Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307
Тираж газеты «Иркутск»  – 38 000 экземпляров.
Мы предоставляем большой выбор рекламных возможностей

Накануне 8 Марта наши корреспонденты побывали в хранилище музея истории Иркутска имени А.М.Сибирякова, где познакомились с раритетной коллекцией духов. О том, какую ценность представляют обычные стеклянные бутылочки с остатками ароматной жидкости, рассказала старший научный сотрудник Ольга Чернявская.

Духи как примета времени 

Глядя на эту коллекцию, рожденные в СССР наверняка испытывают чувство ностальгии. Ведь во времена тотального дефицита иметь духи считалось признаком совершенного образа. Сегодня для него нужны многочисленные пластические операции, косметические обертывания, болезненные уколы и прочие затратные по времени и финансам манипуляции.

В СССР для этого достаточно было стать обладательницей простенького стеклянного флакона с надписью «Тет-а-тет». А если удавалось нанести на себя пару капель из точно такой же бутылочки с французским ароматом «Сhanel № 5», то можно было причислить себя к клану небожителей. И никакого вреда здоровью.

Тесная связь между запахом и эмоциями отмечена с незапамятных времен, причем зачастую она существует на подсознательном уровне. Но использование духов французами, которым в современном мире принадлежит пальма первенства в производстве парфюма, носило исключительно прикладной характер. Поскольку в средние века европейцы не имели привычки мыться, а канализация в городах отсутствовала, туалетная вода позволяла приглушить смрад, который источали человеческие тела и жилища. Кроме того, резкие ароматы отпугивали насекомых-паразитов, в первую очередь блох.

В Европу же духи попали с Востока, где с древних времен создавали ароматические масла для улучшения самочувствия, ухода за кожей, проведения религиозных обрядов. Требования европейских аристократов к духам во времена Средневековья и Ренессанса были невелики — стойкость и резкость. Именно такой парфюм мог перебить неприятные запахи.

Только в XVIII веке, когда духи стали сочетаться с гигиеническими процедурами, французы начали изобретать оригинальные ароматы, используя легкие свежие композиции из розмарина, бергамота, лимона, дыни, арбуза, популярные до наших дней. А в XX веке парфюмеры начинают выпускать ароматы для определенной погоды и даже времени суток.

— Коллекцию духов и одеколонов в музее истории Иркутска начали собирать с момента его основания — в 90-е годы прошлого века. Главным образом, в ней представлены экземпляры 60-х и 70-х годов, поскольку именно в этот период в СССР активно развивается собственная парфюмерная промышленность, — рассказывает Ольга Александровна.

По ее словам, предложение было обусловлено спросом. Люди, уставшие от лишений и невзгод военных лет, остро ощутили потребность в красоте. Сыграла свою роль и «оттепель», когда в СССР проникают западные модные веяния.

— В коллекции представлены популярные в те годы духи «Красная Москва» и парфюмерный набор «Кремль». Они, безусловно, характеризуют эпоху даже одним своим названием. Их выпускала московская фабрика «Новая заря», — поясняет Ольга Чернявская. — Чуть позднее, в начале 70-х, в моду входит «Реноме», «Рижская сирень» от Dzintars, московские «Ландыш серебристый» и «Белая сирень», польские «Быть может». Появляются духи казанской парфюмерной фабрики. Приметой времени является то, что разливаются они в фигурные флакончики и упаковываются в красиво оформленные коробки.

Пусть чего-то не хватает… 

В 70-е годы в СССР начинают создаваться духи по французским технологиям — «Тет-а-тет», «Клема», аналоги Canel № 5, Dior. И это в основном были именно духи, их использовали очень долго. Во многих бутылочках, собранных в музее, духи сохранились до сих пор. Сегодня же мы имеем дело преимущественно с туалетной водой.

Часть парфюмерных технологий была унаследована фабрикой «Новая заря» у дореволюционной парфюмерной империи Генриха Брокара. Фирма «Брокар и Ко» начала выпускать свою продукцию в России во второй половине XIX века. В 1882 году на Промышленно-художественной выставке в Москве она удостоилась золотой медали. А спустя семь лет духи «Персидская сирень», изобретенные Брокаром, удостоились Большой золотой медали на всемирной выставке в Париже. К 300-летию дома Романовых Брокары выпустили аромат «Любимый букет императрицы». Именно этот аромат на национализированной большевиками фабрике был переименован в «Красную Москву».

В постоянно действующей экспозиции музея истории Иркутска представлены редкие экземпляры флаконов, созданных в России до революции. Многие бутылочки делались тогда по индивидуальным заказам и не имеют аналогов.

— В середине 70-х на смену оригинальным упаковкам духов и одеколонов приходят минималистские варианты — прямоугольные и квадратные бутылочки, простенькие коробочки, — продолжает Ольга Александровна. — Это тоже было связано с тенденцией времени — уходом от традиционных для мещанского быта кружев, фикусов, слоников в минималистское оформление интерьеров.

В 90-е годы вся наша парфюмерия с прилавков практически исчезла и массово появилась продукция заграничных производителей.

По сути, сегодня эта музейная коллекция — раритет, так как она напоминает о славных временах, когда пусть избирательно, но у женщин в нашей стране была возможность пользоваться настоящим парфюмом со знаком качества. Он подчеркивал не только индивидуальность, но и статус обладательницы духов. Полвека назад духи, подаренные на 8 Марта, были способны растопить сердце любой дамы. Сегодня ароматы, расфасованные в упаковки с названиями известных заграничных брендов, к сожалению, обесценились. Невольно вспоминается миниатюра Аркадия Райкина, которая заканчивается фразой: «Пусть все будет, но пусть чего-то не хватает».

Фото Валентина Карпова