Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307

Семья - это главное богатство

Алена Григорьева
31 июля 2019

Что придет в первую очередь на ум любому человеку, когда его попросят представить образ армянской семьи? Наверное, прежде всего это почитание старших, крепкие родственные связи, мудрость и, конечно же, гостеприимство. Чтобы узнать, как в современных условиях удается сохранять многовековые традиции, наша газета отправилась в гости в семью Амалии Шураевны Казарян и ее дочери Лианы Шалунц.

КУХНЯ ВСЕМУ ГОЛОВА

Гостеприимство — главная традиция любой армянской семьи. Поэтому хозяйка дома встречает нас, хлопоча за плитой на небольшой, но очень уютной кухне. Это и не удивительно: гости должны быть обязательно накормлены, без этого никак нельзя. История армянской кухни насчитывает более 2000 лет, а для хозяйки это место сакральное. На столе уже красуется поднос с грушами, персиками и абрикосами. Все армянское, не без гордости отмечает хозяйка дома, женщина с живыми глазами, от которых исходит невероятная теплота.

Тем временем к столу подоспел суп с авелуком — конским щавелем, привезенным с ее родины. Традиционно к блюду подаются два вида соуса: бульон с чесноком и бульон из кизильной пастилы, приготовление которого, кстати, занимает около двух недель. Сначала ягоду бланшируют, потом протирают через специальное крупное сито и «выстилают» на подносы. Масса сушится на солнце около недели, затем вывешивается на веревку и еще несколько дней «проветривается». В готовом виде этот кислый лаваш может храниться хоть всю зиму.

– Хотелось вам приготовить что-то такое, что в магазине не купишь. Сегодня, сказали, будет холодно, гроза, потому решила приготовить суп с авелуком, – объясняет выбор блюда Амалия Шураевна. — Этот суп очень полезный, особенно когда болеешь, когда есть слабость, температура, грипп. Авелук растет в горах и обладает полезными свойствами.

А еще в меню семьи Амалии Казарян и Лианы Шалунц есть кисломолочный суп под названием спас. Его готовят из мацуна, необработанного овса и мяты. Из сладостей здесь любят знакомую многим пахлаву, армянские гата и, конечно же, сладкий суджух, который больше известен как чурчхела.

— Самый вкусный, классический, суджух делается из виноградного сока, для густоты во время варки добавляют муку. Потом на нитку нанизывают грецкий орех и окунают в эту массу, которая называется шпот, все это подсушивают и снова окунают. И так несколько раз, — делится секретами приготовления лакомства Лиана.

Пока Лиана рассказывает о любимых блюдах, хозяйка дома не переставая готовит угощение. Амалия Казарян очень любит женгялов хац — лепешку с начинкой из зелени. Но в условиях стеклокерамической варочной поверхности оригинальный рецепт применить невозможно, поэтому приходится использовать адаптированный вариант. Взамен теста, которое надо бы тонко раскатать, а потом сформовать из него продолговатый пирожок, затем обжарить на саджине — специальной сковороде, Амалия  берет тонкий лаваш, заворачивает в него семь видов ароматных трав и отправляет на обычную сковородку. В идеале это нужно делать насухо, но современная техника все так же вносит свои коррективы в готовку — и приходится добавлять масло. Амалия Шураевна говорит, что эти блинчики далеки от традиционных, но получается все равно очень вкусно.

ГЛАВНАЯ ОПОРА — СЕМЬЯ

Если за столом помимо женщин сидят мужчины, то кушанья в первую очередь подают им. Потом потчуют гостей, а затем уже остальных членов семьи. Таковы армянские обычаи. Первенство в любом вопросе всегда отдается сильному полу, ведь мужчина — это добытчик, защитник, глава семьи. Невозможно представить, чтобы он, например, регулярно занимался готовкой еды или уборкой. Быт, содержание домашнего очага полностью находится в основном в руках женщины. Это девочкам прививается с детства,  говорит Амалия Казарян, а Лиана подтверждает: протеста такое положение дел не вызывает.

— Это не устаревшие взгляды — в этом заключается уважение к отцу. Муж — глава семьи, а жена — это вежливость и внимание. Кухня — это женское. Мужчины очень вкусно готовят — это хорошо, но только тогда, когда сами этого хотят. Когда жена плохо себя чувствует или муж встал раньше обычного, тоже нормально видеть его за приготовлением завтрака. Но когда это переходит в постоянный процесс — я не могу на это смотреть. Я считаю, что утром мужчина должен выйти из дома, выпив чашку кофе или чая, который приготовила жена, — делится Амалия Казарян своими взглядами на семейный уклад.

