Новости Иркутска

Заседание президиума Ассоциации выпускников Иркутского научно-исследовательского технического университета, посвященное развитию конвергентного образования в школы города, состоялось в школе № 19. В нем приняли участие мэр Иркутска Дмитрий Бердников, ректор ИРНИТУ, профессор Михаил Корняков, представители бизнес-сообщества, завучи иркутских школ.

Учиться у природы 

Иркутск стал одним из первых сибирских городов, преобразующих сферу школьного обучения на основе конвергентности (такое образование еще называют междисциплинарным, границы между школьными предметами стираются). В Москве и Петербурге этот процесс начался более десяти лет назад и направлен на формирование такой системы обучения, при которой проблемы, стоящие перед человечеством на современном этапе развития цивилизации, разрешаются при взаимодействии различных научных дисциплин. Вот как объяснил участникам заседания задачу проекта конвергентного образования руководитель Центра довузовской профориентации ИРНИТУ Петр Великоруссов:

— Главная проблема, которую предстоит решать человечеству в ближайшее время — это восполнение и экономия энергоресурсов. За последние полвека цивилизация поглотила столько энергии, сколько ушло на поддержание жизни за всю ее историю. Чтобы избежать дефицита ресурсов и не попасть в технологическое рабство, нужно генерировать новые научные идеи, основанные на так называемом природоподобии, — сказал Петр Викторович.

Далее выступающий привел примеры того, как экономно природа использует энергоресурсы.

— Человеческий мозг сравним по своей эффективности с суперкомпьютером, но для работы он потребляет в сотни раз меньше энергии, чем машина. Чтобы научиться у природы созданию технологий, которые принципиально отличаются от уже имеющихся, мы должны изменить подходы как к восприятию мира в целом, так и научному знанию в частности, — пояснил Петр Великоруссов.

Достичь этого поможет, по мнению ученых, новая модель обучения — конвергентность, основанная на междисциплинарной интеграции и максимальном сближении науки и практики.

В Иркутске, где вслед за столичными городами в систему школьного образования стали активно внедрять новую модель обучения, экспериментальной площадкой стала школа № 19. Это учебное заведение, которое открыло свои двери для учеников 1 сентября 2018 года, проектировалось и строилось как город наук.

Во время экскурсии по школе члены президиума Ассоциации выпускников ИРНИТУ увидели классы и лаборатории, оснащенные по последнему слову техники, школьный планетарий, современный конференц-зал, бассейн, столовую. Здесь есть все для гармоничного развития детей.

Существует и отдельный кабинет, на котором висит табличка «Конвергентный класс». В нем обучаются 30 восьмиклассников, которые были отобраны со всех школ города. Критерием отбора стал конкурс научно-технических проектов, объявленный в прошлом году администрацией Иркутска. Авторы лучших работ вошли в состав конвергентного класса. Как пояснил журналистам Петр Великороссов, главной особенностью этих ребят является способность к обучению.

— Это обычные ребята, не обладающие сверхспособностями, но любящие учиться, размышлять, находить ответы на разные вопросы. Это и было главным критерием при подборе участников проекта, — пояснил Петр Викторович.

Конвергентное обучение подразумевает углубленное изучение точных и естественных дисциплин, иностранного языка, изобретательскую деятельность, выполнение лабораторных экспериментов.

Особенность программы обучения заключается в том, что ребята решают прикладные задачи, используя одновременно знания из области физики, химии, биологии, математики и других наук, а также параллельно учатся в вузе. По субботам они приходят в аудитории технического университета, и с ними занимаются вузовские преподаватели. Это, по мнению организаторов проекта, поможет ребятам после окончания школы не только определиться с выбором профессии, но и быстро встроиться в систему получения университетского образования.

Классы для будущих специалистов

По данным Агентства стратегических инициатив, к 2030 году исчезнут 57 востребованных сегодня профессий. Их место займут 186 других, среди которых — ГМО-агрономы, архитекторы живых систем, киберпротезисты, программисты виртуальных миров. Модель конвергентного образования построена так, чтобы уже в школе ученики смогли определиться с выбором будущей профессии.

Первой важные шаги в этом направлении сделала Москва, где в средних учебных заведениях появились медицинские и инженерные классы, заработал Курчатовский проект, в рамках которого были выстроены партнерские отношения между школами и научно-исследовательским центром «Курчатовский институт».

На заседание президиума Ассоциации выпускников ИРНИТУ были приглашены завучи иркутских школ. Как пояснил мэр областного центра Дмитрий Бердников, по инициативе которого в систему школьного образования Иркутска начали внедрять проект конвергентного обучения, новая модель должна постепенно вводиться во всех школах города.

— Объем информации с каждым годом растет, молодым людям сложно разобраться в нем самостоятельно, и конвергентное обучение призвано помочь им в этом, — подчеркнул Дмитрий Бердников. — Важно, чтобы школьники как можно раньше определились, к чему у них есть способности, и начали их развивать. Для этого нужно, чтобы в процессе профессиональной подготовки принимали участие и вузы, и ведущие предприятия передовых отраслей экономики.

На заседании выступали представители трех крупных бизнес-структур — компании «Русал», ПАО «Иркутскэнерго» и Иркутского авиазавода. Все они являются участниками проекта создания в общеобразовательных учреждениях города профильных классов, где уже в процессе школьного обучения ребята могут получить азы профессий, востребованных на предприятиях данных компаний. Выступающие дали рекомендации, которые помогут педагогам создать подобные классы в своих школах.

О своей заинтересованности в студентах, которые уже имеют компетенции научных исследований, рассказал на встрече и ректор ИРНИТУ Михаил Корняков.

— Новые подходы, связанные с инновациями в школьном обучении, для нас очень важны. Используя базу университета и 19-й школы, конвергентное направление могли бы успешно развивать и другие средние образовательные учреждения города. Также мы планируем расширять сотрудничество с нашими партнерами — представителями крупного бизнеса по созданию профильных классов и призываем вас использовать этот опыт для более эффективной профориентационной работы, — сказал Михаил Корняков.

Участники встречи с интересом встретили предложение о сотрудничестве с одним из крупнейших вузов Сибири.

— У нас в школе пока нет опыта организации такого обучения, поэтому мне эта встреча была очень полезна. Особенно заинтересовало проведение ознакомительной и летней практики на предприятиях, организация профильных классов и возможность проводить лабораторные занятия на базе вузов. Я записал контакты участников встречи, и после обсуждения итогов этого заседания с коллективом школы и директором, думаю, мы подключимся к работе, — рассказал корреспонденту нашей газеты заместитель директора иркутской школы № 76, преподаватель физики Александр Обризанов.

В завершение заседания президиума Дмитрий Бердников еще раз акцентировал внимание собравшихся на той значительной роли, которую призвано сыграть подрастающее поколение в развитии страны.

— Когда в марте этого года на заседании Ассоциации выпускников ИРНИТУ было предложено организовать проект конвергентного обучения, у многих было недоверие к этой инициативе, — сказал мэр  города. — Но вот буквально месяц назад мы уже получили высокую оценку внедрения проекта от Министерства образования Российской Федерации. Мы будем и дальше двигаться в направлении развития конвергентного образования, оснащать образовательные учреждения самым современным оборудованием и, конечно, строить вот такие школы, призванные стать настоящими городами наук.

Фото Александра Новикова