Новости Иркутска

«Вот это да, настоящая катапульта!» — переговариваются школьники, заглядывая за музейную дверь. Экспозиция называется «Иркутск авиационный», она только готовится к открытию. На почетном месте здесь обстановка кабинета Михаила Миля. Выдающийся конструктор вертолетов родился в Иркутске, и родственники изобретателя передали музею его личные вещи: стол, лампу, настенные часы и кресло. Здесь же размещена информация и о других наших знаменитых земляках-авиаторах — Николае Камове и Якове Гаккеле. Но школьникам на пробных экскурсиях больше всего нравятся два катапультируемых кресла. Потому что в них чувствуешь себя «как в небе».

Спасение пилота 

В музее — два кресла, снятые с боевых самолетов. Одно из них обычно стоит на истребителях Су, которые производят на Иркутском авиазаводе. Второе — с дальнего бомбардировщика семейства Ту. Такие самолеты расположены на аэродроме дальней авиации на Белой в Усольском районе. Даже увидеть вживую самолет Ту-22МЗ — большая редкость. А прикоснуться к оригинальным его частям и вовсе удача для любого мальчишки.

Кресло в отличном состоянии. В него можно сесть, пристегнуть многочисленные ремешки и ощутить себя настоящим летчиком. Правда, по словам экскурсоводов, среди современной молодежи не так много желающих связать свою жизнь с небом. А вот раньше в авиации мечтали работать очень многие.

— Соприкоснуться с авиацией мне пришлось лично: срочную служил авиамехаником,— улыбается Сергей Трофименков, заведующий филиалом «Солдаты Отечества». — И там заметил: все авиаторы даже в отставке стараются не расставаться со своей форменной одеждой. В первую очередь это касается летных курток — их они носят до последнего, а потом еще передают своим детям как реликвию. У нас есть такая куртка в экспозиции…

Я надеваю шлем летчика и усаживаюсь в кресло — авиаторы называют его «катапультным». Меня долго фиксируют разными ремнями. Все подгоняется основательно, ведь небо не прощает ошибок. А вот расстегиваются все ремни подвесной системы одним движением руки. Это сделано, чтобы летчик в случае необходимости моментально мог освободиться от всех пут: крепежи буквально «отстреливаются». Ноги твердо стоят на специальной подставке, шлем аккуратно прижимается к подголовнику.

Во время катапультирования летчик испытывает большие нагрузки, поэтому все его части тела должны быть четко зафиксированы. У космонавтов каждая часть катапульты и вовсе изготавливается по индивидуальным чертежам: там перегрузки еще больше.

Принцип работы спасательного кресла прост. В кабине пилота катапульта расположена на направляющих «рельсах». Резкое ускорение креслу дает пороховой заряд или реактивный двигатель. На военных самолетах вначале сбрасывается остекление кабины — так называемый фонарь. В случае аварии летчик нажимает на красный рычаг, который находится под рукой. Срабатывает пиропатрон, воспламеняется пороховой заряд — и катапульта отлетает на десятки метров. В зависимости от типа самолета летит вниз (например, на Ту-22) или вверх (на большинстве моделей).

Обучаются пилоты на специальных тренажерах, которые имитируют самый опасный момент, когда катапульта «отстреливает» от самолета. К такому повороту летчик должен быть хорошо подготовлен: его тело в момент «выстрела» испытывает колоссальную перегрузку. Поэтому само кресло не очень удобное: летчик вынужден находиться в такой позе, чтобы все части тела фиксировались на специальных упорах. После катапультирования каждого летчика обязательно отправляют на медицинскую комиссию, где решают, может ли он продолжать летать после перенесенных нагрузок.

Кстати, наш земляк — уроженец села Кимильтей Зиминского района Владимир Доронин разработал много систем катапультирования для военной авиации и космической техники. Например, на бомбардировщике Ту-16 стоял автомат, который раскрывал ремни, удерживающие летчика в катапультном кресле.

Запас на случай аварии 

Удачно приземлиться на парашюте дано не каждому. Жесткая посадка может произойти в самом неожиданном месте: на деревья, в холодную реку, каменистое ущелье… В экстремальных условиях военный летчик обязан продержаться максимально долго, поэтому в катапультируемом кресле есть так называемый носимый аварийный запас (НАЗ).

Какие вещи необходимы, чтобы летчик мог выжить в критической ситуации? Прежде всего запас воды. Фляжка в полтора литра сделана из посеребренного металла, чтобы жидкость в ней не портилась. Мы открываем один из аварийных запасов, в нем — патроны для пистолета и сигнальные ракеты, сухое горючее, специальные спички и много чего ещё. С их помощью можно разжечь костер, даже если все вещи вокруг отсыреют. А вот металлическая банка, где хранятся разные лекарства, бинты и шприцы. Ампулы с йодом сделаны так, чтобы их можно было открыть одним движением пальцев.

— В одном из наборов даже есть рыболовные принадлежности, — продолжает Сергей Владимирович. — Если самолет летал над морем, то в носимый аварийный запас обязательно входила небольшая надувная лодка. Сухой паек разнообразен: несколько банок мясных консервов, галеты, шоколад. Есть даже солнцезащитные очки и мачете (большой нож). Разумеется, при приземлении пилот прежде всего включает радиомаяк, по которому его смогут отыскать в любой точке Земли.

Интерес к военной истории сегодня у школьников огромный. Экскурсии в музее истории идут одна за другой. В «Солдатах Отечества» можно проследить, как в нашем регионе развивалось военное дело: от участия иркутян в войне с Наполеоном до размещения современного ракетного соединения в микрорайоне Зеленом. Есть залы, посвященные событиям Гражданской войны, а также участию иркутян в Великой Отечественной войне.

Особое впечатление на детей производит комната, где воссоздана атмосфера военного госпиталя — здесь даже пахнет хлороформом. А дошколятам и школьникам младших классов больше всего нравится изучать стоматологический аппарат тех давних для них времен. Отдельный зал посвящен событиям в Афганистане. Здесь даже стоит автоматический миномет, который применялся на той войне.

— Я и не знал так много про войну, — говорит шестилетний Алеша, пришедший в музей вместе со своими детсадовскими друзьями и воспитателем. — Мне очень понравились пушка и крыша танка, которые здесь стоят. Но больше всего я полюбил сидеть в кресле летчика! Я скоро сам стану настоящим летчиком!

А В ЭТО ВРЕМЯ

Многие иркутяне дарят музею ценные вещи, доставшиеся им от родственников. В этом филиале музея истории Иркутска есть обширные фонды, которые постоянно пополняются. Так, совсем недавно дарители принесли две редкие почтовые марки, выпущенные в Германии в 1937 году. На них изображен немецкий солдат Имперской службы противовоздушной обороны. Чтобы собрать всю серию, иркутские музейщики выкупили на интернет-аукционе недостающую марку. Коллекции потом выставляются в музейной экспозиции. Для сотрудников филиала «Солдаты Отечества» важен любой артефакт, который имеет отношение к военной истории. Так, например, недавно была подготовлена выставка монет и марок стран, принимавших участие во Второй мировой войне.

Фото автора