Новости Иркутска

Дороги в XXI веке требуют к себе комплексного подхода. Времена, когда рабочие ограничивались латанием ям, ушли в прошлое. Сегодня ремонт проводится «от фасада до фасада», привлекаются новейшие машины и передовые технологии. Как меняется дорожный облик и какие транспортные узлы нужно развивать сегодня, чтобы не стоять в пробках завтра, — об этом в конце сезона мы поговорили с заместителем председателя комитета городского обустройства администрации Иркутска Андреем Пономаревым.

Первый заливщик швов в городе 

— Андрей Николаевич, как завершается сезон?

— В штатном режиме. Второй год мы участвуем в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» (далее — «БКД»). В прошлом году по этому приоритетному проекту было заложено 556 млн рублей и построено 26,78 км дорог. В 2018-м — уже 33 км. Общая сумма софинансирования (федерального, областного и городского бюджетов) увеличилась до 668 млн рублей. В настоящий момент ремонт заканчивается: из 35 запланированных участков осталось доделать всего шесть. Один из них — развязка возле жилого комплекса «Союз», которая будет завершена в конце октября.

Этим летом закончена реконструкция Маратовской развязки. Первоначально здесь предполагался миллиардный проект. Но мэрия нашла более эффективное и недорогое решение — оставить движение по кольцу для троллейбусов, проложить удлиненную петлю для остального транспорта и сделать улицу Рабочего Штаба главной. В результате пробки на этом участке исчезли. На первый этап работ ушло 27 млн рублей, на второй — 38.

— Какие требования предъявляет федеральный центр к проектам «БКД»?

— Ключевое слово здесь «безопасные». Мы приводим дорогу в нормативное состояние: меняем покрытие, бордюрный камень, делаем новую разметку в термопластике, устанавливаем новые и дублирующие знаки, барьерное и пешеходное ограждения. У нас комплексный подход «от фасада до фасада». Улица преображается на глазах, она становится удобной и по-настоящему безопасной.

А требования все строже и строже. Существенно сокращены сроки, выделяемые на ремонт, даны более четкие понятия выбоин и повреждений, вводится обязанность убирать «посторонние предметы» с проезжей части. Новые правила вступят в силу с 1 сентября. В них есть четкое определение, что можно назвать ямой: по размеру она должна быть не меньше 15 на 60 см и глубиной — от 5 см. Заделать ее мы должны в течение пяти дней. Все, что меньше, ямой не считается. Правда, при последующем ремонте мы ликвидируем все трещины и швы.

— Удалось ли отойти от прежнего ямочного ремонта, когда выбоины просто заливали асфальтом?

— Да, теперь используются другие методы и новая техника. Два года назад «Иркутскавтодор» приобрел современную установку «Шмидт». На ней работает один оператор, который засыпает щебенку (она под давлением смешивается с эмульсией) и тут же ее равняет. Также наши дорожники впервые приобрели швозаливщик. Специальной мастикой он закрывает на дороге швы. Даже к щебню у нас особое внимание: он должен быть твердым, из скалистых пород, чтобы прослужить подольше. Срок эксплуатации ремонтируемых дорог составляет три года, но нам важно, чтобы шоссе не подводило максимально долго.

Переделать — только за свой счет 

— Автомобилисты замечают, что дорожники теперь часто работают ночью.

— Да, в Иркутске есть улицы, где проводить ремонт днем невозможно из-за плотного потока машин. Например, на Чкалова, Дорожной и Декабрьских Событий в светлое время суток рабочие занимались только тротуарами. Ночью же на Декабрьских Событий идет укладка резиножелезобетонных плит вдоль трамвайных рельсов. Это новое покрытие отлично себя зарекомендовало, оно позволяет обновлять пути, не уходя на капремонт, — продолжает заместитель председателя комитета городского обустройства. — Есть участки, где работаем круглосуточно, например, на объездной дороге в Юбилейном.

— Как принимаете выполненную работу?

