Новости Иркутска

На прошлой неделе в думе Иркутска прошли публичные слушания о внесении изменения в Устав города — обсуждалась замена открытого голосования тайным при выборе мэра из числа депутатов думы. С такой инициативой в мае нынешнего года выступили 20 представителей городского парламента. 

На обсуждение проекта пришли почти 200 иркутян, желающих выразить свою позицию: почетные граждане, общественники, ученые, представители некоммерческих организаций, ветеранских объединений и ТОСов, руководители школ, муниципальных предприятий. Еще более 4000 жителей ранее подписали обращение к депутатам с требованием сохранить процедуру прозрачности голосования. Напомним, что с 2015 года главу Иркутска избирают путем открытого голосования большинством из числа депутатов. Для победы кандидат должен получить поддержку как минимум 2/3 депутатского корпуса, то есть набрать не менее 24 голосов.

Во время публичных слушаний из 58 выступавших 11 человек поддержали выдвинутую инициативу, остальные, в том числе ветераны, заслуженные учителя, активисты, высказались против засекречивания выборов.

— Я учу своих учеников открыто выражать гражданскую позицию. Открытое голосование — абсолютное доверие голосующих людей друг к другу и, как бы пафосно это не звучало, подлинная политическая свобода. Что такое гласность? Это прежде всего опора добродетели, охрана правды, угроза интригам. Что означает тайное голосование? Это значит спрятаться, скрыться от ответственности, — заявила Антонина Семенюк, заслуженный учитель России, директор школы № 9. — Мы, жители города, хотим знать: наши депутаты открыто выражают свою позицию или преследуют собственные политические и бизнес-интересы? Мы говорим категорическое «нет» тайному голосованию.

Руководитель аппарата администрации Иркутска Лариса Красноперова подчеркнула, что закрытая процедура голосования может быть расценена как нарушение конституционных прав избирателей:

— Прежде всего, мэр является высшим должностным лицом Иркутска, следовательно вопрос об избрании мэра является основополагающим для организации местного самоуправления, затрагивает интересы жителей города, которые вправе знать все сопутствующие обстоятельства: информацию о выдвинутых кандидатах, о количестве голосов, полученных в поддержку кандидата и высказанных против, о результатах голосования каждого конкретного депутата, который должен открыто и честно отчитываться за принимаемые решения перед выбравшим его населением. Указанные конституционные правовые положения о местном самоуправлении и особенности статуса главы города исключают принятие решения об избрании мэра Иркутска втайне от населения.

По результатам публичных слушаний было вынесено следующее решение: с учетом поступивших предложений проект внесения поправок в статью 35 Устава города в части изменения процедуры голосования за мэра с открытого на тайное рекомендуется к рассмотрению на ближайшем заседании думы Иркутска шестого созыва.