Новости Иркутска

Наша героиня — учитель русского языка и литературы иркутской школы № 24 — считает, что детям ее предметы жизненно необходимы. «Без развитой речи сложно найти общий язык с окружающими, а литературные произведения передают опыт многих поколений и дают представление о том, как разрешать сложные жизненные ситуации», — говорит Валентина Лагунова. Она неоднократно становилась победителем городских профессиональных конкурсов, признавалась лучшей среди педагогов школ города.

Доброе слово лечит 

Я сидела за последней партой на ее уроке русского языка. Шестиклассники как раз начали изучение раздела «Лексика». Они узнали, что слова могут звучать как настоящие, но вовсе не иметь смысла. Валентина Валерьевна прочла им наизусть бессмыслицу про «бутявку и калушат, которые сяпали по напушке». Ребята делали удивленные глаза и с интересом смотрели на учительницу. Потом стали наперебой рассуждать, что за загадку им предложили. В итоге недолгой дискуссии выяснилось, что образовать слово из букв, зная правила грамматики, вовсе не сложно, но пользы от этого не будет никакой, если у слова нет смысла.

Так эмоционально началось для шестиклассников изучение науки о возникновении слов и их значении.

Рядом со мной, как и положено для «камчатки», сидел мальчик, в тетрадке которого была выведена красной пастой аккуратная двойка. Он сосредоточенно смотрел, как учитель пишет на доске пословицы и поговорки: «Доброе слово лечит, а злое — калечит», «Пустые слова, что орех без ядра», «Доброе слово дороже золота»…

— А сами вы, ребята, знаете пословицы и поговорки про слова? — спросила педагог.

В классе зазвучали известные «слово — не воробей», «доброе слово и кошке приятно», «слово — серебро». Значение каждой поговорки разбирали всем классом.

— А как вы понимаете, ребята, библейское высказывание «вначале было слово»?

Вопрос был сложный, и дети задумались. Потом осторожно стали высказывать версии о том, что значение каждого слова играет большую роль и говорить бездумно, осуждать, обманывать — значит плохо поступать. И в итоге оказалось, что слово — это тоже поступок.

Так, через уроки русского школьники, по мнению Валентины Валерьевны, познают азы правильного и неправильного поведения, учатся общаться с другими людьми.

Каждый имеет право на ошибку 

Валентина Валерьевна пришла в школу сразу после окончания Иркутского госуниверситета. Филологом мечтала быть с детства. Рассказывает, что большое влияние на нее оказала ее школьный педагог Тамила Петровна Дучинская.

— Она учила нас не просто языку и литературе, она учила мыслить не по шаблону, на примере героев книг мы познавали, «что такое хорошо и что такое плохо». Готовясь к уроку, я часто вспоминаю, как просто и доступно она объясняла нам сложный материал. Даже сегодня, когда она бывает в школе и заходит в класс, я встаю, чтобы приветствовать ее, — говорит Валентина Лагунова.

В ходе урока шестиклассники узнали, что есть слова, которые звучат по-разному, но означают одно и то же. Они называются синонимами. А есть слова, которые содержат противоположные значения, — антонимы. Но самое интересное, что существуют слова, которые звучат одинаково, но несут в себе разный смысл. Все в классе стали обсуждать пример: «режут на экзамене» и «режут ножом».

Затем ребята разлиновали тетрадь на три столбика и стали придумывать свои варианты. Мой сосед-двоечник оказался весьма креативным и в графе «синонимы» написал: «люди, человеки».

После этого по заданию учителя стали вспоминать фразы с переносным значением.

— Как вы объясните смысл такого высказывания: «Конь о четырех ногах, но и тот спотыкается»? — задала вопрос Валентина Валерьевна.

Наступила пауза.

— У человека две ноги, и он иногда падает. Известно, что опора на две точки не так надежна, как на четыре, но ведь случается, что и лошадь падает, — стала помогать педагог.

— Это означает, что каждый без исключения может ошибаться, что нельзя лишать человека права на ошибку, — подхватил один из учеников.