— Строго и справедливо. В начале сезона один поставщик бордюра привез неморозостойкий материал — в итоге он был вынужден увезти все обратно и проводить длительные испытания. Получается, подвел сам себя. Даже чтобы положить простой асфальт, сначала специалисты едут на заводы и досконально изучают его состав: какие песок и щебенка, какой битум. Все это проверяется в лаборатории, затем пробы обязательно берут с самого асфальтоукладчика. С готовых участков дороги делается так называемая вырубка: проверяем покрытие на толщину, уплотнение, устойчивость к температуре. Кроме того, нам помогают специалисты Стройнадзора и ФКУ «Росдортехнология» своими внезапными проверками.

А в следующем году планируем создать муниципальное учреждение по контролю качества иркутских дорог. Специалисты будут проверять отремонтированные участки и в частном секторе, и во дворах, и на общественных территориях.

— И все недоработки подрядчики исправляют за свой счет?

— Конечно! В прошлом году на объездной Ново-Ленино подрядчик переделал около семи тысяч квадратных метров. В этом году на улице Аргунова другой подрядчик переложил за свой счет около двух тысяч квадратов. Он нарушил технологию: не успел закончить ночью, а утром здесь поехал транспорт. Когда по свежеукатанному асфальту двигается поток машин, невозможно получить хорошее уплотнение.

На данный момент из 35 готовых участков оплачены только четыре. К приемке готовятся 17 объектов. Оплата производится только после того, как сдана вся работа.

Внимание на Баумана и Джамбула 

С 2019 года Иркутск будет участвовать в новом федеральном проекте «БКД 2.0», который включает около 70 агломераций по стране и предполагает капиталоемкие работы. Первый иркутский проект в рамках «БКД 2.0» — реконструкция улицы Баумана, с 18-го до 21-го Советских переулков. Подготовительные работы начнутся уже в декабре. Весь ремонт пройдет в три этапа.

— На прошлой неделе мы получили положительное решение государственной экспертизы реконструкции улицы Баумана, — продолжает Андрей Пономарев. — Основные работы начнутся в следующем году, на них выделят 263 млн рублей. Вдоль улицы будут устроены тротуары, проведено освещение, установлены знаки, ограждения, нормальные павильоны, организованы парковки, проложена ливневая канализация. В перспективе улицу Баумана планируется облагородить и сделать полноценной магистралью, дублирующей улицу Розы Люксембург.

Большой миллиардный проект будет реализован в районе улицы Джамбула. На первых парах отремонтируют путепровод через Иркутный мост (участок над железной дорогой) — на это уйдет больше 200 млн рублей. Затем предполагается полностью перестроить схему движения на этом участке, сделав Джамбула двухсторонней и тем самым убрав лишний крюк через Маяковского. Но пока что этот проект находится на рассмотрении экологов. 

— Улица Култукская у нас постоянно тонет, потому что находится в низине. В будущем году начнем строительство ливневой канализации с возведением локальных очистных сооружений, — делится планами Андрей Николаевич.

Федеральная программа «Безопасные и качественные дороги» должна поднять состояние иркутских дорог до норматива. Сейчас ему соответствует только 57% магистралей. В Иркутске уже определены 67 наиболее аварийно-опасных участков дорог.

— Помните, сколько разговоров было, когда на Кайской горе ставили барьерное ограждение? — рассуждает Пономарев. — С тех пор здесь произошли две большие аварии (в последний раз у фуры отказали тормоза, и она «собрала» 13 автомобилей). Если бы не было ограждения, все эти машины оказались бы на встречной полосе. Всегда считались опасными улицы Трактовая и объездная Ново-Ленино, по ним мы продолжаем вносить ограничительные меры. На Трактовой после установки отбойников число аварий с погибшими и пострадавшими резко сократилось. На Сурнова водители тоже привыкли к барьерам, и теперь улица справляется с потоком машин. Осознание новшеств приходит со временем.

Фото автора и Валентина Карпова

ЦИФРЫ

В 2018 году в Иркутске отремонтировали 35 участков дорог, 72 участка в частном секторе — всего 440 000 квадратных метров.