Новости Иркутска

В текущем учебном году в России вводятся новые порядки в проведении государственной итоговой аттестации школьников. Изменений много, они не очень крупные, однако затронут большинство учащихся.

Обязательные предметы 

Не так давно ученики 11-х классов сдавали ЕГЭ в режиме, который можно смело назвать льготным. Им вменялось в обязанность пройти тесты всего по двум предметам — математике и русскому языку. Остальные предметы ученики выбирали по своему желанию, сопоставив свои возможности с требованиями вуза, в который они планировали подать документы.

Слухи о том, что список обязательных экзаменационных дисциплин расширят, ходят уже несколько лет подряд. Эксперты считают, что значительная часть учеников предпочитает сдавать лишь минимум предметов, необходимых для поступления, не желая получать дополнительные знания. Именно с этой целью и решено ввести третий по счету обязательный ЕГЭ.

Первоначально обновление образовательной нормы планировалось внедрить в 2017 году, но дополнительный предмет не ввели в число обязательных экзаменов. Однако новый, 2018—2019 учебный год, скорее всего, ознаменуется этой инновацией. Вопрос пока только в том, какой предмет будет вынесен на сессию ЕГЭ.

В числе самых вероятных дисциплин называют историю, аргументируя тем, что современная молодежь слабо ориентируется в прошлом своего государства. Также в качестве возможных вариантов называют географию.

К 2022 году обещают ввести обязательный экзамен по иностранному языку. Это подтвердил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Сейчас специалисты обсуждают возможные конструкции экзаменационной модели обязательного ЕГЭ по иностранным языкам. Скорее всего, экзамен будет разделен на обязательный и по выбору.

Добавили и расширили

В 2019 году изменения коснутся и заданий. Прежде всего, коррективы внесут в единый госэкзамен по математике. Нынешние выпускники уже не будут сдавать, как это было прежде, два экзамена: и базовый, и профильный. Теперь им нужно будет выбрать какой-то один. Зачем так сделано? Считается, что выпускники, которые выберут профильную математику, легко справятся с базовым уровнем, и наоборот.

К сдаче теперь доступны не четыре иностранных языка, а пять — к английскому, французскому, немецкому и испанскому добавится китайский. Все эти изменения для выпускников утверждены в Министерстве просвещения и Рособрнадзоре.

Сейчас началась реализация дорожной карты по разработке и апробации модели обязательного ЕГЭ по иностранным языкам. Подходы к уровню сложности заданий отрабатываются на всероссийских проверочных работах (ВПР) для 11-го класса. С этого учебного года вводятся ВПР по иностранным языкам и в седьмом классе.

По словам главного специалиста отдела развития общего образования департамента образования администрации Иркутска Зои Космаковой, китайский язык, несмотря на то что он изучается в пяти школах города (центр образования № 47, школы № 19, 26, 44, 72), для сдачи ЕГЭ в 2019 году не выбрал ни один выпускник 11-го класса. Испанский язык изучается лишь в одной школе Иркутска (СОШ № 26) и был выбран одним учеником.

— Данные иностранные языки, вероятно, будут востребованы на ЕГЭ, если выступят в качестве профильного предмета при поступлении в высшее учебное заведение, — сказала Зоя Васильевна.

Кстати, с 2019 года школьники будут осваивать два иностранных языка, один из которых (основной) будут учить уже с первого класса, а второй (дополнительный) — с пятого. Конечно, возможны разные варианты распределения часов изучения языков в программе, которые будут зависеть от региона, профиля и других особенностей учебного заведения.

Изменились требования к сочинению и критерии, по которым его оценивали. Добавились новые задания, например такое, в котором ученику нужно провести пунктуационный анализ текста. Произошли и другие изменения. Если раньше, например, ученику предлагались варианты пропущенного слова или сочетания слов, то теперь он должен выбрать их самостоятельно.

Часть заданий усложнили и лишили их формальных подсказок. Таким образом, вероятность случайно угадать правильный вариант снизилась.

Изменения произошли и в ЕГЭ по обществознанию, биологии, истории, литературе и иностранным языкам.

Еще в 2018 году началась апробация технологии передачи контрольных измерительных материалов ЕГЭ в экзаменационные пункты по интернету. С 2019 года планируется поэтапное внедрение этой технологии в практику: все экзаменационные материалы будут зашифрованы, а ключ шифрования направят в пункт за 30 минут до начала ЕГЭ. Таким образом возможность утечки заданий будет исключена. К 2020 году планируется внедрение компьютерной формы сдачи ЕГЭ в штатный режим.

Как пояснила Зоя Космакова, в Иркутске апробация технологии получения контрольных измерительных материалов ЕГЭ по интернету проводилась в 2018 году в двух пунктах — на базе гимназии № 44 и школы № 80. Она прошла успешно. Но в 2019 году в областном центре будет по-прежнему использоваться прошлогодний вариант: контрольно-измерительные материалы придут на CD-дисках.

А вузы что? 

Изменения произойдут и в системе аккредитации вузов. Сейчас они обсуждаются рабочей группой, в состав которой вошли представители различных министерств, вузовских объединений и Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Несколько нововведений появится в этом году в правилах приема в вузы. Самый главный вопрос, который волнует всех абитуриентов: «Во сколько вузов можно будет подавать документы?».

Пока поправки об ограничении числа вузов для поступления еще не приняты. Так что в этом году подавать документы по-прежнему можно сразу в пять вузов на три специальности в каждом.

Единственное отличие коснулось призеров олимпиад. Им теперь можно подавать свидетельство о победе только в один вуз. В остальные четыре они могут принести сертификат ЕГЭ и поступать на общих основаниях.

Но учитывая тот факт, что победа в олимпиаде приравнивается к ста баллам ЕГЭ, победители легко поступят в вузы с одной попытки.

С 2019 года даже победителям олимпиад и конкурсов будут добавлять не более десяти баллов при поступлении. Причем в разных вузах могут начислить различное количество дополнительных баллов.

Хорошая новость: количество бюджетных мест в вузах может увеличиться. По крайней мере на декабрьском заседании коллегии Минобрнауки России министр Ольга Васильева отметила сокращение численности населения в возрасте 17—30 лет и подчеркнула важность сохранения подготовки специалистов по приоритетным направлениям госзаказа.

Ежегодно Правительство России устанавливает приоритетные направления и квоты на количество необходимых специалистов. В 2019 году вузы, нарушающие обязательства по целевому набору студентов, могут столкнуться с санкциями, законопроект о введении которых уже принят в первом чтении.

Студенты, обучающиеся по данной программе, обязуются осуществлять трудовую деятельность в строго определенной организации на протяжении срока, указанного в договоре, но не менее трех лет.