Новости Иркутска

Этим людям малыши доверяют все свои секреты, радости и печали. Эти люди сопровождают ребятишек от горшка до парты. Они умеют слышать и слушать своих подопечных. Они — Воспитатели с большой буквы. В День работников дошкольного образования мы хотим познакомить вас с уникальными представителями этой профессии, работающими в обычных детских садах Иркутска.

Философия детства 

Весь ее монолог можно разобрать на цитаты: «Педагогика — это глаза в глаза». «Педагогика — наука о счастье». «Не воспитывать, а проживать с ними жизнь». Татьяна Витальевна Фрид не похожа на обычного воспитателя — скорее, на учителя по йоге, скульптора или философа. Она говорит сбивчиво, вдохновенно, потому что рассказать о любимом деле в двух словах непросто.

Татьяна Витальевна работает в детском саду № 184. «Чем отличается ее группа «Радуга»? — улыбается заведующая Надежда Макаренко. — Эти дети умеют задавать вопросы».

Но что еще важнее — они умеют находить ответы. Дело в том, что в своей работе Татьяна Фрид основывается на ТРИЗ-педагогике (теории решения изобретательских задач). Ее маленькие воспитанники выращивают плесень, изучают и «собирают» в увеличительное стекло Солнце, рисуют музыку, размышляют, откуда на мухоморе пятнышки — в общем, впитывают и ощущают этот мир.

— Например, мы любим игру, где нельзя произносить слово «не знаю». Однажды я задала вопрос: «А что такое творчество?» — рассказывает Татьяна Витальевна. — Ответы были разные… А спустя четыре часа ко мне подошла одна девочка и сказала: «Я думаю, творчество — это когда голова улетает далеко-далеко и прилетает абсолютно новая». У меня мурашки побежали от ее слов…

Благодаря такому нестандартному подходу дети учатся мыслить свободно и не боятся творить. Причем каждый выбирает сам, лепить ли ему солнце из пластилина, рисовать его красками или скручивать из бумаги. Результаты этих трудов собраны в большую арт-галерею — гордость детского сада № 184.

— Мы разве что носом не рисовали! — смеется воспитатель. — Арт-галерея — это мой проект длиною в жизнь. Я не люблю слово «поделки» — у нас

произведения. Глядя на них, некоторые не верят: «Не может ребенок в четыре года нарисовать такое, кто-то помогал». Но я уверяю: никто не помогал. Они делают это сами.

Интересно, что такие мини-галереи начали появляться у ребятишек и дома. Одна девочка, которая не проявляла никакой склонности к рисованию, вдруг стала увлеченно выводить на бумаге карандашом. Другой мальчик, который всегда рисовал черным цветом, в один день пришел домой и взял краски…

— Главное — убрать страх. Перед творчеством и перед самой жизнью, — убеждена Татьяна Фрид. — Ведь мы не знаем, какие профессии появятся завтра, какие знания потребуются. Человек будущего — это человек мыслящий, нестандартно решающий любые задачи и проблемы.

Модные профессии меняются в группе «Радуга» постоянно. Если сегодня изучают птиц — то все сразу мечтают стать орнитологами, чтобы разгадать тайну происхождения крылатых. Нянечка смеется: «Ну вот, а на прошлой неделе все хотели быть космонавтами…»

Трудно поверить, но это первый муниципальный детский сад в жизни Татьяны Витальевны. Одно время она преподавала в частном детсаду, школе раннего развития и даже реабилитационном центре, где занималась с детьми с нарушениями слуха. Ни о каком инклюзивном образовании в то время еще не знали. Тогда-то Татьяна Фрид и пришла к ТРИЗ-педагогике, где весь мир — это задача, которую можно решить.

…Каждое утро к Татьяне Витальевне радостно несутся ребятишки: показывают, что у них интересного в карманах, делятся историями и впечатлениями. Многое из этого она заносит в свой дневник — он уже полон удивительно метких цитат.

— А когда мне плохо, когда я чувствую, что начинаю «зажимать» детей, то просто открываю Януша Корчака «Как любить ребенка» на любой странице и начинаю читать, — признается воспитатель. — И меня отпускает.