Такие традиции лишь на первый взгляд напоминают о патриархате. На самом же деле все гораздо тоньше, считает Амалия Казарян. Взаимоуважение — вот основа хорошей крепкой армянской семьи. Да, пожалуй, и в целом любой правильной в классическом понимании пары. Армяне с должным вниманием относятся к своей семье, заботятся о достатке, обязательно находят время побыть с детьми и родными. А чтобы женщина имела возможность проявлять все свои истинные качества, муж должен быть на голову выше во всех сферах — умнее, шустрее, правильнее. И Амалия Шураевна в этом убеждена.

Но даже если так складываются жизненные обстоятельства, что мужчины в семье нет, женщины все равно соблюдают многовековые устои: в доме всегда должно быть чисто, уютно и вкусно — то, что называется «полная чаша». Этого позволяют достичь трудолюбие и понимание долга перед детьми, поясняет Амалия Шураевна. Уважение к младшим, как и безусловное почитание старших, готовность всегда помочь нуждающимся в поддержке — тоже примета традиционного уклада повседневной жизни армянского народа.

ОБРАЗОВАНИЕ — СВЕТ

Отец зарабатывает, мать воспитывает детей и содержит дом в порядке — казалось бы, знакомая картина мира, которая не предполагает никаких сюрпризов. Но в армянской семье есть свои особенности воспитания. Дело в том, что в Армении огромное значение отводится образованию, говорит Амалия Казарян. Родители, как правило, стремятся, чтобы дети после школы обязательно шли в вуз. И как ни странно, это стремление сильнее проявляется, когда речь идет о дочерях. «Чтобы веник в руки брать не пришлось», — говорили старшие.

— Семью содержать должен мужчина, воспитание остается в основном на матери. Но если женщина неграмотная, что она может дать детям? Не учиться — это значит безответственно, безалаберно относиться к своему будущему. Какая мать и жена выйдет из такой девушки? Женщина должна давать базу для развития детям, без образования она сделать это не сможет. Когда нет образования, нет культуры, воспитания, это приводит к краху народа, — говорит Амалия.

Сама она в детстве учиться любила, делала это с увлечением, у нее был и отдельный стол, за которым девочка занималась. В школе ее больше всего привлекала химия, ее даже называли маленьким Менделеевым. Поэтому не стоит удивляться, что при поступлении в вуз она выбрала химический факультет. А еще вместе с братьями и сестрой (всего в семье было четверо детей) организовала маленькую концертную группу: все имели музыкальное образование, умели играть на музыкальных инструментах и петь.

— Образование в академическом смысле очень нужно городским жителям. Люди, которые живут в горах, совсем другие. Они чистые, добрые, потому что находятся ближе к Вселенной, — считает Амалия Казарян. Но и чабаны придерживаются особых норм воспитания и культуры, ведь пастух — человек важный, он должен знать, как и куда лучше всего вести стадо, иначе не заслужишь доверия  у жителей деревень, а без него в любом обществе никуда: «Уважения заслуживает любой человек — неважно, уборщица это или профессор. Но каждый должен обязательно использовать возможности для образования и самообразования — это очень важно».

РОДОВЫЕ СВЯЗИ

Амалия Казарян родом из города Капан, что находится на юге Армении. Там же она вышла замуж, а затем вместе с супругом, работавшим зубным техником, переехала в Узбекистан, где родилась Лиана. А вскоре в Армении грянула война. Муж уехал на родину и пропал без вести, а Амалии Шураевне с маленькой дочкой на руках пришлось самой решать, как жить дальше. Спустя время они отправились на Алтай — погостить к брату, там Амалия занялась бизнесом, начала откладывать деньги на жилье в Новосибирске. Но жизнь всегда непредсказуема, и волей судьбы маленькая армянская семья оказалась в Иркутске, где живет вот уже 19 лет. Лиана фактически выросла здесь, училась в школе, получила высшее образование.

Сейчас эта красивая девушка с аккуратными кудрями, правильной речью и твердыми убеждениями работает в одной из самых престижных организаций не только Иркутска, но и всей страны. В 2017 году Лиана стала лучшим инженером-экологом в России. Сейчас она активно занимается общественной деятельностью, получает гранты на различные проекты. Например, совсем скоро по ее инициативе в Иркутске обустроят парковую зону за остановкой «Улица Мухиной», где высадят деревья, разобьют клумбы, поставят скамейки и организуют детскую площадку.

В Армении Лиана впервые побывала лет в девять, а всего посещала историческую родину раз семь. Тем не менее девушка чувствует непрерывную связь с землей своих предков. Лиана хорошо знает армянский язык, они с мамой используют его для общения в домашнего обиходе. Более того, она научилась писать и читать на родном языке в воскресной школе, открытой при Иркутском армянском культурном обществе.

— Когда у меня будут дети, я бы хотела, чтобы они тоже знали родной язык, потому и пошла учиться писать и читать. Я, конечно, делаю это не так быстро, как на русском или английском, но все-таки умею, — смущенно улыбается Лиана.

