Новости Иркутска

Как белорусы отпугнули зимнюю ночь

Андрей Колганов
10 января 2019

Песни, шутки, смех, веселье и… козье блеяние. Белорусы-иркутяне ходят по домам и дарят людям самое ценное — радость наступившего нового года. Они древними обрядами своего народа, веселыми колядками отгоняют долгую зимнюю ночь.

Подарки для козы

Мы разговариваем с создателем первого национально-культурного   белорусского общества в нашем городе Олегом Рудаковым. Сегодня он заместитель председателя иркутского белорусского клуба «Крывiчи».

— Древний смысл колядок в том, чтобы отпугнуть бесконечную зимнюю ночь. И правда, у нас получилось: теперь с каждым днем становится понемногу светлее, — улыбается Олег Васильевич. — Сама Коляда — это юная, прекрасная девушка, она несет в руках Зорку — символ cолнца. Возглавляет колядки длиннобородый Дзед — глава рода, которому ни в коем случае нельзя перечить. На наших праздниках всегда присутствует Коза — символ плодородия и богатства.

Именно Козу должны «полечить» своими подарками хозяева домов. Есть весельчак Механоша, который с шутками и прибаутками собирает подарки. Этой веселой компании помогают Медведь, Волк и Ворожбитка… Колядовали иркутяне в деревне два дня. Навеселились, насмеялись. Кстати, молодые люди после таких встреч начинают более глубоко интересоваться историей и культурой своего народа. Неудивительно, что в клубе всегда много молодёжи.

Сам Олег Рудаков родился в деревне Бездедовичи Витебской области. В советское время там в большинстве деревенских школ преподавали на белорусском языке, тогда как в городских — на русском.

— Когда я поступал в военный вуз, мне даже математику разрешили сдавать на белорусском, потому что многие термины на русском я просто не понимал, — рассказывает он. — У нас все слова пишутся так, как слышатся. А как сдать экзамен в вуз на русском, если числитель у нас всегда назывался «лічнік», а знаменатель — «назоўнік»?..

Деревенский парень Олег Рудаков с детства впитывал родные традиции и даже не подозревал, что посвятит им всю свою жизнь.

Окунуться в историю и культуру 

После учебы в Тюменском военном училище в 1989 году офицер Рудаков приехал в Иркутск. Он служил в Зеленом, в Витебском гвардейском соединении РВСН.

—  Во время Великой Отечественной войны наша дивизия была артиллерийской и участвовала в операции «Багратион», которая осуществлялась как раз в моих родных местах — продолжает Олег Васильевич. —. Потом дивизия прошла перевооружение и стала ракетной. Среди ракетчиков было много выпускников военных вузов с запада, так что я служил с земляками.

Первое белорусское национально-культурное общество возникло в Иркутске, можно сказать, по счастливой случайности. Олег написал письмо о сохранении белорусских традиций в Сибири в литературную газету на родину — его не только опубликовали, но еще и пригласили выступить на съезде любителей белорусского языка. В президиуме тогда был знаменитый писатель Василь Быков. После выступления к иркутскому офицеру подошли многие белорусские лингвисты и буквально засыпали его вопросами о жизни белорусов в Сибири.

— Вот тогда, в 1996 году, окрыленный успехом и общением с земляками, я создал товарищество белорусской культуры имени Яна Черского, — говорит Рудаков. — Кстати, знаменитый исследователь Прибайкалья Ян Черский родился в 50 километрах от моей родной деревни. Сохранилось его письмо, где он скучает по родной белорусской мове. Через год мы создали еще и молодежный клуб «Крывiчи» — в честь древнеславянского племени, от которого и пошли белорусы. До сих пор обе организации работают в Иркутске. Когда вокруг одной идеи собирается много людей — это хорошо. Ведь каждому нужно себя реализовать, каждому надо получить больше знаний, окунуться в историю и культуру своего народа.

Народный календарь 

В течение всего года белорусы проводят массовые обряды к своим сезонным праздникам. А их много, и все они яркие и веселые! В феврале проходят Грамницы — праздник, посвященный встрече зимы и лета, когда из искры высекают ритуальный костер. «Гуканне вясны» проходит в конце марта. В начале действа участвуют только девушки: считается, что именно женские голоса могут разбудить спящую природу. А в апреле белорусы «будят медведя»: мужчины борются друг с другом, подражая хозяину тайги.

Несомненно, один из самых ярких обрядов проходит в ночь на Ивана Купала. Белорусский праздник Купальле длится всю ночь. Молодежь прыгает через костер, водит хороводы, поет песни. Год традиционно заканчивается несколькими праздниками в честь сбора урожая и встречи зимы. Все праздники у белорусов построены по принципу интерактива: каждый зритель вовлекается в общее действие.

Сегодня в Иркутской области 19 белорусских фольклорных коллективов. В мае они собираются в Иркутске на фестиваль «Белорусский Кирмаш» — выступают и делятся опытом.

— В наших краях белорусов больше, чем украинцев, которые старались уехать подальше, в Приморье, где мягче климат, — рассказывает Олег Рудаков. — Белорусам же сразу пришлась по душе иркутская суровая тайга, ведь она похожа на наши пущи и дубравы.

Ценность деятельности национально-культурных обществ белорусов в Иркутске — в постоянном привлечении молодых людей, которым по-настоящему интересно узнать, как их прадеды и прабабушки оказались на сибирской земле. Этим опытом заинтересовались и похожие организации в соседних городах — прежде всего в Томске и Новосибирске.

— Белорусы быстро ассимилируются, где бы они ни жили, — продолжает Олег Васильевич. — В то же время мы довольно консервативны. Уважаем порядок и чистоту — никогда не позволим бросить бумажку под ноги, не говоря уже о семечках возле подъезда! А еще говорим мы исключительно литературно: нецензурные выражения у белорусов были под запретом во все времена.

Олег Рудаков уверен: у каждого третьего иркутянина найдутся белорусские корни. Он очень радуется, когда находит в иркутской глубинке частные подворья, сделанные по правилам малой родины: ровная планировка улиц, резные палисадники, а в них — рябина. Ее первые кусты в наши края привезли именно белорусы.

— Иркутск становится современным, комфортным городом, — замечает Рудаков. – Как здорово, что у нас с каждым годом появляется все больше отремонтированных дорог, новых скверов и парков! А сейчас зимний Иркутск очень красивый и по-настоящему праздничный.

Актив иркутского белорусского клуба «Крывiчи» — 50 человек. Но на массовых праздниках всегда собирается несколько сотен людей, от мала до велика. Причем самых разных национальностей. В этом году праздник на Ивана Купала собрал в Смоленщине 350 человек. И все принимали участие в народных обрядах: прыгали через костер, искали волшебный цветок папоротника, танцевали и пели до самого утра.

Фото автора