминает Габриела Булисова. — За окном минус 40 градусов и пронизывающий ветер, при котором невозможно фотографировать. Мы вышли на улицу, и через какое-то время я поняла, что не могу видеть. Когда я спросила Марка: «В чем дело?» — он рассмеялся и ответил, что мои ресницы покрылись инеем.

Итогом путешествия Марка Айзека и Габриелы Булисовой стал арт-проект Baikal Lanses — серия фотографий, видеоинсталляций, эссе и перформансов. Авторы полагают, что, вступив в диалог с искусством, люди больше не смогут оставаться равнодушными к проблемам Байкала.

На творческой встрече художники представили видеоинсталляцию «Второй огонь» — символичное повествование о прошлом, настоящем и будущем озера. На экране — одновременно три видеоряда. Первый — история о происхождении Байкала. Согласно бурятским легендам много лет назад произошло разрушительное землетрясение. Земля разверзлась, и подземный огонь вырвался на поверхность. Люди молились и кричали: «Бай, гал!», что в переводе с бурятского означает «Огонь, уходи». Стихия ушла, а образовавшуюся расщелину заполнила вода. То место назвали священным озером. Основой для этой «картинки» стали съемки солнечных колебаний, сделанные обсерваторией Института солнечно-земной физики. На втором видео — сегодняшний Байкал. Он все еще прозрачен и красив, однако уже заметно влияние смены климата и загрязнений. За основу художники взяли съемки подводной жизни, сделанные веб-камерами Лимнологического института. Третий видеоряд — красная рябь на экране как тревожное сообщение о возможном неблагополучном будущем озера.

Саундтреком для видеоинсталляции стали звуки живой природы: треск льда, таяние снегов, голоса птиц и шум воды.

«Второй огонь», говорят авторы, посвящен проблеме глобального потепления: с 1946 года температура воды в Байкале выросла на 1,2 градуса по Цельсию. Если в будущем ситуация не изменится, то древняя легенда о разрушительном пламени может стать явью.

В рамках проекта Baikal Lanses американские художники представили также серию фотографий, выполненных в необычных техниках. Часть работ — байкальские пейзажи, снятые через пластик и стекло, найденные Марком и Габриелой на берегах озера. Такие «линзы» искажают вид ландшафта и символизируют негативное влияние, оказываемое загрязнениями на окружающую среду. В то же время причудливые изображения напоминают о стойкости природы, что дает человеку шанс на исправление своих экоошибок.

Вторая часть — «замерзшие» фотографии. Готовые фото с видами Байкала погружали в воду, замораживали и вновь фотографировали, когда фотокарточки начинали таять. Эти работы затрагивают проблему глобального потепления.

— Иркутский государственный университет изучил влияние температурных изменений на бокоплавов — мелких ракообразных, являющихся неотъемлемой частью экосистемы Байкала. На нас эти исследования произвели большое впечатление, и мы решили представить их в виде музыки, — рассказывает Марк Айзек о еще одной работе в рамках Baikal Lanses. — Электронные треки передают реакцию на стресс, который испытывают бокоплавы от повышения температуры.

— Мы встречали профессиональных музыкантов и просто людей, которые любят петь и танцевать. Для них Байкал — место вдохновения и уникальных возможностей для воплощения творческих идей, — добавляет Габриела. — Все они говорят как один: «Байкал — это тайна, а музыка — способ постичь ее».

Не случайно вечер закончился музыкой: коллектив экспериментального музыканта Евгения Маслобоева исполнил акустический перформанс. Иркутяне озвучили четыре фотографии Байкала, сделанные Марком и Габриелой. В качестве инструментов наряду с традиционными клавишами, варганом и тарелками экспериментаторы использовали клейкую ленту, колокол, погруженный в воду, бобы. После каждой из четырех композиций Евгений подбрасывал кости — предметы, найденные художниками на берегах Байкала. Один из них — камень с углублением для большого пальца — назвали пультом богов. Импровизированное гадание пообещало Байкалу счастливое будущее, но будет ли оно таким, зависит от каждого из нас, уверены Марк и Габриела.

Выставка «Байкал. Волновой эффект» в галерее современного искусства Виктора Бронштейна будет работать до 22 сентября.