Новости Иркутска

Когда-то по Великому шелковому пути шли купцы из Восточной Азии до Средиземноморья. На протяжении многих веков этот грандиозный торговый маршрут соединял Восток и Запад. На пути караванов с тканями, специями, золотыми слитками, мехом и оружием гремели войны, рождались города и целые цивилизации. Сейчас название «Шелковый путь» носит российский ралли-марафон. Его имя словно отсылает к древним истокам: дорога проверяет на прочность участников гонки, которая является связующей нитью для нескольких стран. В этом году ралли пройдет через три государства: Россию, Монголию и Китай. Маршрут каравана охватывает сибирскую тайгу, монгольские степи, оазисы пустыни Гоби, а завершится гонка 16 июля в Дуньхуане (Китай). Древнекитайский философ Лао-цзы говорил: «Путешествие длиной в тысячу миль начинается с первого шага». Для гонщиков ралли он был сделан в Иркутске: 6 июля на площади графа Сперанского дали старт «Шелковому пути — 2019».

Все дороги ведут в Иркутск 

О том, что наш город примет одно из крупнейших соревнований в мире ралли-рейдов, стало известно в конце прошлого года. В декабре 2018-го в Иркутск приехали организаторы ралли во главе с легендарным Владимиром Чагиным. После встречи дирекции «Шелкового пути» с главой города Дмитрием Бердниковым были созданы рабочие группы, которые занялись подготовкой к масштабному событию.

А работать было над чем: город ожидал гостей из 36 стран! Участники ралли-марафона начали прибывать в столицу Приангарья в начале прошлой недели. В Иркутске для них организовали пункты размещения, питания и проживания. Стоит ли говорить, как это мероприятие положительно повлияло на иркутский бизнес? Однако, несмотря на явные плюсы, находились и те, кто высказывал недовольство. Основная претензия иркутян была в том, что в центре города на некоторое время перекрыли дороги. Но ведь согласитесь, в сравнении с тем, что Иркутск стал важнейшей частью события мирового уровня, это все-таки мелочи. Когда еще горожане смогут увидеть титулованных чемпионов Сириль Депре и Язида Альраджи, посмотреть грузовики легендарной команды «КамАЗ-мастер», оказаться в объективе федеральных и зарубежных телевизионных компаний?! Благодаря «Шелковому пути» наш город вошел в историю мирового автоспорта.

Кстати, до места старта все участники ралли добирались свои ходом. 21 июня караван европейских пилотов отправился из Парижа в Иркутск. Спортсмены проехали по многим регионам страны, и, как рассказал руководитель проекта «Шелковый путь» Владимир Чагин, везде их принимали радушно. В некоторых городах даже специально организовывали встречи с поклонниками.

— Во время гонки все стремятся работать на результат, не замечая окружающей картины, а вот во время транспортировки участники нашего ралли смогли полюбоваться красотами России, — отметил Владимир Чагин. — После финиша в Китае они вернутся в Европу через Казахстан.

Участники «Шелкового пути» не остались в стороне и от страшного паводка, случившегося накануне в Иркутской области. Они организовали сбор денежных средств для пострадавших, а также предоставили грузовой транспорт для доставки гуманитарной помощи. Кроме этого, дирекция ралли отказалась от суточного дневного рациона питания, заготовленного для организаторов на первый гоночный день, 7 июля, и направила его жителям Тулуна.

«Главное в многодневных гонках — стабильность» 

То, что 6 июля в Иркутске состоится важное событие, было заметно: по центру города разгуливали люди в фирменных футболках, на площади у сквера Кирова соорудили трибуны, сцену и огромный подиум. В 19.00 началась церемония старта, к иркутянам обратились официальные лица. Кстати, свое приветствие участникам, организаторам и зрителям ралли «Шелковый путь» направил президент России Владимир Путин.

В этом году ралли впервые пройдет в Монголии. Это большое событие для страны, в гонке задействованы несколько местных спортсменов. Руководитель администрации президента Монголии Зандаахуугийн Энхболд обратился к иркутянам на русском языке.

— Надеемся, что это не последнее участие нашей страны в ралли «Шелковый путь», — сказал он. — Мы искренне желаем, чтобы эта гонка и впредь проходила через Монголию. Наша страна открывает гонщикам свои просторы, и я уверен, что участники достойно оценят наши спортивные трассы, степи и пустыни.

Старт ралли дал мэр Иркутска Дмитрий Бердников. Он напомнил, что в нашем городе начинались многие успешные экспедиции.

— Традиционная гонка, объединившая спортсменов из 36 стран мира, впервые начнется в Иркутске, — отметил Дмитрий Бердников. — И это большая честь для нашего города! Мы готовились к этому событию, ждали его. Сделали все, чтобы участники, зрители, болельщики получили удовольствие от пребывания в нашем Иркутске — открытом, гостеприимном, радушном. Желаю всем командам успеха, а болельщикам — незабываемых впечатлений!

