Новости Иркутска

Она порывистая, со звучным голосом, стремительная, как вихрь, говорит увлеченно, двигается легко, быстрыми шагами, взметая подол своего длинного платья… Он спокойный, рассудительный, немногословный, вставляет замечания редко, но каждый раз в точку. Смотрит на нее успокаивающим долгим взглядом, приглушая расплескавшуюся энергию. Вот такие они разные, Ольга и Александр Куглянт, создатели ансамбля «Солнышко», талантливые хореографы, прожившие вместе уже около 40 лет. «Мы антиподы. Когда встречается плюс и минус, они либо аннигилируются, либо получается молекула. Вот у нас получилась молекула», — философски рассуждает Сан Саныч. О своей необычной свадьбе, тернистом творческом пути и исключительном взаимопонимании супруги рассказали газете «Иркутск» накануне Дня семьи, любви и верности.

Танец на двоих 

Они знакомы уже 45 лет. Казалось бы, чувства должны были давно утихнуть, но это не так. Во внимательных взглядах, обращенных друг к другу, тонко подобранных словах и легких спорах ощущается трепет, глубокое уважение и даже юношеская влюбленность. Возникает стойкое ощущение, что между супругами протянута нить, по которой бегут мысли и чувства.

Ольга и Александр познакомились в далеком 1974 году, когда поступали в Восточно-Сибирский государственный институт культуры в Улан-Удэ. Нет, это не была ослепляющая любовь с первого взгляда, скорее, фитилек, разгоравшийся медленно, но верно.

— Нас постоянно ставили в пару на уроках, в ансамбле. Симпатия возникла сразу, но она была какая-то вялотекущая. Небольшие флюиды, не более того, — признается Александр Александрович. — А на четвертом курсе, когда мы поехали с ансамблем на гастроли, что-то произошло. Наверное, весна в голову ударила.

Перед уходом в армию Александр отправился к родителям возлюбленной, чтобы просить ее руки. «Помнишь, как тебя колотило-то!» — улыбается Ольга Николаевна.

— Сели мы с тестем за стол, поговорили по-мужски. Пыхтел я долго, рассыпался бисером, обещал, что ей со мной будет лучше всех, — вспоминает Куглянт. И свое обещание он сдержал.

25 июля 1980 года Ольга и Александр поженились, праздновать решили в родительском доме жениха, в Усолье-Сибирском. Свадьба была хоть и не пышная, зато веселая. В узком домашнем кругу, но прогремела на весь район — даже милиционер пришел на громкие звуки песен. Правда, соседи его прогнали — мол, пусть молодые сегодня гуляют!

— Я не сторонница традиционных свадебных нарядов, никогда не хотела пышного белого платья, как у куклы. Тогда невесте полагалось платье по горло, закрытое, одинаковое, как у всех.

Выход был один — соригинальничать, и потому я надела голубое платье, а на голову — венок из васильков с клумбы, — рассказывает Ольга Николаевна. — Когда я стала собирать цветы у аптеки, оттуда выскочила женщина, стала кричать. Я говорю: «Не ругайтесь, пожалуйста. У меня сегодня свадьба, хочу венок на голову», она и разрешила.

У Ольги есть сестра-близнец — Елена. На свадьбе девчата решили подшутить над гостями и в середине торжества поменялись нарядами. Елена вышла в свадебном платье и села рядом с Александром. Никто не заподозрил подмены, разумеется, кроме жениха, который молча согласился подыграть.

—Невеста сидела-сидела в качестве гостя, потом не выдержала, подошла ко мне, обхватила и ка-а-ак давай со мной целоваться! Гости просто обалдели, — со смехом вспоминает Сан Саныч.

Словно по сценарию через год у супругов родился старший сын Алексей. Жилищный вопрос встал чрезвычайно остро, и это вынудило семью перебраться в Читинскую область.

— Нам давно предлагали работу в закрытом поселении геологов под Краснокаменском, обещали там квартиру. Маленький сын все время болел, нужно было менять условия, поэтому мы бросили работу и переехали, — говорит Ольга. — Знаете, я всегда пугала своих студентов сельским клубом с навесным замком, а приехав на место, обнаружила именно такую картину. Там мне предстояло работать ближайшие годы… Ну что ж, замок открыли, в клуб зашли и начали все с нуля.