Вокруг России за 20 минут 

Ирина Топченюк в детстве усаживала кукол в ряд и принималась что-то вдохновенно им объяснять. Так проходили все ее игры…

— Я отчетливо помню своего воспитателя. В сончас я никогда не могла уснуть, но педагог меня не ругала — она тихонько звала меня в группу и учила вязать крючком, — вспоминает Ирина. — Образ воспитателя казался мне таким привлекательным: милая, аккуратная, нежная женщина, которая постоянно придумывает увлекательные задания и играет с ребятишками.

Спустя много лет Ирина сама стала такой же. В 2010 году она пришла работать в детский сад № 8. Еще на собеседовании заведующая садиком Валентина Даниловна Шийко подметила:

— У вас такой огонь в глазах!

И это было правдой. Каждый день Ирина не шла — летела на работу, где ее ждали более 30 малышей.

— Как за всеми уследить и удержать их внимание? Если ты открыт и положительно настроен, дети будут слышать тебя и идти за тобой, — считает воспитатель. — Да, встречаются шалуны, которые так и норовят нарушить дисциплину. Я долго искала к ним подход. Строгость с такими не работает. И тогда я попробовала давать им ответственные задания: «Ты будешь моим помощником сегодня». Когда дети чувствуют себя ответственными, главными в чем-то, излишняя озорливость тут же пропадает.

В детском саду № 8 она выпустила три группы. Признается, что все они были разными: каждое последующее поколение все более информированное и подкованное.

— Приходится искать новые подходы, смотреть все современные мультфильмы, чтобы поддержать с детьми беседу. Недавно они открыли для меня комиксы Marwell, — рассказывает Ирина. — Мой любимый период — это подготовительный год, перед школой. Здесь я вижу все, что вложила в детей. Они становятся интересными собеседниками, доверяют все тайны, печали и радости. Они сами становятся организаторами образовательного процесса и нередко подкидывать интересные идеи. Поэтому важно слушать и слышать их.

У Ирины давно была мечта — поучаствовать в профессиональном конкурсе. И в январе этого года она сбылась. Наша собеседница стала призером муниципального этапа всероссийского конкурса «Воспитатель года России — 2018».

— На первом этапе нужно было провести показательное занятие в чужом детском саду, с незнакомыми детьми. Страшно было накануне. Как только я зашла и увидела ребятишек, волнение испарилось. У нас было квест-путешествие по России, за 20 минут мы успели «посмотреть» всю страну, — с гордостью говорит Ирина Топченюк.

В следующем туре, куда прошла только половина участников, нужно было доказать свою теоретическую подкованность и представить педагогическую находку. Ирина рассказывала про квест-игры, которые уже давно стали любимым занятием в ее родном детском саду № 8. Жюри оценило находку и подарило путевку в финал — теперь предстояло провести для коллег интересный мастер-класс.

— Идея пришла внезапно — настольные бурятские игры в кости! Коллега помогла разобраться в тонкостях игры, все это мне пришлось освоить за вечер. Потом с ребятишками отточила, они пришли в неописуемый восторг! — вспоминает воспитатель. — А вообще, у всех шести финалистов были интересные мастер-классы. Например, победительница Анна представила ходилки-бродилки — настольные игры, которые можно вместе с детьми создавать и вместе же в них играть. Я взяла идею на заметку и успела со своими ребятишками сделать ходилку-бродилку по Иркутску.

С нового учебного года Ирина Александровна пошла на повышение: теперь она заместитель заведующей по воспитательно-методической работе в детском саду № 136.

— Пришла моя очередь помогать молодым педагогам. Я чувствую, что готова делиться опытом, — продолжает Ирина. — Конечно, я боялась, что буду скучать по детям, жалеть о своем решении. Но потом поняла: теперь у меня не одна группа, а целый детский сад!

На вопрос: «Как подобрать ключик к сердцу ребенка?» — Ирина Александровна отвечает с улыбкой: «Нужно быть не над ребенком, а на уровне с ним».

Фото Валентина Карпова