После этого началась эффектная презентация участников ралли. В гонке принимают участие 38 мотоциклов и квадроциклов, 93 грузовика и 97 внедорожников. Сначала зрителям представили мотоциклы — в этом году они впервые вошли в программу гонок. Перед иркутянами проехали титулованные мотогонщики, а пилот из Великобритании — многократный участник ралли «Дакар» Макс Хант даже остановился в центре площади, чтобы запечатлеть иркутских зрителей на видео и сделать селфи.

В мотозачете, кстати, участвуют не только мужчины. В числе четверых смелых гонщиц «Шелкового пути» — россиянка Анастасия Нифонтова, мастер спорта международного класса по мотоспорту, чемпионка мира FIM кросс-кантри ралли 2015 года, вице-чемпионка ралли марафона «Дакар-2017» в женском зачете. Анастасия тепло поприветствовала зрителей, а после раздавала автографы иркутским поклонникам.

— Иркутск — прекрасный город, я здесь была уже несколько раз зимой на соревнованиях «Байкальский разлом», также мы снимали ролик на Мамае и заезжали в Иркутск. Но летом я здесь впервые, — рассказала Анастасия Нифонтова. — У меня тут появилось много друзей. Люди в вашем регионе очень доброжелательные, всегда готовые помочь. Мне пишут слова поддержки в социальных сетях, подходят, фотографируются, желают удачи. Это заряжает!

— Часто ли люди делают акцент на том, что для девушки у вас довольно редкое увлечение? Как готовитесь к своим стартам?

— Да, в гонках девушек участвует меньше, чем мужчин, ведь это физически тяжело. Как и любой спортсмен, перед стартом я тренируюсь, работаю в спортзале. И, естественно, как девушка, тоже готовлюсь — ресницы, маникюр.

— Кто вас сопровождает в гонке?

— Мой механик и мой муж едут со мной. Помогают мне по ходу движения.

Кстати, Анастасия Нифонтова — не просто мотогонщица, но и мама двоих детей. Дочери 15 лет, а сыну семь.

— Дети остались в Москве с дедушкой и бабушкой — моими родителями, — говорит спортсменка. — В такие гонки, когда переезжаешь с места на место, живешь в палатке, их лучше не брать.

— Каковы ожидания от маршрута?

— Длинная трасса, может произойти все что угодно. Многое зависит от погоды, от собственного настроения. Главное в таких многодневных гонках — стабильность. Может быть, нужно будет не рваться вперед в начале маршрута, а потихоньку вкатываться, разминаться и показывать результат. В прошлом году я участвовала на внедорожнике, но все-таки моя основная специализация — это мотоцикл. И поэтому сейчас, когда гонки в мотозачете включили в программу ралли, я сразу подала заявку на участие. Давно мечтала проехать эту гонку именно на мотоцикле.

« Это огромное озеро…» 

Еще один титулованный гонщик, но уже в зачете грузовиков, — Мартин ван дер Бринк взял в качестве штурмана сына.

— Ему сейчас 17 лет, я готовлю его на различные турниры, в том числе на ралли «Дакар». Планируем, что он сам будет участвовать, — рассказал Мартин на пресс-конференции перед стартом ралли. — Мы побывали на Байкале, очень впечатлены. Мы с сыном даже зашли в воду, постояли секунд 20 — было холодно!

Все иностранные гости благодарили организаторов за визит на Байкал и удивлялись его красоте и величию.

— Это огромное озеро — не видно берегов! — говорили пилоты.

Старт гонки у берегов самого чистого озера — это дополнительная ответственность для пилотов. Владимир Чагин особо отметил, что дирекция ралли очень внимательно относится к экологии Байкала.

— У нас есть экологический комиссар, который контролирует, чтобы природе не был нанесен ущерб, — отметил руководитель ралли «Шелковый путь». — После отъезда с места отдыха между этапами весь мусор забирается.

Среди участников многодневного марафона есть и газовый КамАЗ. В этом спортивном грузовике используется экологически чистое автомобильное топливо — природный газ EcoGas. Благодаря его использованию негативное воздействие транспорта на окружающую среду минимально, это залог сохранения природы в ее первозданном виде. Экипаж газового КамАЗа под руководством Сергея Карякина выступает в составе знаменитой российской команды «КамАЗ-мастер».

  1. P. S. К моменту выхода номера участники многодневной гонки добрались до Монголии. После первых трех этапов лидером грузового зачета остается Сергей Вязович («МАЗ») , на второй и третьей позиции представители «КАМАЗ-мастера» Андрей Каргинов и Антон Шибалова. В зачёте внедорожников лидирует Нассер Аль-Аттия (Toyota), второе и третье место у китайских пилотов Лю Кун (Hanwei Motor. SMG Buggy) и Хан Вэй (GEELY SMG BUGGY).

Фото Александра Вавилова, Валерии Нестеровой и с сайта http://www.silkwayrally.com