Новости Иркутска

Это самые спокойные и осторожные люди на Земле. Лишь одно неверное движение — и крошечная деталь ломается в их руках. Но зато, когда они завершают свою работу, их радости нет предела! Кажется, они создали лишь игрушечную модель самолета или корабля. На самом деле они сотворили свою маленькую вселенную. Сегодня мы расскажем об иркутских моделистах.

Авиационный город 

Юрий Усов — иркутский коллекционер-моделист. По профессии он инженер-электрик, работает вахтовым методом на Севере. Ну а в свободное время спешит за свой рабочий стол: собирать модели самолетов, кораблей и фигур. У него двое сыновей — Илья и Андрей. Они помогают отцу с самого детства: больше всего любят собирать модели машин, особенно гоночных.

— В 1995 году я случайно увидел продававшуюся модель истребителя Су-35, — рассказывает Юрий. — Купил, собрал ее и понял, что «пропал» навсегда. Тогда я учился в ИСХИ на первом курсе и до этого времени никогда не сталкивался с моделизмом. На самом деле купить тогда в Иркутске модель было сложно. Сейчас выручает интернет.

Юрий собрал около 30 моделей, но, переезжая в другой дом, большую их часть раздал соседям. Себе оставил только самые ценные. Больше всего он гордится точной копией вертолета Ка-50 «Черная акула». Собирая модели, он обнаружил, что его родной Иркутск — один из самых авиационных городов в стране.

— XX век в истории нашего города я бы назвал авиационным. История большой авиации — и в домах, где родились наши выдающиеся конструкторы Николай Камов и Михаил Миль, и в современных лайнерах, которые сегодня выпускает иркутский авиазавод, — продолжает Усов. — Не нужно забывать и о других наших земляках — Якове Гаккеле и Игоре Эрлихе!.. Без преувеличения можно сказать, что Иркутск является вертолетной столицей России, а может, и мира, ведь наши вертолеты эксплуатируются во всех уголках Земли.

Мой собеседник вспомнил и об авиационных учебных заведениях, расположенных в нашем городе, а также о первом в отечественной истории рейсе реактивного пассажирского самолета Ту-104, который был совершен в наш город. Близость авиабазы «Белая», наличие авиазавода, расположение международного аэропорта доказывают, что и в начале XXI века Иркутск остается крупным авиационным центром.

— Интересно, а какие самолеты носят имя нашего города?

— Ту-95МС «01 красный «Иркутск», Су-30СМ «45 синий «Иркутск», Ан-30 «31 желтый «Святитель Иннокентий Иркутский», Ту-22М3 «30 красный «Владимир Безбоков». Кстати, если говорить о XIX веке, то он для Иркутска стал «морским». Границы Иркутской губернии в то время простирались до Ледовитого и Тихого океанов.  В Иркутске стоит единственный сохранившийся в России ледокол, изготовленный в конце XIX века и спущенный на воду в 1900 году, — «Ангара». А сегодня «морскую» тему продолжает подводная лодка К-132 «Иркутск». Я люблю свой город, поэтому стал собирать модели, которые имеют прямое к нему отношение: танк Т-34 «Иркутский комсомолец», фигуры иркутских полководцев и т. д.

Так, у Юрия появилась идея проекта «Иркутская военная история в миниатюрахъ». Прежде всего, в нем важна точность — историческая и конструкторская, поэтому на архивные изыскания уходит немало времени. Например, как точно создать модель нашего знаменитого танка-памятника? Не каждый знает, что во время Великой Отечественной войны было изготовлено множество модификаций танка Т-34. Юрий отыскал модель с такими же катками (прорезиненными колесами), как и у «Иркутского комсомольца». Но как на этой модели сделать всем известную надпись?

— Я нашел в Москве одного хорошего художника, который прорисовывает и печатает переводные картинки (так называемые декали), — продолжает коллекционер. — К сожалению, у нас в городе это сделать нельзя.

Ко Дню авиации у моделиста была возможность побывать на военном аэродроме «Белая», а также в аэропорту Иркутска, куда он привез копию пассажирского самолета одной иркутской авиакомпании. Посетители праздника очень удивились, когда увидели самолет — и настоящий на стоянке, и в миниатюре на столе. Многие, разглядев такие точные копии, захотели попытаться сделать их своими руками. Тогда Усов стал проводить мастер-классы.

Раскрасить гусарский мундир 

Юрий Усов старается популяризовать свое занятие. Например, к 23 февраля он провел несколько уроков для воспитанников патриотических клубов и школьников. Обычно на подобные презентации мастер берет с собой модели, которые можно собрать без клея: у него специфический запах, и работать с ним не так просто. Главная цель, которую он ставит перед собой, — заинтересовать ребят моделированием, помочь им самостоятельно сделать свой первый шаг в мир большой техники.

Организует иркутянин и благотворительные мастер-классы. Он живет в Рабочем, и когда недалеко от его дома случилась страшная авария — под машину попал 10-летний мальчик, Юрий, не задумываясь, отправился к нему домой, чтобы его поддержать. И это получилось: мальчуган с удовольствием и азартом собирал модель танка Т-34 «Иркутский комсомолец», позабыв о своих травмах.

ЛИД// Надо сказать, что проект затрагивает образцы, так или иначе связанные с историей нашего города. В этом году эта гражданская инициатива заняла третье место в номинации «Наследие Иркутска» конкурса социально значимых проектов «Миллион на добрые дела».//

— На полученные деньги я купил стартовый набор для литья из олова, — говорит Юрий. — Планирую выплавлять оловянные модели, в числе которых танк Т-34 «Иркутский комсомолец», фигурки иркутских драгун и гусаров. Например, на следующем мастер-классе вместе с детьми мы будем собирать и раскрашивать фигуры кавалеристов Иркутского гусарского полка. Примечательно, что всех служивших в наших полках называли «иркутцами». Наши земляки принимали участие в битве при Бородино, обороняли Шипку и Порт-Артур, воевали на полях Первой мировой, в 1945 году брали Берлин.

По мнению Усова, занимаясь сборкой и покраской масштабной модели, ребенок отвлекается от гаджетов. Моделирование воспитывает в ребятах усидчивость, внимательность, аккуратность, развивает мелкую моторику и логическое мышление. Кроме того, это познавательное занятие. Ребенок изучает историю, устройство и принцип действия машин, механизмов, летательных аппаратов.

«Буран» был «Байкалом»

По времени этот проект охватывает более 200 лет. По географии он не знает границ — простирается от морских глубин до бескрайности космоса.

— Наш город напрямую связан с космосом, и мы также будем развивать эту тему, — продолжает конструктор. — Обязательно соберу и покажу иркутянам корабли Бориса Волынова и Анатолия Иванишина. Уже подготовил декали для макета третьего летного экземпляра челнока «Буран». Он, между прочим, должен был называться «Байкал». Хорошо бы еще собрать и ракету-носитель «Ангара»…

Стоит отметить, что проект Юрия Усова уникальный, не имеющий аналогов в России. Он не ограничен ни временными, ни возрастными рамками, способствует изучению истории родного края и развитию чувства патриотизма.

Фото  Валентина Карпова