Чете Куглянт повезло, что в геологическом поселке обосновались люди творческие, легкие на подъем, пытливые и образованные. И, конечно, они желали развивать своих детей. Поэтому работа закипела серьезная. Именно там у супругов родился второй сын — Николай и… ансамбль «Солнышко».

— Название придумали случайно: увидели пластинку какого-то вокального коллектива, у которого была песенка «Солнышко смеется». Так и назвали, — объясняет Ольга Куглянт. — Понятно, что оно не оригинальное — коллективов с таким именем по России немало. Но оно стало определяющим. Когда мы начали объяснять смысл ребятишкам, то сами поняли: это самое подходящее название для детского коллектива. Солнышко — это тепло, радость, счастье. И по отношению к детям, и по отношению к зрителям.

После очередного смотра-конкурса, проходившего в областном центре, супругам предложили вернуться в Иркутск. Немало усилий для этого приложили известные деятели культуры Владимир Викторович Матлах и Галина Яковлевна Березина.

— Нам сказали: приезжайте и создайте ансамбль, который мог бы стать примером для Иркутска. К тому времени я уже была директором школы искусств, а Сан Саныч — начальником управления культуры Краснокаменска. Но мы не раздумывая оставили высокие должности, квартиру и вернулись в родной город. Хотя я еще долго тосковала по тем местам, не могла перерезать пуповину, — признается Ольга Куглянт.

И чтобы хоть как-то заглушить ностальгию, они забрали с собой «Солнышко», точнее, основали ансамбль с таким же названием в Иркутске с нуля.

Звездный час 

Историю взлета «Солнышка» помнят многие иркутяне: ансамбль попал на телепрограмму «Утренняя звезда» и в одночасье стал знаменитым. И только супруги Куглянт знают, каким тяжелым был этот путь к славе…

— Коллективу еще не было и года, когда нас пригласили на телевидение. Предстояло четыре поездки в Москву, и каждый раз нужно было показывать новый номер, а у нас никакого репертуара. Пришлось бросить на подготовку все свои силы, знания, опыт, причем у детей, которые начинали писать историю «Солнышка», еще не было сильной танцевальной базы, зато они были очень эмоциональными. Благодаря этому и пришли к победе, — считает руководитель коллектива.

После такого громкого успеха снижать планку было непозволительно, так что супруги с еще большим энтузиазмом взялись за развитие ансамбля. В трудные годы, вспоминает Александр Куглянт, коллектив приходилось содержать на семейные средства.

— Все заработанные деньги распределялись просто: семью накормили, обули, одели, а все излишки — на ансамбль и костюмы. Именно тогда мы стали говорить, что «Солнышко» — это наш третий ребенок, — рассуждает Ольга Николаевна.

Жизнь коллектива буквально врастала в историю семьи Куглянт. Неудивительно, что многие события нашли отражение в отдельных постановках и вехи своей жизни супруги стали отмерять танцевальными номерами.

— От «Утренней звезды» у нас до сих пор остался один номер — «Игры севера». Конечно, за двадцать с лишним лет он стал другим, мы не даем ему зарастать мхом: обновляем музыкальный и танцевальный материал, меняем костюмы. Определенной вехой стал спектакль «Муха-цокотуха». Сочинили мы его еще в Краснокаменске, но поставили в Иркутске. В то время это была бомба, но если повторить его сейчас в том неизменном виде — получится нафталин, — справедливо рассуждает Ольга Николаевна. — Танец «Варенька» — это вкус победы, подъема, путешествий, а «Ямщицкая» — мечта всех наших мальчишек. Он невыносимо трудный, но станцевать его считается главным итогом обучения.

В золотом фонде коллектива есть еще один ключевой номер — «Степ шутка». Эта постановка появилась в результате большого семейного несчастья. Младший сын Николай получил в танцевальном зале серьезную травму руки. Последовало несколько операций, долгая реабилитация, и в этот момент отец понял, что ребенка нужно приободрить. Втайне от него он придумал постановку, где отвел Николаю сольную партию. Это был отцовский душевный порыв.

