Новости Иркутска

Надписи на витринах магазинов, рассказывающие о глобальных распродажах, как правило, действуют на покупателей гипнотически. Порой сложно даже протолкнуться в магазин, где предлагают большие скидки – такое там столпотворение! Распродажи действительно вызывают высокий потребительский интерес — и нередко в суматохе покупатели становятся жертвами обмана. Магазины придумывают различные ухищрения, которые помогают избавляться от залежавшегося или бракованного товара. 

Фокусы с числами 

Любой продавец нацелен только на прибыль. Это закон бизнеса. Магазинам нет смысла занижать цены, ведь это принесет убыток, поэтому они идут на разные хитрости. А покупатели легко на них ведутся, не зная изнанки подобных распродаж.

К примеру, самая частая уловка продавцов — слегка завысить стоимость товара за пару недель до распродажи, чтобы потом поставить цену нередко даже выше исходной, выдавая ее за сниженную. Такие приемы чаще всего применяются при небольших скидках — в 10, 20 или 30 процентов. Ну а если на товаре стоит ценник с минус 70—90 процентов, то, скорее всего, скидка будет реальной, правда, не такой большой, как указано. Скорее всего, она не превысит 30—40 процентов.

Подобные уловки достаточно легко распознать: частенько продавцы, не задумываясь, клеят новый ценник поверх старого. Так что его довольно легко отклеить и узнать настоящую исходную стоимость товара. А совсем обленившиеся продавцы могут клеить и клеить эти ценники друг на друга, создавая множество слоев. Поэтому, если вы видите яркие наклейки, кричащие о новой цене, стоит проверить — нет ли под ними прежних ценников.

Чтобы избежать всевозможных уловок продавцов, проверяйте цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Ценники могут использовать и другим образом. Нередко на этикетке просто не печатают исходную цену, стараясь убедить покупателя в том, что какая-то абстрактная цена абсолютно точно является сниженной.

Также продавцы могут проворачивать фокусы с числами. Рассчитать 50-процентную скидку, поделив цену пополам, обычно не составляет труда. Поэтому продавцы редко ее используют. Чаще попадаются скидки в 30, 60, даже 45 процентов. Скорее всего, покупатель не будет заморачиваться и вычислять скидку, которая в итоге, скорее всего, окажется гораздо меньше заявленной.

На деле цена, которую мы видим после скидки, является изначальной ценой данного товара.

Маркетинговый ход 

Предложения о скидках действуют на покупателей как магнит. Потребителям кажется, что купить вещь на 40 процентов дешевле всегда выгодно. И в этом случае существует риск взять больше, чем вы планировали.

Например, одна из популярных видов скидки — два товара по цене одного. Обычно такие распродажи приурочивают к завершению сезона. Вроде бы в этом случае с выгодой для покупателя не поспоришь. Но есть и один существенный минус — ограниченный выбор. Ведь в качестве второго товара продавец предлагает либо однотипный, по сути ненужный клиенту, либо самый дешевый, тем самым сводя экономию практически к нулю. Так что, гонясь за такой скидкой, вы рискуете приобрести абсолютно ненужное вам платье или кофточку.

И еще, как правило, уценку делают на товар, который в лучшем случае пролежал год. Покупатель не узнает об этом, ведь на ценниках не указывается дата выпуска.

Продавцы бытовой техники пользуются еще более неприятной уловкой. По телевидению запускают, к примеру, рекламу новой модели холодильника. Но завозят таких устройств минимальное количество. И когда покупатель приходит в магазин, настроившись на покупку, ему говорят, что данная модель закончилась. А взамен предлагают что-то подороже. Человек невольно ведется на такой маркетинговый ход.

— К сожалению, порядок проведения распродаж в России не регламентирован, — говорит юрист Елизавета Сельвесюк. — В Евросоюзе, например, есть специальная директива, в которой прописаны требования к распродажам. Там содержится запрет такой уловки, как «ловля на живца», когда торговая сеть рекламирует какие-то виды товара по очень низкой цене, но при этом завозит их небольшими партиями. У нас это не запрещено и используется, в частности, многими магазинами бытовой техники.

За внимание потребителей бьются и «сети красоты». Как часто мы слышим заманчивые предложения, что второй товар можно получить бесплатно, или купить его с 50-процентной скидкой. Но в большинстве случаев это касается дорогой парфюмерии или косметики известных брендов. А более дешевые изделия, например дезодорант, тушь или тени для глаз, в подобных акциях, как правило, не участвуют.

Вернись, я все прощу 

Еще один излюбленный ход продавцов — заманивание клиентов «скидочными» картами. Покупателю предлагают накапливать бонусы на индивидуальной дисконтной карте, выдаваемой при первой покупке. Подобное накопление дает право на последующие покупки в этом магазине по сниженной цене. Чем больше вы делаете покупок, тем дешевле вам обойдутся новые. Такая скидка носит прогрессивный характер. Задача этого хода в том, чтобы покупатель снова и снова приходил в конкретный магазин, став его постоянным покупателем. Но, подсчитав реальную экономию от использования дисконтной карты этого магазина и сравнив ее с ценой на аналогичные товары в другом, вы можете прийти к выводу, что в соседнем бутике покупать значительно дешевле.

— Если условия приобретения какого-либо товара предусматривают предоставление покупателю скидок на последующие покупки, то он должен четко представлять, когда и при каких условиях можно этой картой пользоваться, — подчеркивает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Нина Астраханцева.

Специалисты считают, что действительную выгоду можно получить, только если приобретать товар не в сезон, например, шубы и обогреватели — в разгар жары, а кондиционеры — зимой.

Обмену и возврату подлежит 

Приобретая вещи во время распродажи, важно помнить о своих правах. Перед покупкой стоит внимательно ее осмотреть. Иногда за период хранения возникают какие-то дефекты. Также порой по скидке предоставляется бракованный товар или тот, который покупатели уже вернули. Поэтому не стоит поспешно осуществлять «выгодную» покупку. В противном случае вы рискуете получить дефектную вещь, которая придет в негодность через несколько дней.

Специалисты Роспотребнадзора отмечают, что в соответствии с законом «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, которая позволит сделать ему правильный выбор.

— Покупатель имеет право получить в доступной форме информацию о товарах и условиях их продажи в рамках проводимой магазином «скидочной» акции, — продолжает Нина Астраханцева. — Продавец обязан четко сформулировать условия и цену приобретения товара по акции. Конфликтных ситуаций не возникнет в том случае, если до потребителя будет донесена верная информация.

При понижении цены на изделия суть сделки между продавцом и покупателем не меняется, а значит, она полностью подчиняется закону «О защите прав потребителей». Поэтому объявления типа «товар, купленный по акции, обмену и возврату не подлежит» не имеют под собой никаких законных оснований.

— Если непродовольственный товар надлежащего качества не подошел потребителю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то в соответствии с законом он имеет право на обмен в течение 14 дней, не считая дня покупки, — продолжает специалист.

Исключения составляют только изделия, которые входят в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену.

Если в изделии, приобретенном по акции, обнаружен недостаток, потребитель в соответствии с законом «О защите прав потребителей» имеет право требовать замены на товар этой же марки, замены на товар другой марки с перерасчетом цены, уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков купленного товара, расторжения договора купли-продажи с возвратом денежных средств.