Она признается: когда бывает в Армении, возвращаться не хочет и даже думает когда-нибудь переехать туда. И замуж выйти собирается непременно за армянина.

— Я уважаю людей любой национальности. Но когда речь идет о создании семьи, я внутренне отдаю предпочтение армянину, хотя смешанных браков сейчас много и это нормально. Мне кажется, необходимо сохранять родовые корни, традиции, — объясняет девушка. — Так получилось, что у нас не очень много родственников. И мне бы хотелось, чтобы у мужа была большая семья.

В Армении у Амалии Казарян остались семья дяди, двоюродные и троюродные братья и сестры, которые всегда рады приезду родственников из далекой Сибири. А еще она продолжает дружить с бывшими одноклассниками.

— Даже дети одной одноклассницы маминой для меня как родные сестры и брат. Мне кажется, с одной стороны, это особенность армянского характера, а с другой стороны — маминого. Потому что, когда она приезжает, собираются все. Она окончила школу в 1980 году, а в 2013-м из 30 одноклассников собралось почти 20, при этом многие живут за границей и все равно приезжают на встречи, — рассказывает Лиана.

Эта деталь совершенно не вызывает удивления: ведь даже наша первая встреча скорее напоминает дружескую беседу хорошо знакомых людей. А потому не было и сомнений в том, что у Амалии Шураевны хорошие отношения с соседями. Это действительно оказалось так: кухня этой женщины становится центром притяжения для соседей, и часто обычные посиделки превращаются в настоящее застолье. Как будто праздник из ничего, без повода, получается, подмечает Лиана.

Обмен привычками и укладом, конечно же, идет и в обратную сторону. Так, в Иркутске Амалия Шураевна полюбила собирать… грибы. В той части Армении, где она родилась, их не собирали, относились к ним с опаской, считая большинство из них ядовитыми. Сейчас же Амалия Казарян — признанный грибник, которому везет на лесную добычу порой больше, чем соседям.

— В Армении грибы я попробовала однажды — и как раз в русской семье. Это был грибной шашлык. А уже здесь решила сама их собирать. В первый раз набрала целый пакет, показала соседям — оказалось, что только штук шесть съедобных, — смеется Амалия Шураевна. — Так и научилась: когда соседи подскажут, какие нужно брать, когда другие грибники. В этом году еще не ходила в лес. Позвонила соседу, спрашиваю — есть ли грибы. А он говорит: «Мало, вот сам штук шесть-семь собрал». И в итоге отдал их мне. У меня очень хорошие соседи.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Кстати, о праздниках. В армянской культуре, как и в любой другой, множество национальных праздников, и, конечно, у каждой семьи найдется свой любимый. Для Амалии Шураевны и Лианы это Рождество. Они его отмечают и по григорианскому календарю, 25 декабря, и по новому исчислению — 6 января. Традиции этого зимнего праздника у каждой семьи свои, но для Амалии Казарян всегда важно, чтобы на столе были мандарины.

— Помню, в детстве однажды проснулась ночью, а дома целый мешок мандаринов стоит. Оказалось, отец на подработке вместо денег попросил у работодателя мандаринов, — вспоминает она.

Но, конечно, армянский стол на Рождество должен быть изобильным, и обязательно всё домашнее. Это и салаты, и горячее, и выпечка.

А Лиана добавляет: в их семье на Рождество принято обязательно писать записочки с желаниями. И вот чудеса — мечты сбываются. А еще под елкой для каждого непременно найдется подарок-сюрприз.

Другой любимый праздник семьи тоже зимний. Армяне 13 февраля отмечают Терендез – это красивое действо с языческими корнями, гармонично вписавшееся в традиции армянской христианской церкви. Праздник, с одной стороны, напоминает русскую Масленицу, потому что в этот день в городах и селах Армении разжигают костры, через которые прыгают все желающие; с другой стороны — католический День святого Валентина, потому что главными героями Терендеза являются влюбленные.

— Молодожены или пары, которые планируют связать свою жизнь узами брака, обязательно прыгают через костер, — рассказывает Лиана. – К примеру, если молодые люди поженились, они в ближайший Терендез зовут гостей, накрывают щедрый стол, поют песни, танцуют.

Так или иначе, каждый армянский праздник — это повод собраться всем вместе. Крепкая семья — это то, что дает возможность пережить все жизненные неурядицы.

Крепость семейных уз, взаимная любовь, забота о старших и младших, поддержка друг друга — вот что такое настоящая армянская семья. Именно она главное в жизни каждого человека.

Фото Валентина Карпова

СПРАВКА

30 июля отмечается Международный день дружбы, учрежденный ООН. Отдельно в резолюции организации, установившей этот праздник, подчеркивается важность даты в деле укрепления дружественных отношений между разными народами. Для Иркутска, как города многонационального, Международный день дружбы особенный. В областном центре насчитывается 30 только официальных национально-культурных центров, представители которых активно участвуют в жизни города.