Новости Иркутска

Пока иркутяне отмечали праздники, сотрудники муниципального предприятия «Иркутскавтодор» работали в круглосуточном режиме, впрочем, как и всегда. Ведь основная задача Иркутскавтодора — следить за состоянием дорог в родном городе в любое время суток и при любой погоде. За десять праздничных дней с городских магистралей было вывезено более 15 тысяч тонн снега.

Очищались улицы не только в центре, но и в других районах города. Улицы Ширямова, Жукова, Советская, Ленина, К.Маркса, Киевская, Грязнова, Чкалова, Рабочая, Тимирязева, Карла Либкнехта, Лермонтова, Маяковского, Мира, Академическая, Волгоградская, Розы Люксембург, Старокузьмихинская, Олега Кошевого, бульвар Рябикова — это лишь часть городских магистралей, на которые во время праздников выходила снегоуборочная техника.

Уборка улиц зимой ведется круглосуточно. Смены у сотрудников Иркутскавтодора длятся по 12 часов: с восьми утра до восьми вечера и с восьми вечера до восьми утра. Если идет снег, то в первую очередь техника выходит на магистральные дороги. Ведь если в пробках встанет центр Иркутска, то заторы появятся повсюду.

Как правило, в первую очередь техника наводит порядок на улицах с самым напряженным движением транспорта: К.Маркса, Ленина, Байкальской. Здесь много остановочных пунктов, поэтому важно за ночь убрать снег, чтобы утром горожане могли без проблем зайти в общественный транспорт или перейти дорогу по пешеходному переходу.

Во время снегопада необходимо сделать так, чтобы на проезжей части и тротуаре не образовалась наледь. Поэтому первоочередной задачей становится превращение наледи в рыхлую кашу. Это позволит позже эффективно очистить дорогу без ущерба для дорожного полотна. В противном случае придется использовать грейдер, который вредит асфальту.

Первой на дороги выходит посыпательная техника — КамАЗы, оснащенные плугом и загруженные отсевом. За одну смену каждый такой КамАЗ проезжает по городу более сотни километров. Кстати, автомобили предприятия оснащены GPS-навигаторами, диспетчеры их видят в режиме реального времени.

Надо отметить, что городские магистрали не поливают никакой химией. Для очистки дорог используют традиционную песко-соляную смесь, реже — соляной раствор.

— Дело в том, что в составе песко-соляной смеси доля соли составляет всего 10 процентов, остальное — песок и щебень. Поэтому она работает только при температуре -15—20 градусов, — поясняет начальник производства правого берега МУП «Иркутскавтодор» Антон Пустынников. — При более низких температурах, а у нас в декабре стояли сильные морозы ниже 30 градусов, используется соляной раствор.

Он состоит из воды и природного солевого раствора, который добывается в Жигаловском районе. А вот при изготовлении песко-соляной смеси используется обычная пищевая соль.

СНиПами и ГОСТами по борьбе с гололедицей прописаны нормы расхода противогололедной смеси на квадратный метр, а также условия, когда применяется соляной раствор, а когда — песко-соляная смесь.

На предприятии всегда есть запас отсева: 250 тонн соли и 2,5 тысячи тонн гравия. С помощью погрузчиков обе смеси перемешиваются из расчета один к девяти и во время обильных осадков безостановочно вывозятся на городские улицы. За один снегопад расходуется от 500 до полутора тысяч тонн отсева. Как правило, дороги обрабатываются два раза в сутки.

Через несколько часов после того, как тротуары и дороги обработаны смесью или раствором, на магистрали выходит уборочная техника. Она должна убрать остатки образовавшейся кашицы. Действующий ГОСТ четко устанавливает сроки уборки наката с улиц. Если не обработать дорогу песко-соляной смесью, то уборка снега будет проводиться и дольше, и сложнее.

По словам сотрудников Иркутскавтодора, у нашей противогололедной смеси показатель коррозийного воздействия в два раза ниже действующей нормы. Покрытие дорог тоже серьезно не страдает: соль растворяется, а с потеплением вымывается дождями.

К слову, убирают улицы независимо от того, идет снег или нет. Каждые сутки на дороги города выходит более ста единиц различной техники: погрузчиков, комбинированных дорожных и снегоуборочных машин, самосвалов, грейдеров и мини-тракторов, а также порядка двух сотен рабочих.

Техника муниципального предприятия на 90 процентов универсальна, например, КамАЗы могут использоваться и зимой, и летом. Летом в кузове устанавливают бочку для полива проезжей части, а к холодам переоборудуют для уборки снега: под колеса ставятся щетки для прометания, плуги для спихивания снега с дороги и бункер, в который загружается противогололедная смесь.

Только КамАЗов на предприятии — около 70 единиц. Есть еще ЗИЛы, тракторные щетки, которые идут вслед за снегоуборочными машинами и окончательно все подметают, тротуароуборочная техника. Она используется в тех случаях, когда со снегом не может справиться дворник.

Фото Валентина Карпова