Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307

В регионе растет число людей, пострадавших от кибермошенников. Жители Приангарья так и продолжают перечислять аферистам свои сбережения уже не десятками, а сотнями тысяч рублей. Рекордным по данному виду преступлений стало начало марта, когда только за два предпраздничных дня мошенникам удалось обмануть 26 человек. Больше половины пострадавших живут в областном центре. 

«Вас беспокоит министр финансов» 

Число кибермошенничеств, совершаемых с помощью мобильной связи, сети интернет и с использованием банковских карт неуклонно растет. С начала 2019 года на уловки мошенников попались более 350 жителей региона. Они перечисляли деньги аферистам, которые представлялись сотрудниками банков, различных фирм, устроителями лотерей и даже чиновниками.

Например, в Иркутске на прошлой неделе 82-летний инвалид поверил «министру финансов города Москвы» и перечислил ему 16 тысяч рублей. Пенсионер сообщил полицейским, что ему позвонил неизвестный и представился министром финансов. Незнакомец напомнил иркутянину, что несколько лет назад тот приобрел лекарственные средства. По словам звонившего, препараты оказались поддельными, продавцов судили и обязали компенсировать ущерб обманутым покупателям. Псевдочиновник сказал, что пенсионеру положена денежная выплата в размере более 500 тысяч рублей. Но для ее получения необходимо перечислить на указанный им счет комиссию в размере 16 тысяч рублей. Мужчина поверил собеседнику, отправился к ближайшему банкомату и перевел деньги аферисту. После этого «министр» перестал выходить на связь. Оперативники установили, что номер звонившего зарегистрирован в Москве.

Компенсация за лечение 

В еще более драматичную историю попала 60-летняя жительница Усолья-Сибирского, которая перевела мошенникам более 150 тысяч рублей. Аферисты тоже пообещали женщине компенсацию за некачественное лечение пищевыми добавками. Сначала они убедили пенсионерку перевести им 35 тысяч рублей за «размораживание ее банковской ячейки», а затем еще 116 тысяч за то, что деньги ей привезут на машине.

Усольчанка пошла в банк, взяла кредит и перевела всю сумму мошенникам. Но и на этом история не закончилась. Сославшись на ошибку в финансовых документах, мошенники попросили у потерпевшей еще 50 тысяч рублей. Тогда женщина решила позвонить своим родственникам и рассказать о возникшей ситуации. Они и убедили пенсионерку обратиться в правоохранительные органы. Следователи возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество».

А 56-летний иркутянин в своем желании получить компенсацию за неэффективное лечение БАДами перечислил аферистам более полумиллиона рублей. Обратившись за помощью в полицию, мужчина рассказал, что мошенники похитили у него 560 тысяч рублей, пообещав ему крупную денежную компенсацию. Звонивший представился сотрудником банка и рассказал, что иркутянину положена выплата в размере полутора миллионов рублей за неэффективное лечение, которое он проходил ранее, заказав пищевые добавки. Но чтобы получить их, нужно заплатить налог в размере 15 тысяч рублей, что и было сделано.

Затем в течение месяца аферисты продолжали развивать легенду, представляясь работниками разных ведомств и структур. Под видом открытия счета, оформления страховки, справок они уговаривали потерпевшего переводить свои сбережения на их счета. Когда мужчина, перечислив в итоге обманщикам более полумиллиона рублей, наконец понял, что его обманули, то обратился в полицию. Как выяснили оперативники, номера, по которым аферисты связывались с потерпевшим, зарегистрированы в Москве, а деньги со счетов снимались в Санкт-Петербурге.

Пострадавший от киберобманщиков иркутянин объяснил сотрудникам МВД, что ранее слышал о подобных мошеннических схемах из СМИ. Однако аферисты все же смогли расположить его к себе, играя на желании получить деньги, называя его персональные данные и демонстрируя свою осведомленность о том, что ранее он заказывал БАДы для лечения.

Опасные «сотрудники службы безопасности» 

В результате подобного мошенничества потеряла свои сбережения и учительница одной из школ Усольского района. Позвонивший ей мужчина представился сотрудником службы безопасности одного из банков. Назвав женщину по имени и отчеству, а также указав ее место проживания, он сказал, что в отношении ее банковской карты «замечена подозрительная активность». В ходе диалога звонивший поинтересовался наличием карт других банков, якобы желая защитить их содержимое от посягательств аферистов.

Следуя указаниям лжесотрудника, женщина продиктовала ему номер своей зарплатной карты, а также три цифры с оборотной стороны и пароли из банковских СМС. Итогом доверительного диалога стало исчезновение с карты потерпевшей 15 тысяч рублей. Когда женщина позвонила на горячую линию банка, то узнала, что все это время общалась с мошенниками.

Никаких разговоров о состоянии счетов 

— В любой ситуации, где речь заходит о деньгах, их безопасности, переводах, крупных выигрышах или сомнительных сделках, лучше избегать поспешных самостоятельных решений и советоваться с родственниками или друзьями. А лучше всего позвонить в банк по телефону горячей линии, — пояснил нашей газете руководитель пресс-службы Главного управления МВД региона Герман Струглин.

Он также отметил, что при опросе заявителей усматривается определенная связь всех хищений по способу их совершения. Обманутые граждане уверяют, что звонившие располагали их персональными данными, общались с использованием профессиональной лексики, а также оказывали психологическое давление на них, убеждая, что при невыполнении предложенных условий они лишатся своих накоплений.

Так или иначе, сегодня практически все владельцы банковских карт и средств связи сталкиваются с попытками мошенников завладеть их финансами. Это делается с помощью рассылок вирусных программ, различных «выгодных» предложений о розыгрышах и призах, а также посредством прямого общения. Наиболее уязвимыми оказываются люди импульсивные и легковерные.

Главный совет сотрудников полиции — при поступлении звонка о состоянии банковских счетов необходимо немедленно прервать разговор, не следует также реагировать на эсэмэски, касающиеся финансов. После получения такой информации надо набрать номер горячей линии финансовой организации, указанный на вашей карте.

Кроме того, необходимо соблюдать правила безопасности при совершении сделок в социальных сетях и интернет-магазинах. Для этого нужно внимательно следить за правильностью наименования запрашиваемого сайта, чтобы не попасть на созданный мошенниками клон. Это же касается поступающих на телефон сообщений с номеров, отличающихся от официальных одной цифрой или каким-либо символом.

Надо также знать, что сотрудники службы безопасности, а также другие банковские работники никогда лично не звонят клиентам, не сообщают им о возможных попытках несанкционированного снятия средств с их счетов и не требуют от граждан предоставления любых персональных данных и реквизитов банковской карты.

Все операции со счетами клиентов отслеживаются в автоматическом режиме, выявленные подозрительные сделки приостанавливаются на определенный срок в зависимости от статуса карты. Вопросы о продолжении транзакции решаются при непосредственном визите клиента в финансовое учреждение. Никаких операций через банкомат для сохранения вкладов либо перевода на резервные счета при дистанционном консультировании производить нельзя.

Следует осознавать, что телефонные мошенники или интернет-аферисты ничем не отличаются от гастролирующих экстрасенсов, так как цель у всех одна — нажиться за чужой счет, заставив жертву лично отдать свои ценности в руки обманщиков. Только те, кто совершает эти преступления дистанционно, более уверены в своей безнаказанности.