«Обожаю наше радио»

После урока я спросила Валентину Валерьевну, как она реагирует, когда в каких-то бытовых ситуациях слышит безграмотную речь. Она рассмеялась:

— Внутренне коробит, конечно, когда говорят, например, «ложи трубку». Но замечания делать я не стану. Мы как-то с отцом работали вместе на дачном участке, и он мне все время говорил: «Доча, ложи лопату, ложи картошку в ведро…» Так я, чтобы не обидеть его, тоже стала говорить «ложи». Учить детей языку в школе — это одно, и совсем другое указывать на ошибки взрослому человеку в автобусе, в гостях или на работе… Могу сказать только: когда слышу грамотную, красивую речь, получаю истинное наслаждение, поэтому обожаю наше радио.

Оказывается, в квартире Валентины Валерьевны с незапамятных советских времен работает радиоточка, которая передает программы иркутской гостелерадиокомпании, станции «Маяк».

— Радиоведущие с ранних лет были для меня эталоном правильного произношения. Я и сейчас с удовольствием слушаю старые добрые радиостанции, — говорит Валентина Лагунова.

Рассуждая о том, что сегодня происходит с русским языком, Валентина Валерьевна признается, что засилье иностранных слов ей не по душе:

— Это можно принять, если нет русских аналогов, но в большинстве случаев они есть, а нам все-таки навязываются «мерчандайзинг», «ресепшен», «клининг»…

Прежде думай о Родине 

Другая наболевшая проблема — увлечение школьников гаджетами — не вызывает у Валентины Валерьевны учительского негодования. И когда на вопрос «Как нам найти проверочное слово?» ученик отвечает: «Посмотреть «Википедию», она только улыбается.

— Дети изменились, потому что изменился мир вокруг. В Интернете можно найти много полезного, но это всего лишь инструмент, он не научит мыслить, подбирать аргументы для отстаивания своей позиции, не задаст верного направления развития. Это может сделать только наставник, только человек, — убеждена Валентина Валерьевна.

Она вспомнила, как однажды отправилась с ребятами в поход.

— Мне дали классное руководство, и это был наш первый выход на природу. Пришли на поляну, стали разводить костер. Смотрю — один достал из рюкзака бутерброд, встал в сторонке, съел; потом второй, третий. В следующий раз, только пришли в лес, я из всех рюкзачков продукты на общий стол вытряхнула, у детей удивление: «Вы что делаете?». Я говорю: «Мы ведь в поход пошли все вместе. Разве так поступают настоящие друзья — тайно друг от друга едят свои запасы?!» Вижу, устыдились. С тех пор сами все выкладывают на общий стол и делят по-братски. Нас в СССР учили прежде думать о Родине, а потом о себе.

Во главу угла образовательной системы, по мнению педагога, необходимо ставить получение универсальных знаний ради возможности максимальной самореализации. А сейчас в приоритете у детей — оценка в аттестате, которая откроет дорогу в престижный вуз.

— Очень большой пласт знаний при таком подходе игнорируется, в частности, чтение книг. Дети говорят — а нам это не пригодится. Они пока не понимают, что образованный человек должен обладать широким кругозором, а без знаний литературы, истории, языка это невозможно, — говорит педагог.

При этом Валентина Валерьевна не принадлежит к лагерю противников ЕГЭ. Она объясняет, что большинство вопросов, которые даются на экзамене, требуют реальных знаний:

— Возможно, по другим предметам предлагаются тестовые варианты ответов, но по русскому языку и литературе, как правило, нужно давать развернутые пояснения.

«Неудобных» учеников не бывает 

После урока я спросила у ребят: «Строгая, наверное, у вас классный руководитель?».

— Нет, она добрая, и с ней интересно, — ответила Вера Верхозина, и все ее поддержали. При этом сама Валентина Валерьевна считает, что бывает излишне строга, когда оценивает знания учеников. Высокие требования, по ее мнению, задают высокую планку для получения знаний. И жизнь подтверждает это: многие ученики Лагуновой выходят победителями городских и региональных олимпиад, имеют одни их самых высоких в городе показателей при сдаче ЕГЭ.

«Я хочу, чтобы мои ученики, окончив школу, с теплотой вспоминали обо мне, как о человеке и учителе, находили свободную минутку заскочить в школу, рассказать о трудностях, поделиться радостью, попросить совета, да и просто поболтать. Чтобы мое желание осуществилось, я должна любить своих учеников, разных — способных и не очень, добрых и сердитых, отличников и двоечников — всех, не деля их на «удобных и неудобных», — написала в одном из своих конкурсных эссе педагог по призванию Валентина Валерьевна Лагунова.

Фото Валентина Карпова