Новости Иркутска

Иркутский поэт и прозаик Андрей Румянцев, автор биографических книг о наших знаменитых земляках Александре Вампилове и Валентине Распутине, готовит к публикации новое произведение «ЖЗЛ: биография продолжается» для издательства «Молодая гвардия». Издание призвано ближе познакомить читателей с пианистом Денисом Мацуевым.

— Андрей Григорьевич, серия «Жизнь замечательных людей» от «Молодой гвардии» популярна еще с советских времен, но читатель привык, что эти книги рассказывают о судьбах, которые прошли проверку временем. А герой вашей новой книги — человек еще довольно молодой, которому многое предстоит сделать… Насколько, по вашему мнению, такой выбор оправдан?

— Серия ЖЗЛ сегодня дополнена разделом «Жизнь замечательных людей: биография продолжается». Она открыта как раз для того, чтобы рассказывать о наших знаменитых современниках. Это, кстати, совсем не редкость. Работая над книгой о Денисе Мацуеве, я перечитал массу трудов о музыкантах. Так вот, например, классик французской литературы Стендаль написал сочинение о Джоаккино Россини еще при жизни великого композитора. И если бы этого не сделал он, то «Жизнь Россини» написал бы кто-нибудь другой, поскольку интерес к этой личности в Европе того времени был велик. Также обстоит дело и с нашими знаменитыми современниками. Денис Мацуев — не только виртуозный музыкант с мировым именем, но и общественный деятель, человек редких, выдающихся качеств. Интерес аудитории в данном случае является определяющим.

— А как сам Мацуев отнесся к этой идее?

— Денис Леонидович, как всякий творческий человек, уважает труд другого творческого человека, его мнение и замысел. Люди такого масштаба, как Распутин и Мацуев, понимают: то, что сделано ими, будет кем-то описано. Через годы о Мацуеве, я уверен, появится книга другого автора. Посмотрите, сколько написано в разные времена о Пушкине…

Книгу о Распутине я тоже начал писать еще при жизни Валентина Григорьевича — в 2014 году. Мы были знакомы с ним много лет, вместе учились в Иркутском госуниверситете, жили в студенческом общежитии, год — в одной комнате. После вуза наши пути разошлись: я уехал в Бурятию, он — в Красноярск. Но я не пропускал ни одной книги Распутина — читал их от корки до корки, внимательно следил за его судьбой. В 1989 году я с семьей переехал в Иркутск, и мы постоянно виделись. О том, что я пишу о нем книгу в серии ЖЛЗ, я рассказал Валентину Григорьевичу, и он просто принял это во внимание.

— С Вампиловым и Распутиным вы были друзьями, знали их с юных лет. Совсем другая история — Мацуев. Человек другого поколения, другой творческой профессии. Как вы справлялись с материалом?

— Музыкой я увлекался с ранних лет. В университете вместе с Вампиловым и нашим однокурсником, ныне преподавателем ИГУ Игорем Петровым, играл в струнном оркестре. Я — на контрабасе, а Саня с Игорем — на домрах. Конечно, я не обладаю столь тонким пониманием музыки, как Денис Мацуев, но интересовался ею всегда и задолго до сотрудничества с «Молодой гвардией» посещал в Иркутске фестиваль «Звезды на Байкале», интересовался творчеством Дениса Леонидовича.

Что касается подбора материала, я предпочитаю иметь дело с фактами, документами. Есть биографы, которые пишут о своих героях как беллетристы. Например, известный француз Андре Моруа излагал биографии знаменитостей, используя художественные приемы. Я не сторонник такого подхода.

— Автор, пишущий о своем современнике, должен испытывать постоянное присутствие внутреннего цензора, огромную ответственность за каждое слово. Это мешает в работе над книгой?

— Я, в принципе, очень ответственно подхожу к любому излагаемому материалу, но при этом вполне отдаю себе отчет в том, что все-таки интерпретирую какие-то факты субъективно. Тот же Стендаль в предисловии к своей книге о Россини извинился перед читателями за возможные неточности в изложении биографии героя. Он ловко вышел из положения, предположив, что эти ошибки подвигнут композитора написать автобиографическую книгу.

И потом, зная характер Дениса Мацуева, я не думаю, что он будет излишне придирчив и категоричен при оценке моего труда.

— А как вы сами оцениваете свою новую книгу?

— Работать над ней было очень интересно. Мацуев при его выдающемся таланте человек открытый, доброжелательный, веселый, любит свой родной край, любит Иркутск и много сделал для него. Надеюсь, книга будет интересна и читателям.

По правилам издательства, в серии ЖЗЛ автор обязательно должен отразить родословную героя, ведь его жизненный путь во многом определили родные люди, педагоги, наставники. Оказывается, у Дениса Мацуева все близкие родственники были очень музыкальны, все играли на каком-нибудь инструменте. Дедушка по линии отца вырос в семье, где было пятеро детей, из своих сестер и братьев он создал семейный ансамбль. Сам играл на гитаре, а, к примеру, его брат Николай владел таким редким для Сибири инструментом, как валторна. Неудивительно, что и отец Дениса тоже стал музыкантом. Он в свое время заведовал музыкальной частью нашего драмтеатра. А мама моего героя окончила музыкальный факультет Иркутского пединститута и затем преподавала в нем.

— О чем еще кроме родословной вы рассказываете?

— Всех поражает работоспособность Дениса Леонидовича. В год он дает примерно 260 концертов. Утром он улетает из Иркутска, где выступал на фестивале «Звезды на Байкале», в Братск. Там дает концерт, возвращается в Иркутск и отсюда улетает для выступления в Париж, а оттуда снова возвращается в Иркутск на закрытие фестиваля. Это огромный труд. О его поездках по планете и о том, что ведет его по жизни, я рассказываю в главе «Счастливое сумасшествие».

Кроме этого, он ведь не только выступает с концертами. Он занимается одаренными детьми, помогая им развивать свой талант и выходить на большую сцену. Он выступает как популяризатор классической музыки, организует замечательные фестивали, куда приезжают лучшие музыканты страны и мира: Гергиев, Темирканов, Спиваков. Об этом говорится в главе «Мировая команда друзей». О семье и жене — балерине Екатерине Шипулиной рассказывается в главе «Я встретил вас…».

Кроме биографического материала я использую в книге его записи, размещенные в соцсетях. Он ведь там пишет не только о текущих событиях, а делится своим пониманием музыки, размышлениями о жизни. Например, он как-то написал, что долго не понимал Шопена и играл его чисто механически. «А сейчас, — пишет он, — у меня с его музыкой настоящий «любовный роман».

— Когда книга должна увидеть свет?

— Жестких сроков выхода нет. Книга написана, но я еще раз должен перепроверить каждый факт. Как только эта работа будет закончена, издательство передаст ее в печать.

Фото из архива Андрея Румянцева

Андрей Румянцев — российский писатель и поэт, переводчик, заслуженный работник культуры РФ, народный поэт Бурятии. Родился в селе Шерашово (Бурятия) в многодетной рыбацкой семье. В 1955 году окончил школу с серебряной медалью и поступил на филологический факультет ИГУ. После окончания вуза работал в газете «Молодежь Бурятии», в Комитете по телевидению и радиовещанию Бурятии. С 1993 по 2001 год руководил иркутской организацией Союза писателей России. С 2012-го живет в Москве.