— Своего ребенка нельзя вытаскивать вперед, однако это был исключительный случай, — подчеркивает Ольга Николаевна. — Хотя Николай и так был лучшим, он был достоин этого номера и танцевал его великолепно.

Перед сыновьями Ольги и Александра даже не стоял выбор — заниматься хореографией или нет. Они оба росли при коллективе, здесь же делали уроки, кушали, общались… И пройдя через школу «Солнышка», в итоге оба выбрали творческие профессии. Старший собирался стать кибернетиком, поступил в лицей, но в последний момент передумал и отдал документы в театральное училище. По его стопам пошел и младший брат. Сегодня Николай работает в театре «Мастерская» (Санкт-Петербург), а Алексей после окончания училища сделал крутой виток и решил стать звукорежиссером. Сейчас он работает по своей специальности, используя в работе танцевальный и театральный опыт, и преподает в «Солнышке» кружок этнических барабанов. А в ансамбль на смену им уже пришли внуки — 11-летняя Анжела и 6-летний Мирон.

 «Он мой огнетушитель»

Работать рука об руку и проводить вместе 24 часа в сутки — такую проверку на прочность пройдут немногие пары. Но Ольга и Александр нашли в этом преимущество: они научились дополнять друг друга. В этом творческом союзе мужчина, как правило, создает алмаз, а женщина тщательно его шлифует.

— Хореографы делятся на несколько типов. Есть педагоги, которые могут лишь давать уроки. Есть универсалы, которые и ставят номера, и танцуют, и тренируют, — размышляет Ольга Николаевна. — А вот балетмейстеры, например, видят постановку и могут ее реализовать, но отрепетировать и отработать — нет.

— Вот это я, — кивает Александр.

— Отточить его номера до совершенства могу только я. И даже если я вношу какие-то улучшения, идея остается неизменной. Потому он мне и доверяет, — улыбается Ольга Куглянт, глядя на супруга. — И вообще я часто повторяю — он мой огнетушитель. Мне нужно всё, сейчас, сразу. Он же спокойно выслушает, приведет доводы, охладит, «подтушит» меня своим мнением, чтобы я не наломала дров. И я начинаю рассуждать трезво.

— Мы с ней плюс и минус. У нее характер взрывной и импульсивный, а я рассудительный (иногда даже чересчур). Когда стали жить и работать вместе, все эти противоречия и открылись. Было сложно, пока не поняли, что наша несхожесть — это преимущество, ведь мы можем дополнять друг друга.

Побыть наедине супругам удается нечасто, ведь даже все их путешествия сопряжены с гастролями и выступлениями коллектива. Но День свадьбы, 25 июля, Ольга и Александр непременно проводят вдвоем.

— Есть еще одна секретная дата, которую мы отмечаем каждый год, — 15 марта, — признается Ольга Николаевна. — Это день, когда мы поняли, что будем вместе.

Фото Валерия Панфилова и из архива семьи Куглянт

СПРАВКА

История детского ансамбля «Солнышко» ведет свой отчет с 30 апреля 1991 года — тогда состоялось первое выступление коллектива. В 1995-м «Солнышко» получило новый статус — муниципальный образцовый детский ансамбль танца. Коллектив имеет структуру хореографической школы и ансамбля танца на ее базе. Основным предметом здесь является классический танец. Кроме того, ведутся уроки по народно-характерному, step- и jazz-танцу. Обязательны занятия общей физической подготовкой.

Коллектив принимал участие в различных программах федерального телевидения, выступал на сцене Государственного центрального концертного зала «Россия», Кремлевского Дворца съездов, на фестивалях в Японии, Швеции, Франции, Германии, Болгарии, Венгрии, Италии, Польше, Китае, Южной Корее и острове Тайвань.

Лауреат премии губернатора Иркутской области. Лауреат Всероссийского детского фонда. Девятикратный обладатель Гран-при всероссийских и международных конкурсов, в том числе всероссийского фестиваля любительских музыкальных театров «Синяя птица» (Москва, 2002), II Международного фестиваля искусств им. И.Кальмана (Венгрия, 2007), фестиваля «Русские сезоны в Париже» «Хрустальная пирамида» (Франция, 2007), X Международного конкурса TANZOLYMP (Германия, 2013).